Система местного управления и самоуправления

Понятие местного управления и самоуправления

Наиболее полно понятие и принципы местного самоуправ­ления изложены в Европейской хартии о местном самоуправ­лении, следование которой является одним из условий вступления в Совет Европы.

В соответствии с Хартией (п. 1 ст. 3) под местным самоуп­равлением понимается право и реальная способность ор­ганов местного самоуправления регламентировать значительную часть государственных дел и управлять ими, действуя в рамках закона, под свою ответствен­ность и в интересах местного населения.

В юридической литературе под местным управлением при­нято понимать управленческую деятельность в местной терри­ториальной единице, осуществляемую центральной властью или администрацией вышестоящего территориального уровня управления. Таким образом, местное управление обычно реа­лизуется через органы, которые назначаются вышестоящими властными структурами.

В отличие от местного управления местное самоуправле­ние представляет собой деятельность населения местной адми­нистративной единицы для самостоятельного решения как непосредственно, так и через избираемые им органы вопросов местного значения (ст. 1 Закона Республики Беларусь «О мест­ном управлении и самоуправлении»).

Органы местного самоуправления часто сочетают в себе фун­кции государственного руководства и общественного самоуправ­ления. Это подтверждается, в частности, наделением органов местного самоуправления обширными властными полномочиями, подкрепляемыми силой государственного принуждения.


Местное самоуправление - важнейший элемент существо­вания и развития государства, обеспечивающий реальное на­родовластие. Развитие местного самоуправления способствует решению социальных, экономических, политических и культур­ных вопросов местного значения исходя из интересов населения данной административно-территориальной единицы.

Местное самоуправление - форма организации граждан для решения определенных задач, поэтому оно способствует приближению власти к населению с учетом местных условий и особенностей. Можно утверждать, что местное самоуправ­ление является властью, создаваемой населением.

Конституция, Закон «О местном управлении и самоуправ­лении в Республике Беларусь» и другие нормативные право­вые акты Республики Беларусь определяют систему местного управления и самоуправления.

Местное управление и самоуправление осуществляется гражданами через местные Советы депутатов, исполнитель­ные и распорядительные органы, органы территориального общественного самоуправления, местные референдумы, собра­ния и другие формы прямого участия в государственных и об­щественных делах.

Местное самоуправление осуществляется в границах ад­министративно-территориальных единиц: сельсовета, посел­ка, города, района, области.

Основным звеном местного самоуправления являются местные Советы депутатов - представительные органы госу­дарственной власти на территории соответствующих админист­ративно-территориальных единиц. Местные Советы призваны обеспечивать согласованную деятельность органов террито­риального общественного самоуправления.

Единую систему местных Советов депутатов в Респуб­лике Беларусь составляют сельские, поселковые, районные


в городах (в настоящее время упразднены), городские, район­ные, областные Советы депутатов. Единство системы местных Советов обеспечивается общностью правовых начал, принци­пов образования и деятельности, а также задач, которые они призваны решать в интересах населения, социального и эконо­мического развития соответствующей территории.

В нашей республике установлены три территориальных уровня местных Советов: первичный, базовый и областной. Классификация Советов по уровням позволяет в 'законода­тельстве более четко определять полномочия Советов.

« К первичному территориальному уровню относятся сельские, поселковые, городские (городов районного подчине­ния) Советы;

« к базовому - городские (городов областного подчине­ния), районные Советы;'

« к областному - областные Советы.

Минский городской Совет обладает правами базового и областного Совета.

В соответствии со ст. 118 Конституции местные Советы де­путатов избираются гражданами соответствующих админист­ративно-территориальных единиц сроком на 4 года.

Согласно Закону от 5 мая 1998 г. «Об административно-территориальном делении и порядке решения вопросов админи­стративно-территориального устройства Республики Беларусь» ' административно-территориальными единицами Республики Беларусь являются области, районы, сельсоветы, а также го­рода и поселки городского типа, в которых созданы местные Советы депутатов, исполнительные и распорядительные органы.

Таким образом, среди административно-территориальных единиц не названы районы в городах. Законом установлено, что территории городов в целях оптимальной организации исполнения решений, связанных с удовлетворением социаль­но-культурных и бытовых потребностей граждан, охраной правопорядка и соблюдением законности, при необходимости делятся на районы, не являющиеся самостоятельными админи­стративно-территориальными единицами.

Ведомости Верховного Совета Республики Беларусь. 1998. № 19.


Не все поселки городского типа и города районного под­чинения являются административно-территориальными едини­цами. Те из них, где местные Советы депутатов в соответствии с законодательством не создаются, являются территориальными единицами.

Таким образом, Советы депутатов могут создаваться в об­ластях, городе Минске, районах, городах областного подчи­нения, сельских, некоторых поселках городского типа и городах районного подчинения. В территориальных единицах -районах в городах, некоторых поселках городского типа и некоторых городах районного подчинения местные Советы де­путатов не создаются.

Система местных органов управления состоит из област­ных, районных, городских, поселковых и сельских исполни­тельных и распорядительных органов.

Исполнительным и распорядительным органом на территории области, района, города, поселка, сельсовета являются исполни­тельный комитет, обладающий правами юридического лица.

Указом Президента Республики Беларусь от 19 сентября 1995 г. № 383 «О проведении реформы органов местного уп­равления и самоуправления» ' образованы местные админист­рации, являющиеся правопреемниками исполнительных комитетов районных в городах Советов депутатов.

Исполнительные комитеты первичного, базового и област­ного уровней входят в систему органов исполнительной власти, являются органами местного управления общей ком­петенции.

В состав исполнительного комитета, помимо его председате­ля, входят заместители (заместитель) председателя исполкома, управляющий делами (в сельских, поселковых, городских (горо­дов районного подчинения), районных в городах исполнитель­ных комитетов - секретарь) и члены исполнительного комитета.

Отличительным признаком организации управленческой власти на местах является отсутствие параллельных структур (представителей центральной власти и органов управления, формируемых на местном уровне).

1 Собрание указов Президента и постановлений Кабинета Министров Республики Беларусь. 1995. № 27. Ст. 656; № 34. Ст. 832; НРПА. 1999. № 33. 1/291; 2000. № 1. 1/836.


Две ветви власти участвуют в формировании исполнитель­ных комитетов. Так, председатель областного исполнительного комитета назначается Президентом Республики Беларусь и ут­верждается областным Советом. В соответствии с Указом Пре­зидента Республики Беларусь от 20 ноября 1995 г. № 476 «Об утверждении Положения о председателе областного, Минского городского исполнительского комитета» ' председатель испол­нительного комитета после назначения Президентом утвержда­ется соответственно сессией областного, Минского городского Совета депутатов путем открытого голосования. Кандидатура на эту должность считается утвержденной, если за нее проголо­совало большинство депутатов. В случае, если Совет депута­тов не утвердил кандидатуру, Президент Республики Беларусь в том же порядке вносит другую кандидатуру. При повторном отказе областного, Минского городского Совета депутатов ут­вердить кандидатуру, предложенную на должность председате­ля исполнительного комитета, решение Президента Республики Беларусь, принятое по этой или иной кандидатуре, является окончательным. Законодательством предусматриваются осно­вания для освобождения председателя исполнительного комите­та от должности.

Назначение председателя исполнительного комитета на должность и освобождение его от должности оформляются указом Президента Республики Беларусь.

Кандидатуры заместителей председателя исполнительного комитета, управляющего делами и персональный состав ис­полнительного комитета председатель областного исполни­тельного комитета должен согласовать с Президентом, после чего он вправе произвести соответствующие назначения.

Назначение на должность и освобождение от должности председателей районных (городских) исполнительных комите­тов и представление их кандидатур на утверждение районных (городских) Советов депутатов осуществляется председателем областного исполнительного комитета. Он же принимает окон­чательное решение о назначении председателей районных (го­родских) исполнительных комитетов в случае повторного отказа соответствующих Советов депутатов утвердить пред­ложенные кандидатуры.

1 Собрание указов Президента и постановлений Кабинета Министров Республики Беларусь. 1995. № 33. Ст. 804; НРПА. 1999. № 33. 1/291; 2000. № 1. 1/836; 2002. № 43. 1/3612.


В соответствии с Указом Президента Республики Бела­русь от 18 марта 1996 г. № 105 «Об утверждении Положения о председателе районного, городского исполнительного комите­та» ' утверждение в должности заместителей, управляющего делами и персонального состава исполнительного комитета производится председателем районного, городского исполни­тельного комитета по согласованию с областным исполнитель­ным комитетом.

В городе Минске руководители соответствующих мест­ных администраций назначаются и освобождаются от должно­сти председателем Минского городского исполнительного комитета. Аналогично руководители соответствующих мест­ных администраций назначаются и освобождаются от должно­сти председателем городского исполнительного комитета.

Указом Президента Республики Беларусь от 7 декабря 2001 г. № 723 «О структуре и численности работников испол­нительных комитетов и местных администраций районов в го­родах» 2 предусмотрена примерная структура областного, Минского городского (городов областного подчинения), рай­онного исполнительных комитетов, местных администраций районов в городах, количество управлений и отделов, других служб этих органов городов.

Особое значение в развитии местного самоуправления име­ют такие формы непосредственной демократии, как местные референдумы.

Путем местного референдума могут решаться наиболее важные вопросы местного значения, затрагивающие интересы населения. Порядок проведения местных референдумов опре­деляется Избирательным кодексом.

В стране сложилась определенная практика проведения со­браний (сходов) граждан по месту жительства, которые могут созываться по мере необходимости местными Советами депута­тов, исполнительными и распорядительными органами, органа­ми территориального общественного самоуправления. На них обсуждаются вопросы государственного и местного значения.

1 Собрание указов Президента и постановлений Кабинета Министров
Республики Беларусь. 1995. № 33. Ст. 804, НРПА. 1999. № 33. 1/291;
2000. № 1. 1/836; 2002. № 43. 1/3612.

2 НРПА. 2001. № ну. 1/3287; 2002. № 142. 1/4223; 2003. № 15. 1/4369,
№ 43. 1/4518, № 100. 1/4879; 2004. № 26. 1/5309, № 35. 1/5358.


На основе добровольного волеизъявления граждан могут создаваться органы территориального общественного самоуп­равления, которые осуществляют свою деятельность в тесной связи с местными Советами, исполнительными и распоряди­тельными органами, депутатами, трудовыми коллективами, общественными объединениями.