Понятие правительства

Правительство - это коллегиальный центральный орган государственного управления Республики Беларусь, осуществляющий в соответствии с Конституцией испол­нительную власть и руководство системой подчиненных ему органов государственного управления и других ор­ганов исполнительной власти.

Правительство занимает важное место в системе органов государственной власти. Оно является основным, центральным институтом управления государственными делами. Ни одно го­сударство не может обойтись без правительства.

Правительство вступает в тесные взаимоотношения с дру­гими органами государственной власти, прежде всего с Прези­дентом и Парламентом.

В отличие от конституций некоторых других государств (например, США) Конституция Беларуси прямо предусматри­вает образование и деятельность Правительства как коллеги­ального органа государственной власти, осуществляющего функции управления. Его основные полномочия закреплены в Конституции, а также в Законе от 7 июля 1998 г. «О Совете Министров Республики Беларусь» '.

В Республике Беларусь Правительство имеет название -Совет Министров.

Форма правления часто предопределяет порядок образова­ния и деятельности правительства. В президентских респуб­ликах оно менее самостоятельно, иногда не представляет собой коллегиальный орган с властными полномочиями. В го­сударствах парламентарной формы правления правительство является коллегиальным органом, олицетворяющим исполни­тельную власть. Такое правительство несет ответственность

1 Ведомости Национального собрания Республики Беларусь. 1998. № 29-30. Ст. 466, НРПА. 2000. № 59. 2/176; 2003. № и. 2/935.


перед Парламентом, обычно формирующим правительство, за состояние дел в государстве и обществе. Поэтому в этом слу­чае ему важно пользоваться доверием большинства членов парламента.

Отношения между Правительством, Парламентом и суда­ми в Республике Беларусь более определенные. Что же касает­ся влияния Президента на Правительство, его деятельность, то оно вполне типично для президентских республик. Президент юридически не входит ни в одну ветвь власти, однако обладает рядом конституционных полномочий в сфере исполнительной власти, которые свидетельствуют о том, что, как и в других президентских республиках, он является реальным главой этой ветви власти.

По своему политическому или партийному составу пра­вительство может быть партийным (однопартийным или коали­ционным) и беспартийным.

Различают правительства партийного большинства и пра­вительства партийного меньшинства.

В кризисные периоды истории могут создаваться правитель­ства национального единства, когда в интересах преодоления уг­розы (экономической, военной и т.п.) партии отбрасывают существующие между ними разногласия и формируют прави­тельство.