Состояния сознания. Роль сна

Традиционно психология признает два состояния сознания, присущих всем людям: 1) сон, рассматриваемый как период отдыха, 2) состояние бодрствования, или активное состояние сознания, которому соответствует активация всего организма, которая позволяет ему улавливать, анализировать сигналы внешнего мира, отправлять некоторые из них в память или же реагировать на них адекватным или неадекватным поведением в зависимости от предшествующего опыта и навыков. Таким образом, бодрствование — это состояние, в котором мы мо­жем приспосабливаться к внешнему миру.

Согласно закону Иеркса—Додсона—Хебба, поведение че­ловека будет тем эффективнее, чем ближе будет его уровень бодрствования — активации к некоторому оптимуму — он не должен быть ни слишком низким, ни слишком высоким. При более низких уровнях готовность человека к действию умень­шается и он вскоре засыпает, а при более высоких он будет больше взволнован из-за чересчур сильной мотивации или же сильного расстройства чувств, и его поведение может даже полностью дезорганизоваться.

 

 

В среднем наш организм функционирует с чередованием: 16 часов бодрствования и 8 часов сна. Этот 24-часовой цикл управляется внутренним контрольным механизмом, называемым биологическими часами, которые ответственны за воз­буждение центра сна, расположенного в стволе мозга, и цент­ра бодрствования, которым служит ретикулярная формация мозга. Долгое время полагали, что сон — это просто полный отдых организма, позволяющий ему восстанавливать силы, израсходованные в период бодрствования. Так, недостаток сна. существенно сказывается на поведении: ухудшается или даже нарушается мыслительная и трудовая деятельность, некоторые люди засыпают буквально стоя, галлюцинируют или начина­ют бредить после 2—3 дней лишения сна. Сейчас известно, что сон — не просто восстановительный период для организма, а включает различные стадии, выполняет разнообразные функ­ции. Выделяют «медленный сон» и «быстрый, парадоксальный сон» в зависимости от особенностей мозговой активности.

При низкой активности мозга большие группы нервных клеток разряжаются одновременно, и эта синхронность отобра­жается на ЭЭГ в виде волн низкой частоты и большой ампли­туды — «медленных волн»: 1) альфа-волны, частота которых лежит в пределах от 8 до 12 циклов в секунду (8—12 Гц), они характерны для расслабленного организма, когда человек си­дит спокойно с закрытыми глазами; 2) тета-волны частотой от 4 до 7 Гц, они появляются на первой стадии сна, 3) дельта-волны (0, 5—3 Гц), которые регистрируются во время глубоко­го сна.

Во время активной работы мозга каждая участвующая в ней нервная клетка разряжается в соответствии со своей специфи­ческой функцией в своем собственном ритме, в результате ак­тивность мозга становится асинхронной и регистрируется в виде быстрых волн высокой частоты и малой амплитуды — бета-волны (13—26 Гц); амплитуда бета-волн уменьшается по мере того, как усиливается мозговая деятельность. Бета-волны ре­гистрируются во время бодрствования, активной умственной и физической деятельности, а также, как ни странно, во время «быстрого сна». «Быстроволновый сон» характеризуется тем, что активность мозга возрастает, как будто человек просыпает­ся, сердечный ритм ускоряется, кровь приливает к мозгу, ды­хание учащается, глаза совершают быстрые движения под сом­кнутыми веками, но в то же время человек находится в полной неподвижности вследствие резкого падения мышечного тонуса. Эта стадия «быстрого парадоксального сна» длится 15—20 минут, человека в этот момент трудно разбудить, но если это удается, то в 80% случаях человек рассказывает, что видел сон, и может рассказать его в деталях. После «быстрого сна» вновь наступает «медленный сон», затем, примерно через 70 минут, вновь «быстрый сон», и такой цикл повторяется 5—6 раз за ноч­ной сон.

Согласно гипотезе Хартмана (1978 г.), отключение челове­ка от внешней среды во время сна необходимо для содержа­тельной обработки накопленной за день информации.

Сновидения отражают мотивацию, желания человека, эти мотивации как бы всплывают во время сна, когда клетки рети­кулярной формации посылают возбуждающие импульсы цент­рам, ответственным за влечения и инстинкты. Сновидения как бы служат для символической реализации нереализованных желаний человека, разряжают очаги возбуждения, возникшие из-за неоконченных дел и тревожных мыслей. По мнению Фрейда, сновидения обеспечивают психологический комфорт, уменьшая возникшую в течение дня эмоциональную напря­женность и вызывая этим чувство удовлетворения и облегче­ния. Исследования Фаулкса (1971 г.) показали, что сновиде­ния, интенсивная работа мозга во сне имеют своей целью по­мочь человеку решить его проблемы во время сна, либо осла­бить или даже устранить тревожащее человека желание, пе­реживание.

Согласно гипотезе Френча и Фромма, в сновидениях ис­пользуются механизмы образного мышления для решения мотнвационных конфликтов, которые не удается решить с по­мощью логического анализа во время бодрствования, т. е. сно­видения представляют механизм психологической защиты и стабилизации человека, благодаря которой человек черпает энергию, необходимую для разрешения своих проблем. Сно­видения являются своеобразным «окном» в бессознательное человека и своеобразным «каналом» обмена информацией меж­ду бессознательным и сознанием, когда более информацион­но насыщенное «бессознательное» способно в символической или явной форме передать важную информацию для сознания (например, пророческие сны о будущих возможных событиях, о возникающих заболеваниях, о внутренних душевных боле­вых, точках и т. п.).

Медитация — особое состояние сознания, измененное по желанию человека. Все виды медитации преследуют одну цель —сосредоточить внимание, чтобы ограничить поле свое­го сознания настолько, что мозг будет ритмично реагировать на тот стимул, на котором сосредоточился человек. Есть не­сколько способов достижения этой цели: можно сконцентри­ровать внимание на мыслях или физических ощущениях, как это делают последователи «зазе-ны», или же практиковать йогу, которая делает акцент на владение телесными позами и дыха­нием. Во всех случаях мозг начинает все больше и больше син­хронизировать свою электрическую активность — чаще всего типа альфа-волн, а иногда тета-волн. Трансцендентальная ме­дитация основана на использовании особого слова — мантры.

Взаимопереходы из одного состояния сознания в другое можно представить в виде «карты внутреннего мира», которую в 1977 г. разработал американский профессор эксперименталь­ной психиатрии Фишер. По его мнению, погружение в глуби­ны психики, в глубинное «свое», может осуществляться по двум «склонам» сознания и восприятия: с одной стороны, это склон, находящийся под контролем парасимпатической нервной сис­темы и направленный на расслабление, в континууме «расслаб­ление — медитация», а с другой стороны — склон, контроли­руемый симпатической нервной системой и направленный к активации нервной системы, в континууме, «восприятие — галлюцинация», включающем ряд состояний от творческого вдохновения до мистического экстаза. Активное состояние со­знания включает в себя секторы от «плавающего сознания до бодрствующего — в традиционной психологии это мир «Я». Континуум «восприятие — медитация» приводит к состоянию сознания, совершенно оторванного от всякой связи с реальнос­тью, — к йоге самадхи (переход от бета-волн (13—26 Гц) к дель­та-волнам (меньше 4 Гц)).

 

ВОПРОС 48