Полномочия органов местного самоуправления

Неотъемлемым признаком местного управления и самоуп­равления является закрепление законодательством за органа­ми местного управления и самоуправления самостоятельных полномочий.

Основные правомочия органов местного управления и само­управления закреплены в Конституции Республики Беларусь и Законе «О местном управлении и самоуправлении в Республике Беларусь». Указанные органы обладают широкими правами и обязанностями в сфере экономических, социальных отношений, бюджета, финансов, охраны общественного порядка и др.

Важнейшими полномочиями органов местного самоуправ­ления (в данном случае местных Советов депутатов) является утверждение программы экономического и социального разви­тия. С учетом особенностей компетенции местных Советов различных уровней (первичного, базового, областного) они вправе также утверждать программы жилищного строительства, благоустройства, дорожного строительства, коммунально-быто­вого и социально-культурного обслуживания населения, охраны природы. На них возлагается организация, контроль и утвер­ждение отчетов о выполнении этих программ.

В области бюджета и финансов местные Советы депута­тов утверждают и исполняют бюджеты, утверждают отчеты об их исполнении; устанавливают в соответствии с законом местные налоги и сборы.

Местные Советы депутатов определяют в пределах, уста­новленных законом, порядок управления и распоряжения ком­мунальной собственностью. Они определяют правовой режим имущества, входящего в коммунальную собственность соответ­ствующего административного территориального образования.


К компетенции Советов депутатов базового уровня относится дача согласия на размещение и развитие на территории Сове­та предприятий, хозяйственных организаций и учреждений, не находящихся в коммунальной собственности соответствую­щего административно-территориального образования; рассмот­рение планов и программ размещения, развития и специализации предприятий (объединений) и социально-культурных учрежде­ний различных форм собственности, дача по ним заключений и в необходимых случаях внесение предложений в соответству­ющие органы управления и др.

В области земельных отношений, использования природ­ных ресурсов местные Советы депутатов осуществляют распо­ряжение и контроль за использованием земель, их недр, вод, лесов, охотничьих и рыболовных угодий, других природных ресурсов, находящихся в ведении Советов.

Право распоряжения землей и другими природными ресур­сами местные Советы осуществляют путем предоставления их в установленном законом порядке во владение и пользование предприятиям и гражданам.

Местные Советы депутатов осуществляют управление уч­реждениями здравоохранения, образования, культуры, соци­ального обеспечения и другими находящимися в их ведении учреждениями и организациями.

Местные Советы депутатов обладают и иными полномочиями.

В Конституции, законах, актах Президента определяются также полномочия исполнительных и распорядительных органов, органов территориального общественного самоуправления.

Важной гарантией нормального функционирования мест­ного управления и самоуправления является регламентация взаимоотношений с другими государственными органами.

Местные Советы депутатов, исполнительные и распоряди­тельные органы на основании действующего законодатель­ства принимают решения, которые имеют обязательную силу на соответствующей территории.

В Конституции и Законе «О местном управлении и самоуп­равлении в Республике Беларусь» предусмотрен порядок отме­ны решений органов местного управления и самоуправления.

Вышестоящие представительные органы вправе отменить решения местных Советов депутатов, не соответствующие за-


конодательству. Решения местных исполнительных и распоря­дительных органов, не соответствующие законодательству, отменяются соответствующими Советами депутатов, выше­стоящими исполнительными и распорядительными органами, а также Президентом Республики Беларусь.

Решения местных Советов депутатов, исполнительных ор­ганов, ограничивающие или нарушающие права, свободы и законные интересы граждан, а также в иных предусмотренных законодательством случаях могут быть обжалованы в судеб­ном порядке.

Акты органов местного управления и самоуправления, но­сящие нормативный характер, могут быть проверены на пред­мет соответствия их Конституции, актам, обладающим более высокой юридической силой, Конституционным Судом. В общий суд, хозяйственный суд граждане, субъекты хозяйствования мо­гут обжаловать лишь акты, имеющие правоприменительный характер, которыми ограничиваются и нарушаются права, свободы и законные интересы граждан.