Право отмены актов Правительства

Подписание законов

В Конституции закреплено правило о том, что все законы подписываются Президентом. При этом он имеет право воз­вращать закон или отдельные его положения со своими возра­жениями в Палату представителей, т.е. Президент обладает правом вето на принятый закон.

Закон, принятый Палатой представителей и одобренный Советом Республики либо принятый Палатой представителей в порядке, предусмотренном ст. 100 Конституции, представля­ется в десятидневный срок Президенту на подпись. Если Пре-шдент не возвращает какой-либо закон на протяжении двух недель после того, как он был ему представлен, закон считает­ся подписанным. Закон не считается подписанным и не вступа-


ет в силу, если он не мог быть возвращен в Парламент в связи с окончанием сессии.

При повторном рассмотрении закона, возвращенного Пре­зидентом Республики Беларусь и принятого Палатой предста­вителей в ранее принятой редакции, Совет Республики вправе: не открывая обсуждения, поставить на голосование вопрос об одобрении закона в ранее принятой редакции; открыть обсуж­дение по закону.

По окончании обсуждения председательствующий на засе­дании Совета Республики обязан поставить на голосование вопрос об одобрении закона в ранее принятой Палатой пред­ставителей редакции.

Закон считается принятым, если он одобрен большинством не менее 2/3 голосов от полного состава Совета Республики. Закон после преодоления Палатой представителей и Советом Республики возражений Президента подписывается Президен­том в пятидневный срок. Закон вступает в силу и в том случае, если он не будет подписан Президентом в этот срок.

В таком же порядке палатами рассматриваются возраже­ния Президента на отдельные положения закона, которые воз­вращаются для повторного голосования.

Президент имеет право отменить любой акт подотчетного ему центрального органа государственного управления -Правительства. При этом Президент может руководствовать­ся не только тем, что соответствующий акт противоречит зако­нодательству. Президент может отменить акт Правительства и по мотивам нецелесообразности его принятия. Этим данное пра­вомочие отличается от права соответствующих исполнитель­ных и распорядительных органов отменять противоречащие законодательству акты нижестоящих органов.

26. Контроль за соблюдением законодательства
местными органами управления и самоуправления

Непосредственно или через создаваемые Президентом органы Президент осуществляет контроль за соблюдением за­конодательства местными органами управления и самоуправ­ления; имеет право приостанавливать решения местных Советов депутатов и отменять решения местных исполнитель­но


ных и распорядительных органов в случае несоответствия их законодательству.

Из анализа Конституции следует, что контроль за деятель­ностью местных органов управления и самоуправления призваны осуществлять в первую очередь такие контрольно-надзорные органы, как Комитет государственного контроля, Прокуратура Республики Беларусь и их органы на местах.

27. Формирование Совета Безопасности

Впервые Совет Безопасности был создан Указом Прези­дента Республики Беларусь от 5 августа 1994 г. № 24. Однако если ранее в Конституции было указано, что Президент лишь возглавляет Совет Безопасности, что дало основание для спо­ров о порядке определения его состава, то в соответствии с новой редакцией Конституции 1994 г. Президент не только возглавляет Совет Безопасности, но и формирует его. Глава государства назначает на должность и освобождает от долж­ности Государственного секретаря Совета Безопасности, кото­рый подчиняется непосредственно Президенту. Действующий в настоящее время состав Совета Безопасности Республики Бе­ларусь утвержден Указом Президента Республики Беларусь от

23 января 2004 г. №41 '.

28. Руководство Вооруженными Силами Республики Беларусь

Президент, являясь Главнокомандующим Вооруженными Силами Республики Беларусь, ответственен перед народом за обеспечение надежной защиты государства, выполнение меж­дународных соглашений по обороне, осуществление военной политики и военной доктрины Республики Беларусь. Он на­значает высший командный состав Вооруженных Сил Респуб­лики Беларусь.

Согласно Закону от 3 ноября 1992 г. в редакции от

24 июля 2002 г. «О Вооруженных Силах Республики Бела­
русь» 2 ответственность за боевую и мобилизационную готов­
ность, подготовку Вооруженных Сил к выполнению задач
в военное время, материально-техническое обеспечение, раз­
витие организационной структуры, вооружения и военной тех-

1 НРПА. 2004. № 18. 1/5272; 2005. № 10. 1/6191, № 27. 1/6260.

2 Ведомости Верховного Совета Республики Беларусь. 1992. № 28. Ст. 495;
НРПА. 2002. № 87. 2/884.


ники, оперативную и боевую подготовку, воинскую дисципли­ну, обеспечение защиты секретной информации и противодей­ствие иностранным разведкам, соблюдение законодательства несет Министерство обороны Республики Беларусь.

29. Введение на территории государства военного поло­жения, объявление полной или частичной мобилизации

В случае военной угрозы или нападения Президент вводит на территории Республики Беларусь военное положение, объявляет полную или частичную мобилизацию с внесением в трехдневный срок принятого решения на утверждение Совета Республики.

Полная (общая) или частичная мобилизация проводится для осуществления плановых мероприятий по мобилизованно­му развертыванию Вооруженных Сил Республики Беларусь и перевода отраслей народного хозяйства (полная или общая мобилизация) или какой-нибудь их части (частичная мобили­зация) с мирного на военное положение. Согласно Закону от 3 ноября 1992 г. в редакции Закона от 17 июля 2002 г. «Об обороне» ' порядок проведения мобилизации определяется за­конодательством Республики Беларусь.

Президент имеет право отдать распоряжение о начале во­енных действий без объявления войны в случае умышленного вторжения в воздушное пространство Республики Беларусь; внезапного вторжения иностранных вооруженных сил на тер­риторию Республики Беларусь; неожиданного воздушного на­падения на Республику Беларусь. В случае начала военных действий без объявления войны Президент обязан в течение трех часов сообщить об этом Парламенту.

Совет Республики должен рассматреть в трехдневный срок принятое Президентом решение о введении военного положе­ния либо о проведении полной или частичной мобилизации.

Процедура рассмотрения в Совете Республики решений Президента о введении военного положения, проведении пол­ной или частичной мобилизации аналогична рассмотрению вопроса о введении Президентом чрезвычайного положения.

Президент может осуществлять и иные полномочия, возло­женные на него Конституцией и законами.

' Ведомости Верховного Совета Республики Беларусь. 1992. № 28. Ст. 493, НРПА. 2002. № 84. 2/878.


Глава 7

ПАРЛАМЕНТ - НАЦИОНАЛЬНОЕ СОБРАНИЕ РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ