Компетенция Парламента

Палаты Парламента не могут заседать совместно и прини­мать совместные решения. Компетенция каждой из палат опре­делена в Конституции, прежде всего - в ст. 97 и 98.

Основная функция любого Парламента - законотворчес­кая (наряду с контрольной и распорядительной). При этом сле­дует иметь в виду, что принятие законов - это дело обеих палат, однако законотворческий процесс всегда начинается в Палате представителей. Согласно белорусскому законода­тельству любой законопроект, если иное не предусмотрено Конституцией, вначале рассматривается в Палате представи-


телей, а затем - в Совете Республики. Многие другие полно­мочия являются, как правило, для каждой из палат исключи­тельно ее полномочиями и не требуют обязательного участия другой палаты.

» Полномочия Палаты представителей

1. Рассмотрение проектов законов о внесении изменений и дополнений в Конституцию, о толковании Конституции

Указанные проекты эта палата может рассматривать лишь по предложению Президента либо по инициативе не менее 150 тыс. граждан Республики Беларусь, обладающих избира­тельным правом. Таким образом, требуется инициатива от спе­циально уполномоченного на то субъекта. Органы и лица, которые обладают правом законодательной инициативы, не могут в порядке реализации этой инициативы ставить вопрос перед Палатой представителей о корректировке Конституции либо ее толковании.

Процедура внесения Президентом в Палату представите­лей проектов законов о внесении изменений и дополнений в Конституцию, о толковании Конституции в принципе анало­гична внесению проектов законов. Согласно ст. 167 Регламен­та Палаты представителей, если предложение о внесении изменений и дополнений в Конституцию вносится в Палату представителей гражданами Республики Беларусь, оно рас­сматривается в соответствии с Регламентом, за исключением визирования, согласования с субъектом права законодатель­ной инициативы и приложения к законопроекту необходимых материалов.

Согласно ст. 139 Конституции закон об изменении и до­полнении Конституции может быть принят после двух обсуж­дений и одобрений Парламентом с промежутком не менее трех месяцев.

Интервал между окончанием первого и началом второго чтения проекта закона, которым вносятся изменения и допол­нения в Конституцию, должен быть не менее трех месяцев. Данное правило считается соблюденным, если проект как при первом, так и при втором обсуждении идентичен. В противном случае будет нарушено указанное конституционное требование.


Согласно Регламенту Палаты представителей проект за­кона о внесении изменений и дополнений в Конституцию, под­готовленный для рассмотрения, должен быть направлен депутатам Палаты представителей и другим субъектам, обла­дающим правом законодательной инициативы, не позднее чем за 20 дней до рассмотрения на заседании Палаты представителей.

Законы о внесении изменений и дополнений в Конститу­цию, о введении в действие указанных законов, о толковании Конституции считаются принятыми, если за них проголосова­ло не менее 2/3 от полного состава каждой из палат Парламента. Это правило должно действовать при проведении требуемых двух обсуждений и одобрений (голосований).

Учитывая специфичность субъектов, в Регламенте Пала­ты представителей предусмотрено, что проект закона о внесе­нии изменений и дополнений в Конституцию докладывается в Палате представителей Президентом либо его представите­лем. Если же проект внесен гражданами Республики Беларусь, то его докладывает Председатель Палаты представителей либо его заместитель (ст. 172 Регламента).

В целях исключения какого-либо давления на волю депу­татов предусмотрена норма о недопустимости изменения и до­полнения Конституции в период чрезвычайного положения. Особые условия (военная угроза, стихийные бедствия и т.п.) не должны влиять на конституционную стабильность.

Запрет на изменение Конституции в последние 6 месяцев полномочий Палаты представителей предотвращает принятие решений в угоду сиюминутным интересам (например, исходя из оценки предвыборной ситуации в стране)

Аналогичной является процедура толкования Конститу­ции Палатой представителей, которая имеет цель обеспечить правильное и единообразное толкование конституционных норм. Регламентом предусмотрено направление такого проек­та депутатам не позднее чем за семь дней до рассмотрения на заседании Палаты представителей.

2. Рассмотрение проектов законов

В п. 2 ст. 97 Конституции к компетенции Палаты предста­вителей отнесено рассмотрение проектов законов, в том числе


об утверждении основных направлений внутренней и внешней политики Республики Беларусь; военной доктрины; ратифика­ции и денонсации международных договоров; об основном содержании и принципах осуществления прав, свобод и обя­занностей граждан; о гражданстве, статусе иностранцев и лиц без гражданства; о правах национальных меньшинств, об утверж­дении республиканского бюджета и отчета о его исполнении; установлении республиканских налогов и сборов; о принципах осуществления отношений собственности; об основах социаль­ной защиты; о принципах регулирования труда и занятости; о браке, семье, детстве, материнстве, отцовстве, воспитании, образовании, культуре и здравоохранении; об охране окружаю­щей среды и рациональном использовании природных ресурсов; об определении порядка решения вопросов административно-территориального устройства государства; о местном самоуп­равлении; о судоустройстве, судопроизводстве и статусе судей; об уголовной ответственности; об амнистии; об объяв­лении войны и о заключении мира; о правовом режиме военного и чрезвычайного положения; об установлении государствен­ных наград; о толковании законов.

Данный перечень не является исчерпывающим.

Можно сделать несколько выводов. Во-первых, к компе­тенции Палаты представителей (а значит, и Парламента в це­лом) отнесено принятие нормативных актов в виде законов в сфере наиболее важных общественных отношений; во-вторых, факт формулирования данного перечня означает, что в этой сфере общественные отношения могут быть урегулированы лишь таким видом нормативных актов, как закон.

3. Внесение предложения о проведении референдума. На­значение выборов Президента

Республиканские референдумы назначаются Президентом Республики Беларусь. В качестве инициатора его проведения могут выступить Палата представителей и Совет Республики. Предложение об этом принимается палатами на их раздельных заседаниях большинством от полного состава каждой из палат.

Таким образом, в данном случае обе палаты должны вы­разить единую (совпадающую) волю. В соответствии с Регла­ментом Палаты представителей принятое ею постановление по


данному вопросу должно содержать предполагаемую дату ре­ферендума, вид референдума, вопросы, выносимые на рефе­рендум, предложение Совету Республики рассмотреть вопрос о проведении референдума (ст. 206; см. также ст. 199 и 200 Регламента Совета Республики).

После принятия соответствующего постановления Сове­том Республики предложение, надлежащим образом оформ­ленное, должно быть направлено Президенту для принятия им решения о назначении референдума.

В новой редакции Конституции распределены роли по на­значению выборов Президента и палат Парламента. Палата представителей назначает выборы Главы государства. Поря­док и сроки назначения выборов Президента предусмотрены Конституцией (ст. 81) и Избирательным кодексом.

Решение о назначении выборов Президента Республики Беларусь и об обеспечении связанных с этим организационных мероприятий по их подготовке и проведению является исключи­тельным правом Палаты представителей: оно принимается без участия второй палаты - Совета Республики. Данное решение принимается в форме постановления Палаты представителей.

4. Рассмотрение вопросов об отставке и досрочном осво­бождении от должности, смещении с должности Президен­та Республики Беларусь

Срок полномочий Президента Республики Беларусь -5 лет, однако он в любое время может подать в отставку, ко­торая принимается Палатой представителей, что должно быть зафиксировано соответствующим постановлением. Президент не обязан указывать мотивы своей отставки.

Согласно Конституции (ст. 88) Президент Республики Бе­ларусь может быть досрочно освобожден от должности при стойкой неспособности по состоянию здоровья осуществлять свои обязанности. Решение о досрочном освобождении от дол­жности Президента принимается большинством не менее 2/3 голосов от полного состава Палаты представителей и боль­шинством не менее 2/3 голосов от полного состава Совета Республики на основании заключения специально создавае­мой палатами комиссии.


Президент может быть смещен с должности в связи с совершением государственной измены или иного тяжкого пре­ступления. Решение о выдвижении обвинения и его расследо­вании в этом случае считается принятым, если за него проголосовало большинство от полного состава Палаты представителей по предложению не менее 1/3 ее депутатов.

Непринятие Советом Республики и Палатой представите­лей решения о смещении Президента с должности в течение месяца со дня выдвижения обвинения означает отклонение об­винения. Предложение о смещении Президента с должности не может инициироваться в период рассмотрения в соответствии с Конституцией вопроса о досрочном прекращении полномочий Парламента.

5. Делегирование Президенту законодательных полномочий

Норма ст. 101 Конституции предусматривает право Пала­ты представителей и Совета Республики законом, принятым большинством голосов от полного состава палат, по предло­жению Президента делегировать ему законодательные полно­мочия на издание декретов, имеющих силу закона. Такой закон может быть принят: во-первых, только с участием двух палат; во-вторых, предложение о наделении законодательны­ми полномочиями должно исходить только от Президента.

Такой закон должен определять предмет регулирования и срок полномочий Президента на издание декретов.

» Полномочия Совета Республики

Если говорить о законотворческом процессе, то в первую очередь следует отметить право Совета Республики одобрять или отклонять принятые Палатой представителей проекты законов о внесении изменений и дополнений в Конституцию; о толковании Конституции; проекты иных законов.

Совет Республики обладает обширными полномочиями при решении кадровых вопросов.

Он дает согласие на назначение Президентом Председате­ля Конституционного Суда, Председателя и судей Верховного Суда, Председателя и судей Высшего Хозяйственного Суда, Председателя Центральной комиссии по выборам и проведе-


нию республиканских референдумов, Генерального прокурора, Председателя и членов Правления Национального банка; из­бирает шесть судей Конституционного Суда; избирает шесть членов Центральной комиссии Республики Беларусь по выбо­рам и проведению республиканских референдумов.

В связи с тем, что Совет Республики является палатой терри­ториального представительства, он обладает рядом полномочий по отношению к местным Советам. Так, Совет Республики вправе отменять решения местных Советов депутатов, не соот­ветствующие законодательству; принимать решение о роспуске местного Совета депутатов в случае систематического или гру­бого нарушения им требований законодательства и в иных случаях, предусмотренных законом (ст. 19 Закона от 20 февра­ля 1991 г. в редакции от 10 января 2000 г. «О местном управ­лении и самоуправлении в Республике Беларусь» ')•

Совет Республики является второй инстанцией, которая после Палаты представителей рассматривает обвинение про­тив Президента в совершении государственной измены или иного тяжкого преступления, принимает решение о его рас­следовании. При наличии оснований большинством не менее 2/3 голосов от полного состава принимает решение о смеще­нии Президента с должности; рассматривает указы Президен­та о введении чрезвычайного положения, военного положения, полной или частичной мобилизации и не позднее чем в трех­дневный срок после их внесения принимает соответствующее решение; может принимать решения по другим вопросам, если это предусмотрено Конституцией.

'Ведомости Верховного Совета БССР. 1991. № Ц(13). Ст. 122; НРПА. 2000. № 8. 2/137, № 59. 2/174, № 100. 2/203; 2001. № 50. 2/765; 2004. № 4. 2/1012, № 189. 2/1089.


Глава 8

ПРАВИТЕЛЬСТВО РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ