Компетенция Правительства
Срок полномочий и отставка Правительства Республики Беларусь
Состав и порядок формирования Правительства Республики Беларусь
Конституция Республики Беларусь не содержит исчерпывающего перечня лиц, входящих в состав Правительства. В ст. 106 Основного Закона указано лишь, что Правительство состоит из Премьер-министра, его заместителей и министров. В состав Правительства могут входить и руководители республиканских органов государственного управления.
Структуру Правительства определяет Президент. Он же назначает на должность и освобождает от должности заместителей Премьер-министра, министров и других членов Правительства.
В результате проведенной в сентябре 2001 г. реорганизации Правительства в его составе вместо 60 осталось около 40 членов.
Работой Правительства руководит Премьер-министр. В соответствии со ст. 106 Конституции Премьер-министр:
1) осуществляет непосредственное руководство деятельно
стью Правительства и несет персональную ответственность за
его работу;
2) подписывает постановления Правительства;
3) в двухмесячный срок после назначения представляет
Парламенту программу деятельности Правительства, а в слу
чае ее отклонения представляет повторную программу дея
тельности Правительства в течение двух месяцев;
4) информирует Президента об основных направлениях де
ятельности Правительства и о всех его важнейших решениях;
5) выполняет другие функции, связанные с организацией
и деятельностью Правительства.
Иные полномочия Премьер-министра определяются законами, указами Президента, постановлениями Правительства. При этом Премьер-министр решает наиболее важные вопросы. Так, в соответствии с распоряжением Премьер-министра от 20 сентября 2004 г. № 11 Зр «О распределении обязанностей между Премьер-министром и заместителями Премьер-министра в Республике Беларусь» Премьер-министр помимо осуществления руководства деятельностью Совета Министров также решает общие вопросы экономической реформы, вопросы международных финансово-кредитных организаций, обороны, внутренних и иностранных дел, юстиции, бюджета и финансов. В Правительстве он курирует работу наиболее важных структурных подразделений аппарата.
Правительство слагает свои полномочия перед вновь избранным Президентом Республики Беларусь. До сформирования нового Правительства по поручению Президента Правительство, заявившее о сложении полномочий, продолжает осуществлять свои полномочия.
Формирование Правительства обычно начинается с назначения Президентом Премьер-министра, которое осуществляется с согласия Палаты представителей.
Никто, кроме Президента, не вправе выдвигать кандидатуру Премьер-министра. Не допускается и внесение альтернативной кандидатуры. У депутатов Палаты представителей есть лишь одно право - обсудив предложенную кандидатуру, согласиться или не согласиться с предложением Президента.
В Конституции не оговорено, в течение какого срока Президент должен внести в Палату представителей предложение по кандидатуре Премьер-министра.
В то же время в Основном Законе установлен срок, в течение которого Палата представителей должна принять решение о даче согласия на назначение Премьер-министра: не позднее чем в двухнедельный срок со дня внесения предложения.
Конституция не устанавливает каких-либо специальных цензов для избрания на должность Премьер-министра, требований о необходимости быть депутатом и т.п. Важно, чтобы кандидат был гражданином Республики Беларусь.
Формирование Правительства в целом осуществляется Главой государства, который самостоятелен в своем выборе. На практике Премьер-министр вносит на рассмотрение Президенту соответствующие кандидатуры.
В законодательстве Республики Беларусь специально не предусматривается необходимость получения со стороны Парламента вотума доверия составу Правительства или его программе для того, чтобы приступить к исполнению обязанностей. Наоборот, действующая Конституция предоставляет Правительству больше гарантий для спокойной и целенаправленной работы, хотя и допускает возможность влияния Парламента на курс Правительства.
Решение по этому вопросу оформляется постановлением Палаты представителей, которое принимается большинством голосов от полного состава.
В случае отклонения программы деятельности Правительства Палата представителей определяет в постановлении срок для заслушивания повторной программы деятельности Правительства, но не позднее двух месяцев со дня отклонения программы.
Если программа деятельности Правительства все же была одобрена, то вопрос об ответственности Правительства не
может быть поставлен в течение года после ее одобрения. В данном случае речь идет об определенной зависимости Правительства от Парламента и даже ответственности Правительства (но в течение определенного периода деятельности).
Что же касается Главы государства, то исходя из конституционных правомочий он может привлекать к ответственности (включая и освобождение от должности) членов Правительства и до окончания вышеназванного срока.
В Конституции Республики Беларусь срок полномочий^ Правительства конкретно не определяется. Указывается, что оно слагает свои полномочия перед вновь избранным Президентом. Можно сделать вывод: в связи с избранием нового Президента формируется заново и Правительство, поэтому допустимо (с известными оговорками) утверждать, что срок полномочий Правительства такой же, как и срок полномочий Президента. При этом следует иметь в виду право Палаты представителей на вотум недоверия Правительству, право отказать в доверии Правительству со всеми вытекающими последствиями, право Президента на смену членов Правительства (отставка и назначение новых членов Правительства).
Сложение полномочий Правительства должно происходить не после объявления результатов выборов Президента, а со вступлением Главы государства в должность, т.е. после принятия им Присяги.
Для формирования нового состава Правительства необходимо время, поэтому Президент вправе поручить прежнему составу Правительства продолжать выполнение своих обязанностей до сформирования нового состава Правительства Республики Беларусь.
В Конституции не предусмотрена обязанность Президента получить согласие Палаты представителей на освобождение Главой государства Премьер-министра от должности.
Используя это право, Президент должен одновременно известить Палату представителей о принятом решении. Зару-
бежный опыт показывает: если Президент злоупотребляет своим правом и часто осуществляет замену премьер-министров, что свидетельствует об ошибках в подборе кандидатур, то парламент (палата представителей) может выразить свое отношение путем отказа в даче согласия на назначение либо высказаться по данному вопросу при обсуждении новой предложенной кандидатуры.
Правительство или любой член Правительства вправе заявить Президенту о своей отставке, если считают невозможным дальнейшее осуществление возложенных на них обязанностей.
Правительство заявляет Президенту об отставке в случае выражения Палатой представителей вотума недоверия Правительству. Премьер-министр может поставить перед Палатой представителей вопрос о доверии Правительству по представленной программе или по конкретному поводу. Предложение о рассмотрении вопроса о доверии Правительству вносится Премьер-министром на имя Председателя Палаты представителей. Предварительная подготовка и порядок включения данного вопроса в повестку дня сессии осуществляются в порядке, предусмотренном Регламентом. Решение о доверии Правительству считается принятым, если за него проголосовало большинство от полного состава Палаты представителей. Такое решение оформляется постановлением. Если решение о доверии не принято, то считается отказом Правительству в доверии. Если Палата представителей в доверии отказывает, Президент вправе в 10-дневный срок принять решение об отставке Правительства или о роспуске Палаты представителей и назначении новых выборов. При отклонении отставки Правительство продолжает осуществлять свои полномочия.
Конституция предусматривает как коллективную, так и индивидуальную ответственность Правительства и его членов.
Являясь центральным органом государственного управления, Правительство наделено широкими полномочиями, позволяющими ему эффективно воздействовать на общественные отношения.
Основные полномочия Правительства предусмотрены в Конституции, детально они раскрываются в Законе «О Совете Министров Республики Беларусь».
- Согласно Конституции и Закону в экономической сфере
Правительство:
- обеспечивает проведение единой экономической политики;
- регулирует деятельность всех отраслей экономики Рес
публики Беларусь, принимает меры по их развитию;
- разрабатывает прогнозы, концепции, государственные
программы экономического и социального развития Республи
ки Беларусь, другие программы и обеспечивает их реализацию;
- разрабатывает основные направления развития эконо
мики в целом, ее отдельных отраслей, принимает меры по ус
корению научно-технического прогресса;
- разрабатывает основные направления внутренней
и внешней политики Республики Беларусь и принимает меры
по их реализации;
- принимает меры по обеспечению оптимальных темпов
развития производства, роста национального дохода и его ра
ционального распределения;
- выступает от имени собственника в отношении имуще
ства, являющегося собственностью Республики Беларусь,
организует управление государственной собственностью;
- имеет право создавать, реорганизовывать, ликвидиро
вать предприятия, организации, учреждения, объединения,
имущество которых находится в собственности Республики
Беларусь;
- содействует интеграции экономики Республики Бела
русь и экономики других государств с учетом интересов Рес
публики Беларусь, вносит соответствующие предложения
Президенту Республики Беларусь и в Палату представителей
Национального собрания Республики Беларусь;
- устанавливает экономическую ответственность субъек
тов хозяйствования за нарушение порядка осуществления хо
зяйственной деятельности, если эта ответственность не была
установлена законами Республики Беларусь и актами Прези
дента Республики Беларусь;
5 Зак 2388 129
- в пределах полномочий, предоставленных Президентом
Республики Беларусь, регулирует внешнеэкономическую дея
тельность, в том числе определяет меры тарифного и нетариф
ного регулирования ввоза (вывоза) товаров (работ, услуг) на
территорию (с территории) Республики Беларусь, обеспечива
ет привлечение иностранных инвестиций;
- создает условия для свободного предпринимательства
на основе равноправия всех форм собственности;
- осуществляет единую государственную политику в об
ласти использования и охраны земель, в пределах своих пол
номочий производит изъятие и предоставление земельных
участков;
- координирует инвестиционную деятельность с учетом
приоритетных направлений социально-экономического разви
тия государства;
- определяет государственную страховую политику;
- обеспечивает проведение единой государственной по
литики в области использования и экономии энергетических и
материальных ресурсов, принимает меры по обеспечению Рес
публики Беларусь этими ресурсами и др.
- В области бюджета и финансов:
- обеспечивает проведение единой финансовой и денежно-
кредитной политики;
- ежегодно разрабатывает и представляет Президенту Рес
публики Беларусь для внесения в Национальное собрание Рес
публики Беларусь проект республиканского бюджета и отчет
о его исполнении;
- предоставляет в порядке, установленном Президентом
Республики Беларусь, правительственные гарантии;
- разрабатывает и осуществляет меры по проведению еди
ной государственной политики цен и тарифов, совершенство
ванию системы цен и тарифов;
- исходя из главных направлений единой государственной
денежно-кредитной политики, определяет меры по обеспечению
сбалансированности денежных доходов и расходов населения,
улучшению финансового состояния отраслей экономики и ис-
пользованию кредитных ресурсов, а также совместно с Национальным банком Республики Беларусь регулирует обменный курс белорусского рубля;
- обеспечивает привлечение, распределение и использова
ние кредитов, формирующих внешнюю задолженность Респуб
лики Беларусь;
- определяет государственную политику в области защи-
i ы прав потребителей;
- осуществляет взаимодействие с Национальным банком
Республики Беларусь, в том числе имеет право получать ста-
1 истическую и другую информацию о деятельности банков.
- В области занятости и труда'.
- принимает меры по реализации гражданами Республики
Беларусь права на труд, т.е. права на выбор профессии, рода
занятий и работы в соответствии с призванием, способностя
ми, образованием, профессиональной подготовкой и с учетом
общественных потребностей, а также права на здоровые и бе-
юпасные условия труда;
- разрабатывает и осуществляет меры по рациональному
размещению производительных сил, проведению в жизнь соот
ветствующей политики народонаселения;
- осуществляет меры по формированию и совершенст
вованию мотивационного механизма трудовой активности,
усилению роли материальных и моральных стимулов в повы
шении эффективности и качества труда;
- осуществляет единую государственную политику, на
правленную на обеспечение полной и эффективной занятости
i рудоспособного населения, в том числе за счет совершен
ствования отраслевой структуры народного хозяйства и тер
риториального размещения производительных сил;
- устанавливает минимальный размер заработной платы,
л i акже в пределах своих полномочий определяет формы, сис-
1емы и размеры оплаты труда работников государственных уч
реждений;
- определяет государственную миграционную политику.
- В социально-культурной сфере:
- обеспечивает проведение единой государственной поли
тики в области науки, культуры, образования, здравоохране
ния, социального обеспечения;
- создает условия для поддержания установленного законо
дательством Республики Беларусь уровня социального обеспе
чения;
- принимает меры по обеспечению социальной защиты
граждан, совершенствует систему социальной защиты;
- принимает меры по совершенствованию системы про
фессиональной ориентации, создает условия для получения
профессионально-технического образования, обучения новым
специальностям, переподготовки и повышения квалификации
с учетом общественных и производственных потребностей;
- принимает меры по предупреждению инвалидности и ор
ганизации реабилитации инвалидов;
- определяет и реализует наиболее эффективные пути по
вышения доходов семьи, стипендий, пенсий, других соци
альных пособий, выплат;
- разрабатывает и осуществляет социально-экономичес
кие меры по улучшению положения женщин, укреплению и
поддержке семьи, обеспечивает контроль за соблюдением пре
доставленных женщинам прав и гарантий;
- осуществляет меры по формированию и реализации госу
дарственной молодежной политики;
- принимает меры по развитию и укреплению сети госу
дарственных общеобразовательных, профессионально-техни
ческих, средних специальных и высших учебных заведений;
- обеспечивает проведение государственной политики в
области обеспечения санитарно-эпидемическопу благополу
чия населения, основных направлений развития и совершен
ствования системы здравоохранения, применения в этой сфере
новых методов управления;
- содействует развитию физической культуры и спорта;
- осуществляет меры по развитию и улучшению работы уч
реждений культуры, архивных учреждений, обеспечивает охрану
историко-культурного наследия, реставрацию и консервацию памятников, умножение и широкое использование культурных ценностей, в том числе народного творчества, для духовного и эстетического воспитания граждан, повышения их культурного уровня, содействует развитию профессионального искусства, литературы, национального книгоиздания и периодической печати;
- создает условия для свободного развития культуры всех
национальных общностей, проживающих в Республике Беларусь;
- проводит государственную политику, направленную на
сохранение и развитие белорусского и русского языков, созда
ние надлежащих условий для развития языков других нацио
нальных общностей, проживающих на территории Республики
Беларусь;
- принимает меры по обеспечению права граждан Респуб
лики Беларусь на свободу вероисповеданий;
- обеспечивает проведение единой научно-технической го
сударственной политики и др.
- В области охраны окружающей среды.
- определяет государственную политику в области охра
ны окружающей среды, порядок использования природных ре
сурсов;
- определяет государственную политику в области гидро
метеорологической деятельности;
- осуществляет меры по охране, научно обоснованному
использованию природных ресурсов и улучшению окружаю
щей среды;
- определяет государственную политику в области обес
печения технической, ядерной и радиационной безопасности
потенциально опасных объектов, предупреждения аварий и
катастроф;
- обеспечивает разработку и реализацию государствен
ных экологических программ;
- утверждает перечень особо ценных природных ресурсов
и объектов окружающей среды;
- определяет порядок учета и ведения государственных
кадастров природных ресурсов, осуществления мониторинга
окружающей среды;
- принимает решения о создании заповедников, нацио
нальных парков, заказников и иных особо охраняемых при
родных территорий республиканского значения, утверждает
положения о них и их границы;
- утверждает порядок разработки экологических меро
приятий, установления лимитов использования природных ре
сурсов и размещения отходов производства;
- объявляет в необходимых случаях отдельные участки
территории Республики Беларусь зонами чрезвычайной эколо
гической ситуации;
- организует работы по ликвидации последствий катастро
фы на Чернобыльской АЭС и принимает меры по ее реализации;
обеспечивает развитие системы экологического воспитания
и обучения граждан.
- В области обеспечения законности и правопорядка:
- принимает меры по обеспечению прав и свобод граждан,
защите интересов государства, охране собственности и обще
ственного порядка, борьбе с преступностью;
- обеспечивает гарантированные Конституцией Республи
ки Беларусь, законами и предусмотренные международными
обязательствами государства права и свободы граждан, защи
ту личности от любых противоправных действий, посяга
тельств на жизнь, здоровье, имущество, честь и достоинство,
защиту гражданина Республики Беларусь как на территории
Республики Беларусь, так и за ее пределами;
- определяет основные направления правовой работы
в органах государственного управления;
- руководит в пределах своей компетенции деятельностью
республиканских органов государственного управления по
обеспечению правопорядка и законности, реализации госу
дарственных программ борьбы с преступностью;
- осуществляет меры по предотвращению создания и дея
тельности политических партий, общественных объединений и
религиозных организаций, имеющих целью насильственное изменение конституционного строя либо ведущих пропаганду войны, социальной, национальной, религиозной и расовой вражды, а также препятствующих исполнению гражданами их государственных, общественных, семейных обязанностей или наносящих вред их здоровью и нравственности.
- В области обеспечения национальной безопасности
и обороны:
- принимает меры по защите национальной безопасности и
обороноспособности, независимости и территориальной цело
стности Республики Беларусь, кроме осуществляемых Прези
дентом Республики Беларусь или другими определенными им
государственными органами;
- решает вопросы военного строительства, обеспечения
Вооруженных Сил и других воинских формирований Респуб
лики Беларусь всем необходимым для надежной вооруженной
защиты республики, а также строительства и размещения на
территории Республики Беларусь оборонных объектов;
- осуществляет контроль за подготовкой граждан к воен
ной службе и призывом их на военную службу, а также регла
ментирует воинский учет призывников и военнообязанных;
- руководит в пределах своей компетенции подготовкой
народного хозяйства Республики Беларусь к работе в режиме
и условиях военного времени, а также его мобилизационным
развертыванием;
- вносит на утверждение Президенту Республики Беларусь
мобилизационные планы Республики Беларусь, планы накоп
ления материальных ценностей в мобилизационном резерве;
- осуществляет в соответствии со своей компетенцией ру
ководство гражданской обороной Республики Беларусь.
- В области внешней политики:
- осуществляет координацию деятельности в сфере отно
шений Республики Беларусь с другими государствами и меж
дународными организациями;
- принимает практические меры по реализации и защите
внешнеполитических интересов Республики Беларусь;
- проводит переговоры и заключает международные дого
воры по вопросам, относящимся к его компетенции;
- принимает меры по обеспечению выполнения междуна
родных договоров Республики Беларусь.
Правительство осуществляется^ других полномочий, в частности в кадровой сфере, руководит деятельностью республиканских органов государственного управления, местными исполнительными и распорядительными органами. Правительство активно взаимодействует по ряду вопросов с Национальным собранием (прежде всего в законодательной сфере, исполнении законов), местными Советами депутатов.