Государства с человеком и гражданином

Правовые основы взаимоотношений

в Республике Беларусь

Социально-экономический характер общественного строя раскрывает ценность человека и степень его участия в осуще­ствлении власти, его место и роль в политических и социальных процессах, в формировании представительных органов, раз­личных форм самоуправления и участия в них.

Не все права и свободы даруются человеку естественным путем с момента рождения. Государственные органы, обладая полномочиями, определяют позитивные права, свободы и обязан­ности граждан, закрепляя их в законах. Юридическое закрепле­ние правового положения (статуса личности) гражданина в Конституции Республики Беларусь отражается в их отноше­ниях с государством в трех основных сферах - в области лич­ных прав и свобод граждан, политических прав и свобод и социально-экономических прав. В каждой группе этих обще­ственных отношений стороны (общество, государство и


граждане) имеют четко установленные права и несут обязан­ности в точном соответствии с требованиями закона, обяза­тельными как для граждан, так и для государственных органов.

Кроме Конституции, государственные органы другими за­конами и подзаконными актами закрепляют и защищают много­численные права, свободы и обязанности граждан в различных сферах жизни, устанавливая таким путем всесторонние виды взаимоотношений государства с человеком и гражданином: политические, социальные, экономические, экологические, трудовые, в области культуры, образования, воспитания, со­здания, укрепления и защиты семьи, налогообложения, укреп­ления дисциплины, законности и правопорядка, привлечения граждан к ответственности за правонарушения и др.

Взаимоотношения государства с гражданами могут быть постоянными (например, состояние гражданства) и временны­ми (например, поощрение государством гражданина или при­влечение его к ответственности за правонарушение).

Для демократического государства установление тесной связи со всеми слоями общества, выявление воли, желания лю­дей и использование их при решении вопросов является глав­ной стратегической задачей. Лишь та власть остается в благодарной памяти потомков, которая поддерживает граж­дан, опирается на них, защищает, созидает, а не разрушает.

Развитие и конституционное закрепление истинной демок­ратии требует формирования нового типа человека, иного стиля его жизни, более высокого правового положения в обществе и государстве. Демократия нуждается в определении значения граждан, умении активно решать глобальные жизненные пробле­мы в интересах каждого и всех, государства и общества. Повы­шение гражданина до такого уровня ведет к превращению его в личность. Действующая Конституция Республики Беларусь за­крепляет это принципиальное положение в разделе II «Личность, общество, государство», вкладывая в понятие личности ее соци­альное качество, а не биологические индивидуальности.

Наиболее ярко и весомо взаимоотношения государства с гражданином, человеком определены в ст. 2 и 21 Конституции Республики Беларусь. В ст. 2 установлено: «Человек, его пра­ва, свободы и гарантии их реализации являются высшей цен­ностью и целью общества и государства.


 


Государство ответственно перед гражданином за создание условий для свободного и достойного развития личности. Граж­данин ответственен перед государством за неукоснительное ис­полнение обязанностей, возложенных на него Конституцией».

Эти положения нашли дальнейшее развитие в ст. 21 Кон­ституции:

«Обеспечение прав и свобод граждан Республики Бела­русь является высшей целью государства.

Каждый имеет право на достойный уровень жизни, вклю­чая достаточное питание, одежду, жилье и постоянное улуч­шение необходимых для этого условий.

Государство гарантирует права и свободы граждан Бела­руси, закрепленные в Конституции, законах и предусмотрен­ные международными обязательствами государства».

Возрастание авторитета государства и усиление обще­ственно-политических функций граждан - совпадающие и вза­имообусловленные тенденции.

Характерная особенность государственно-властных отно­шений, закрепленных в Конституции, состоит в том, что «вла­ствующие», будучи подотчетными и подконтрольными народу, сами являются подвластными. Народу же принадлежит вся полнота власти (ст. 3 и 4 Конституции).

Обладая суверенитетом, государство в своей деятельности ограничено волей народа и не может брать на себя нереаль­ные, невыполнимые обязанности в отношении граждан, точно так же, как и предъявлять к ним необыкновенные требования.

К гарантиям обеспечения высокого уровня гуманных об­щечеловеческих взаимоотношений между государством и его гражданами можно отнести:

1) реальный суверенитет государства;

2) демократический гуманный путь дальнейшего развития
государства, в котором бы приоритет отдавался человеку,
гражданину, а не государственному чиновнику;

3) реальное обеспечение власти народа. Хотя указанное поло­
жение и закреплено в Конституции, но оно реализуется в недоста­
точной степени. Отсутствует закон о власти народа в Республике
Беларусь и в силу этого - механизм, правила реализации;

4) высокий культурный уровень граждан и государствен­
ных служащих, при котором бы обеспечивались их взаимное
уважение и терпимость;


5) реальное обеспечение конституционных прав, свобод и
обязанностей;

6) устойчивость гражданства Республики Беларусь.

Взаимоотношения государства со своими гражданами строятся па следующих конституционных принципах:

- гуманном социально-экономическом и политическом
строе;

- полноте прав и свобод граждан;

- приоритете прав человека в обществе и государстве;

- сочетании личных и общественных интересов государ­
ства и граждан;

 

- равноправии граждан;

- государственных гарантиях прав и свобод;

- единства прав, свобод и обязанностей;

- ответственности граждан перед обществом, государ­
ством и согражданами;

- уважении прав и свобод человека и гражданина;

- защите прав и свобод человека и гражданина.

При анализе характера взаимоотношений государства с гражданами следует иметь в виду, что единство прав и обязан­ностей граждан - это мера соотношения между их свободой и ответственностью перед государством, народом и согражда­нами. Расширение же прав граждан предполагает в свою оче­редь повышение их ответственности перед государством за выполнение конституционных обязанностей.

На содержание взаимоотношений человека с государ­ством огромное влияние оказывает правовой институт гражданства, который юридически определяет категорию людей, принадлежащих к данному государству.

Документом, удостоверяющим гражданство лица, являет­ся его паспорт, выданный данным государством. Наличие сво­его гражданства и права приема в гражданство - атрибуты и гарантия суверенитета государства.

Иностранцы и лица без гражданства не обладают такой широтой прав и свобод, как граждане государства. Демокра­тическое государство опирается на поддержку своих i раждан, учитывает их волю при проведении внутренней и внешней по­литики и руководит общественными процессами.


 


Раздел III.

Основы

административного

права


Глава 11