Предмет административного права. Понятие исполнительной власти, государственного управления
ПРЕДМЕТ И СИСТЕМА АДМИНИСТРАТИВНОГО ПРАВА
Предметом административного права являются нормы, регулирующие общественные отношения, складывающиеся в процессе осуществления исполнительной власти, государственной управленческой деятельности
Понятие «исполнительная власть» используется в законодательстве Республики Беларусь лишь с конца 1990-х гг., а с принятием Конституции Республики Беларусь (1994 г.) оно получило конституционно-правовое утверждение.
Исполнительная власть представляет один из видов, подсистему единой государственной власти, которая осуществляется на основе разделения ее на законодательную, исполнительную и судебную.
Следует различать исполнительную власть в непосредственном, конституционно-правовом смысле как одну из ветвей власти и исполнительную власть в широком смысле как функционально-компетенционную категорию, выражающуюся в реализации государственной власти посредством правоприменительной, исполнительной деятельности.
Исполнительная власть в конституционно-правовом смысле как одна из ветвей власти самостоятельна, не зависит от других ветвей власти. Они не вправе ни подменять исполнительную власть, ни вмешиваться в ее деятельность.
Особенности исполнительной власти (в широком смысле) как специфического властеотношения выражаются в том, что они возникают в общегосударственном масштабе в связи с осуществлением государственной функции правоприменительного
158'
(исполнительного) характера. Исполнительная власть призвана обеспечивать реализацию, проведение в жизнь законов и других законодательных актов (декретов, указов Президента Республики Беларусь). Это - подзаконная деятельность.
Исполнительная власть осуществляет свои функции в рамках закона и других законодательных актов. «Связанность» исполнительной власти законом не следует абсолютизировать. Ее деятельность не ограничивается лишь исполнением законов.
Посредством закона регулируются лишь важнейшие вопросы общественной и государственной жизни. Исполнительная власть не только вправе, но и обязана конкретизировать, развивать законы (законодательные акты) в установленных законом формах и пределах.
Исполнительная власть осуществляется не только в форме исполнения, реализации законов (законодательных актов), но и в распорядительной форме, т.е. ее органы правомочны издавать в пределах компетенции правовые (нормативные и индивидуальные) акты, обязательные для исполнения субъектами, которым они адресованы.
Исполнительная власть объективируется, олицетворяется в функциях, полномочиях и деятельности специфических субъектов - органов исполнительной власти. Орган исполнительной власти представляет одно из звеньев (структур) государственного аппарата.
Адекватно сущности, содержанию исполнительной власти, различным формам ее реализации образуется система государственных органов.
Исполнительную власть в Республике Беларусь в конституционно-правовом значении как одну из ветвей власти в соответствии со ст. 106 Конституции осуществляет Правительство - Совет Министров Республики Беларусь.
Исполнительную власть (в широком значении) как функ-ционально-компетенционную категорию, выражающуюся в реализации государственной власти в форме правоприменительной, исполнительно-распорядительной деятельности, осуществляет система государственных органов, находящихся между собой в иерархических связях, в отношениях власти -подчинения. К таким государственным органам относят органы общей компетенции.
То обстоятельство, что система межотраслевых и отраслевых государственных органов подвергается периодической реорганизации, не изменяет их сущности, роли в системе государственных органов. Министерства, государственные комитеты, комитеты при Совете Министров обладают исполнительными функциями и наделены распорядительными полномочиями в отношении подчиненных им субъектов (объектов). Более того, эти органы в той или иной мере обладают координационными, контрольными и распорядительными полномочиями и в отношении субъектов, объектов (органов, объединений, предприятий), не входящих в их систему.
К органам исполнительной власти относятся:
» Совет Министров Республики Беларусь;
« министерства;
« государственные комитеты;
» комитеты при Совете Министров;
» исполнительные и распорядительные органы на территории области, города Минска, района, города, поселка, сельсовета - исполнительные комитеты;
» в городах с районным делением - администрации районов. К органам исполнительной власти также относятся управления (комитеты), отделы областных (города Минска), городских, районных исполкомов.
Органы исполнительной власти, осуществляющие специфический вид деятельности - государственное управление, являются также и органами государственного управления. В соответствии со ст. 106 Конституции Правительство - Совет Министров - «центральный орган государственного управления». В Конституции органы государственного управления и органы исполнительной власти рассматриваются как тождественные. В ст. 107 Основного Закона указывается, что Правительство Республики Беларусь «руководит системой подчиненных ему органов государственного управления и других органов исполнительной власти».
Любой орган исполнительной власти - это также и орган государственного управления. Однако не всякий орган государственного управления является органом исполнительной
власти. Систему органов государственного управления составляет более широкий круг субъектов, чем систему органов исполнительной власти.
К органам государственного управления относятся: Администрация Президента, администрации объединений, предприятий, учреждений.