МЕСТНОЕ УПРАВЛЕНИЕ И САМОУПРАВЛЕНИЕ

Конституционный Суд Республики Беларусь

Конституционные принципы правосудия

Отправление правосудия как вида государственной деятель­ности по рассмотрению и разрешению конфликтов по поводу действительного или предполагаемого права должно осуществ­ляться в соответствии с конституционными принципами, которые присущи правовому демократическому государству.

К принципам организации и деятельности судебной власти следует отнести ее независимость при отправлении правосу­дия, несменяемость судей (назначение после первых пяти лет работы пожизненно, недопустимость уменьшения вознаграж­дения, независимое финансирование).

Правосудие осуществляется только законно избранным судьей. Как уже отмечалось, недопустимо создание чрезвы­чайных судов.

Важнейшим принципом организации и деятельности судеб­ной власти является участие в отправлении правосудия пред­ставителей граждан (народа) в качестве народных заседателей, которые привлекаются к исполнению этих обязанностей по ре­шению коллегиальных представительных органов (в отличие от общего порядка назначения судей Президентом).

В рамках судебной системы устанавливаются кассацион­ная и надзорная инстанции, позволяющие свести к минимуму количество судебных ошибок.

Суды подчиняются только Конституции и закону. Они не­зависимы от влияния иных властных структур, руководителей судов, политических партий и других общественных объеди­нений, своих личных пристрастий и симпатий.

Для отправления правосудия характерна гласность разби­рательства. Лишь в исключительных случаях процесс может быть объявлен закрытым для всех, кроме участников процесса.

Конституция закрепляет коллегиальность рассмотрения дел в суде, и только в предусмотренных законом случаях рас­смотрение может осуществляться единолично судьями.

Правосудие осуществляется на основе состязательности и равенства сторон в процессе.


Институт конституционного правосудия, как известно, суще­ствует в большинстве современных демократических государств. Реализация идеи правового государства, где обеспечивается вер­ховенство права, одним из главных источников которого является Конституция, требует наличия конституционного контроля.

В Конституции Республики Беларусь установлен порядок формирования Конституционного Суда, присущий большин­ству государств.

Конституционный Суд формируется на паритетной ос­нове: 6 судей Конституционного Суда назначаются Президен­том, 6 судей избираются Советом Республики (верхняя палата Парламента). Председатель Конституционного Суда назнача­ется из числа судей Президентом с согласия Совета Республи­ки. Срок полномочий судей - 11 лет. Допускается повторное занятие должности судьи.

Согласно Конституции Конституционный Суд формирует­ся из высококвалифицированных специалистов в области пра­ва, имеющих, как правило, ученую степень.

Правовую основу организации и деятельности Конститу­ционного Суда составляют Конституция Республики Бела­русь, Закон от 30 марта 1994 г. «О Конституционном Суде Республики Беларусь» ', Регламент Конституционного Суда Республики Беларусь, утвержденный Конституционным Су­дом. Нормы этического характера для судей Конституционно­го Суда установлены Кодексом чести судьи.

Согласно Конституции на Конституционный Суд возлага­ется контроль за конституционностью нормативных актов в государстве.

Конституционный Суд по предложениям Президента Республики Беларусь, Палаты представителей, Совета Рес­публики, Верховного Суда Республики Беларусь, Высшего Хо­зяйственного Суда Республики Беларусь, Совета Министров рассматривает дела и дает заключения о соответствии'.

' Ведомости Верховного Совета Республики Беларусь. 1994. № 15. Ст. 220; 1995. № 20. Ст. 237; Ведомости Национального собрания Республики Беларусь. 1997. № 7. Ст. 162, № 25-26. Ст. 464; НРПА.2000. № 59. 2/176; 2003. № 8. 2/932.


« законов, декретов и указов Президента Республики Бе­ларусь, международных договорных и иных обязательств Рес­публики Беларусь Конституции и международно-правовым актам, ратифицированным Республикой Беларусь;

» актов межгосударственных образований, в которые входит Республика Беларусь, указов Президента Республики Беларусь, изданных во исполнение закона, Конституции, меж­дународно-правовым актам, ратифицированным Республикой Беларусь, законам и декретам;

» постановлений Совета Министров Республики Бела­русь, актов Верховного Суда Республики Беларусь, Высшего Хозяйственного Суда Республики Беларусь, Генерального прокурора Республики Беларусь Конституции, международ­но-правовым актам, ратифицированным Республикой Бела­русь, законам, декретам и указам Президента Республики Беларусь;

« актов любого другого государственного органа Кон­ституции, международно-правовым актам, ратифицирован­ным Республикой Беларусь, законам, декретам и указам Президента Республики Беларусь.

Таким образом", Конституционный Суд дает заключения о конституционности актов не только высших общегосудар­ственных органов, но и нормативных актов министерств, ведомств, местных Советов и исполнительных и распоряди­тельных органов. Это, безусловно, содействует усилению конституционного контроля. Конституционный Суд рассмат­ривает вопросы о конституционности указанных актов как в целом, так и отдельных их положений.

Заключения Конституционного Суда являются оконча­тельными, обжалованию и опротестованию не подлежат.

Конституционный Суд не обладает правом законодатель­ной инициативы, поскольку сам контролирует конституцион­ность нормативных актов. Однако в соответствии с законом Суд вправе вносить палатам Парламента, Президенту, Совету Министров Республики Беларусь и в другие государственные органы & соответствии с их компетенцией предложения о необ­ходимости внесения в акты действующего законодательства


изменений и дополнений, принятия новых нормативных актов. Эти предложения подлежат обязательному рассмотрению. Конституционный Суд имеет право также вносить в государ­ственные органы другие предложения, вытекающие из его компетенции.

Инициаторами производств о проверке конституционности нормативных актов до принятия Конституции в новой редакции являлись Президент Республики Беларусь, Председатель Вер­ховного Совета, постоянные комиссии и группы депутатов Вер­ховного Совета Республики Беларусь, Верховный Суд и Высший Хозяйственный Суд, Генеральный прокурор Республи­ки Беларусь. По ряду дел, как уже отмечалось, производство возбуждалось по инициативе Конституционного Суда.

В Законе «О Конституционном Суде Республики Бела­русь» детализирован порядок реализации положений тех норм ст. 112 Конституции, которые действуют с 30 марта 1994 г. Согласно названной статье, если при рассмотрении конкрет­ного дела суд придет к выводу о несоответствии нормативно­го акта Конституции, он принимает решение в соответствии с Конституцией и ставит в установленном порядке вопрос о признании данного нормативного акта неконституционным.

В ст. 9 Закона «О Конституционном Суде Республики Бе­ларусь» предусмотрено, что законы, декреты и указы Прези­дента, международные договорные и иные обязательства Республики Беларусь, акты межгосударственных образова­ний, в которые входит Республика Беларусь, постановления Правительства, акты Верховного Суда, Высшего Хозяйствен­ного Суда, Генерального прокурора, акты других государ­ственных органов, признанные Конституционным Судом не соответствующими Конституции либо актам, обладающим бо­лее высокой юридической силой, считаются утратившими силу в целом или в определенной их части с момента, опреде­ляемого Конституционным Судом.

Дела рассматриваются Судом на пленарных заседани­ях всем составом Суда по правилам конституционного производства, предусмотренным Законом и Регламентом Конституционного Суда. Заседание Суда является право­мочным при наличии не менее восьми судей.


В Законе имеются нормы, в большей мере обеспечиваю­щие принятие решения в спокойной обстановке. Так, по завер­шении исследования материалов дела председательствующий заседания объявляет об окончании слушания дела и сообщает дату и время оглашения итогового решения. При этом итого­вое решение должно быть оглашено не позднее 15 дней с мо­мента окончания слушания дела. Председательствующий голосует последним. Судьи голосуют «за» или «против» и не вправе воздержаться или не участвовать в голосовании. Зак­лючение Суда считается принятым, если за него проголосова­ло большинство от полного состава судей. Если же голоса разделились поровну, решение считается принятым в пользу конституционности оспариваемого акта.

Конституционный Суд Республики Беларусь не может возбуждать производство по делам о проверке конституци­онности нормативных актов, если предложение об этом ис­ходит от гражданина, хотя в перспективе к этому можно прийти.

В соответствии с Конституцией и названным Законом Конституционный Суд обладает некоторыми иными суще­ственными полномочиями. Так, по предложению Президента он дает заключение о наличии фактов систематического или грубого нарушения палатами Парламента Конституции Рес­публики Беларусь.

Конституционный Суд Республики Беларусь готовит еже­годные послания Президенту и палатам Парламента о состоя­нии конституционной законности в стране.


Глава 10