Административно-правовые нормы

ОТНОШЕНИЯ

И АДМИНИСТРАТИВНО-ПРАВОВЫЕ

АДМИНИСТРАТИВНО-ПРАВОВЫЕ НОРМЫ

В Республике Беларусь общественные отношения, возни­кающие в процессе управленческой, исполнительной (и распо­рядительной) деятельности, регулируются посредством адми­нистративно-правовых норм.

Административно-правовой норме свойствены признаки, характерные в целом для нормы права: общеобязательное пра­вило поведения общего характера, рассчитанное на неопреде­ленный круг лиц и неоднократное применение, установленное уполномоченным государственным органом и охраняемое в необходимых случаях принудительной силой государства.

Административно-правовые нормы отличаются от норм других отраслей права содержанием регулируемых обществен­ных отношений.

Предметом регулирования норм административного права являются общественные отношения, складывающиеся в сфере управленческой, исполнительной (и распорядительной) дея­тельности государства, а также вопросы публичного управ­ленческого характера, возникающие в связи с осуществлением общественными и иными негосударственными объединениями (учреждениями) переданных функций государственного управ­ления.

Нормы административного права регулируют обществен­ные отношения, направленные на:

- установление, изменение, совершенствование системы
государственных органов управления, их правового статуса
и структуры;

- закрепление наиболее рациональных, научно обоснован­
ных взаимосвязей между субъектами и объектами, управляю-


щими и управляемыми (объединениями, предприятиями, учреж­дениями и др.);

- охрану установленных правом общественных управлен­
ческих отношений, прав и законных интересов граждан;

- развитие новых общественных отношений, соответству­
ющих требованиям эффективного общества и государства.

Административно-правовая норма, как и нормы других отраслей права, имеет свою структуру, т.е. внутреннее стро­ение, определенный порядок взаимосвязей ее составных эле­ментов. Структура нормы традиционна: она состоит из гипотезы, диспозиции и санкции.

Однако в содержании административной нормы имеются особенности. Не во всех нормах четко выражена гипотеза. Обстоятельства, предусматриваемые гипотезой нормы, выра­жаются в виде юридических предписаний, требований (напри­мер, совершение правонарушения, достижение определенного возраста). Они могут выражаться в форме гипотетического суждения, не формулироваться вообще, а выводиться путем логического анализа нормы.

Диспозиция - правила поведения, включающие предписа­ния, запреты, права и обязанности.

Санкция - конкретная мера административного или дис­циплинарного воздействия за совершенное правонарушение. Административно-предупредительные меры воздействия (уста­новление карантина, оцепление места происшествия, наводне­ния и т.п.) не относятся к санкциям.

К элементу административно-правовой нормы может быть отнесено поощрение - публичное признание заслуг юридичес­кого или физического лица в выполнении ими задач, функций, обязанностей и применение в отношении них морального или материального стимулирования (благодарность, денежная премия, подарок и т.п.).

Особенности административно-правовых норм проявляются в степени определенности закрепленных в них предписаний. Ад­министративно-правовые нормы чаще являются императивны­ми. В них правила поведения, требования выражаются в категорической форме, не допускающей никаких изменений, аль­тернатив поведения субъектов того или иного правонарушения.'


Диапозитивные нормы допускают изменение поведения субъектов (сторон) в зависимости от их воли, желания, опреде­ление прав и обязанностей в рамках нормы. Диспозитивные нормы характерны для гражданско-правовых отношений, в административном законодательстве встречаются редко.

Рекомендательные нормы содержат предложения, реко­мендации, советы субъекту (управляемому) административно-правовых отношений о целесообразности совершения тех или иных действий. Нормы-рекомендации предоставляют субъек­ту (подчиненному) право конкретизировать общие положения этой нормы либо предоставляют ему возможность определить самостоятельно предусмотренные общей нормой пути, спосо­бы и средства ее реализации.

Административно-правовые нормы классифицируются по следующим основаниям:

- по предмету регулирования разделяются на материаль­
ные
и процессуальные', ~~

- в зависимости от формы воздействия на поведение
субъектов административного права
различают нормы обязы­
вающие, уполномочивающие, запрещающие и поощрительные.

Административную норму нельзя отождествлять с право­вым актом, в котором она содержится.

Правовой акт - это форма выражения государственно-властных, административно-правовых велений, источник ад­министративного права. В одном правовом акте может содержаться несколько административно-правовых норм. От­дельные элементы правовых норм могут содержаться в разных статьях (ее частях) правового акта или в различных правовых актах.