Право отмены актов Правительства
Подписание законов
В Конституции закреплено правило о том, что все законы подписываются Президентом. При этом он имеет право возвращать закон или отдельные его положения со своими возражениями в Палату представителей, т.е. Президент обладает правом вето на принятый закон.
Закон, принятый Палатой представителей и одобренный Советом Республики либо принятый Палатой представителей в порядке, предусмотренном ст. 100 Конституции, представляется в десятидневный срок Президенту на подпись. Если Пре-шдент не возвращает какой-либо закон на протяжении двух недель после того, как он был ему представлен, закон считается подписанным. Закон не считается подписанным и не вступа-
ет в силу, если он не мог быть возвращен в Парламент в связи с окончанием сессии.
При повторном рассмотрении закона, возвращенного Президентом Республики Беларусь и принятого Палатой представителей в ранее принятой редакции, Совет Республики вправе: не открывая обсуждения, поставить на голосование вопрос об одобрении закона в ранее принятой редакции; открыть обсуждение по закону.
По окончании обсуждения председательствующий на заседании Совета Республики обязан поставить на голосование вопрос об одобрении закона в ранее принятой Палатой представителей редакции.
Закон считается принятым, если он одобрен большинством не менее 2/3 голосов от полного состава Совета Республики. Закон после преодоления Палатой представителей и Советом Республики возражений Президента подписывается Президентом в пятидневный срок. Закон вступает в силу и в том случае, если он не будет подписан Президентом в этот срок.
В таком же порядке палатами рассматриваются возражения Президента на отдельные положения закона, которые возвращаются для повторного голосования.
Президент имеет право отменить любой акт подотчетного ему центрального органа государственного управления -Правительства. При этом Президент может руководствоваться не только тем, что соответствующий акт противоречит законодательству. Президент может отменить акт Правительства и по мотивам нецелесообразности его принятия. Этим данное правомочие отличается от права соответствующих исполнительных и распорядительных органов отменять противоречащие законодательству акты нижестоящих органов.
26. Контроль за соблюдением законодательства
местными органами управления и самоуправления
Непосредственно или через создаваемые Президентом органы Президент осуществляет контроль за соблюдением законодательства местными органами управления и самоуправления; имеет право приостанавливать решения местных Советов депутатов и отменять решения местных исполнительно
ных и распорядительных органов в случае несоответствия их законодательству.
Из анализа Конституции следует, что контроль за деятельностью местных органов управления и самоуправления призваны осуществлять в первую очередь такие контрольно-надзорные органы, как Комитет государственного контроля, Прокуратура Республики Беларусь и их органы на местах.
27. Формирование Совета Безопасности
Впервые Совет Безопасности был создан Указом Президента Республики Беларусь от 5 августа 1994 г. № 24. Однако если ранее в Конституции было указано, что Президент лишь возглавляет Совет Безопасности, что дало основание для споров о порядке определения его состава, то в соответствии с новой редакцией Конституции 1994 г. Президент не только возглавляет Совет Безопасности, но и формирует его. Глава государства назначает на должность и освобождает от должности Государственного секретаря Совета Безопасности, который подчиняется непосредственно Президенту. Действующий в настоящее время состав Совета Безопасности Республики Беларусь утвержден Указом Президента Республики Беларусь от
23 января 2004 г. №41 '.
28. Руководство Вооруженными Силами Республики Беларусь
Президент, являясь Главнокомандующим Вооруженными Силами Республики Беларусь, ответственен перед народом за обеспечение надежной защиты государства, выполнение международных соглашений по обороне, осуществление военной политики и военной доктрины Республики Беларусь. Он назначает высший командный состав Вооруженных Сил Республики Беларусь.
Согласно Закону от 3 ноября 1992 г. в редакции от
24 июля 2002 г. «О Вооруженных Силах Республики Бела
русь» 2 ответственность за боевую и мобилизационную готов
ность, подготовку Вооруженных Сил к выполнению задач
в военное время, материально-техническое обеспечение, раз
витие организационной структуры, вооружения и военной тех-
1 НРПА. 2004. № 18. 1/5272; 2005. № 10. 1/6191, № 27. 1/6260.
2 Ведомости Верховного Совета Республики Беларусь. 1992. № 28. Ст. 495;
НРПА. 2002. № 87. 2/884.
ники, оперативную и боевую подготовку, воинскую дисциплину, обеспечение защиты секретной информации и противодействие иностранным разведкам, соблюдение законодательства несет Министерство обороны Республики Беларусь.
29. Введение на территории государства военного положения, объявление полной или частичной мобилизации
В случае военной угрозы или нападения Президент вводит на территории Республики Беларусь военное положение, объявляет полную или частичную мобилизацию с внесением в трехдневный срок принятого решения на утверждение Совета Республики.
Полная (общая) или частичная мобилизация проводится для осуществления плановых мероприятий по мобилизованному развертыванию Вооруженных Сил Республики Беларусь и перевода отраслей народного хозяйства (полная или общая мобилизация) или какой-нибудь их части (частичная мобилизация) с мирного на военное положение. Согласно Закону от 3 ноября 1992 г. в редакции Закона от 17 июля 2002 г. «Об обороне» ' порядок проведения мобилизации определяется законодательством Республики Беларусь.
Президент имеет право отдать распоряжение о начале военных действий без объявления войны в случае умышленного вторжения в воздушное пространство Республики Беларусь; внезапного вторжения иностранных вооруженных сил на территорию Республики Беларусь; неожиданного воздушного нападения на Республику Беларусь. В случае начала военных действий без объявления войны Президент обязан в течение трех часов сообщить об этом Парламенту.
Совет Республики должен рассматреть в трехдневный срок принятое Президентом решение о введении военного положения либо о проведении полной или частичной мобилизации.
Процедура рассмотрения в Совете Республики решений Президента о введении военного положения, проведении полной или частичной мобилизации аналогична рассмотрению вопроса о введении Президентом чрезвычайного положения.
Президент может осуществлять и иные полномочия, возложенные на него Конституцией и законами.
' Ведомости Верховного Совета Республики Беларусь. 1992. № 28. Ст. 493, НРПА. 2002. № 84. 2/878.
Глава 7
ПАРЛАМЕНТ - НАЦИОНАЛЬНОЕ СОБРАНИЕ РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ