Введение чрезвычайного положения
Ведение переговоров и подписание международных договоров; назначение и отзыв дипломатических представителей
Осуществление помилования осужденных
Помилование отличается от амнистии тем, что оно осуществляется в отношении конкретных лиц по их ходатайству либо иных уполномоченных лиц и органов.
41 Согласно Положению о порядке осуществления в Республике Беларусь помилования осужденных (утверждено Указом Президента Республики Беларусь от 3 декабря 1994г. № 250, в редакции от 12 апреля 2004 г. № 190)2 Президент Республики Беларусь кроме ходатайств о помиловании рассматривает: материалы в отношении лиц, осужденных к смертной казни, которые
' Собрание декретов, указов Президента и постановлений Правительства Республики Беларусь. 1998. № 9. Ст. 223; 1999. № 14. Ст. 384, № 17. Ст. 471; НРПА. 2000. № 14. 1/973; 2001. № 61. 1/2776, № 86. 1/2983, № 89. 1/3019; 2002. № 125. 1/4138.
2 Собрание указов Президента и постановлений Кабинета Министров Республики Беларусь. 1994. № 13. Ст. 334; НРПА. 2004. № 58. 1/5464; 2005. № 10. 1/6193, № 103. 1/6564.
не ходатайствуют о помиловании; представления Председателя Верховного Суда Республики Беларусь или Генерального прокурора Республики Беларусь о применении помилования к лицам, осужденным судами Республики Беларусь к смертной казни.
Помилование применяется, как правило, по личным ходатайствам осужденных. Ходатайства о помиловании рассматриваются только после вступления приговоров в силу.
Ходатайства о помиловании, а также другие материалы до внесения их на рассмотрение Президента Республики Беларусь предварительно рассматриваются в Комиссии по вопросам помилования при Президенте Республики Беларусь (в дальнейшем - Комиссия).
Комиссия создается Президентом Республики Беларусь на срок его полномочий и действует в составе председателя, двух заместителей председателя и членов Комиссии. Количество членов Комиссии устанавливается Президентом Республики Беларусь.
Являясь Главой государства, Президент без какого-либо специального уполномочивания представляет Республику Беларусь в отношениях с другими странами и международными организациями. Это может проявляться и в праве подписывать международные договоры, заявлять о позиции страны по отношению к той или иной международной проблеме. Основное ограничение к заключении международных договоров состоит в том, чтобы они не противоречили Конституции.
Прерогативой Президента как главы государства является назначение и отзыв дипломатических представителей Республики Беларусь в иностранных государствах и при международных организациях. Дипломатическими работниками являются сотрудники Министерства иностранных дел, дипломатических представительств и консульских учреждений Республики Беларусь за границей, имеющие дипломатические ранги. Назначение на другие дипломатические должности производится приказами по Министерству иностранных дел. Указом Президента Республики Беларусь от 6 апреля 1995 г. № 142 утверждено Положение о дипломатической службе Республики Бе-
ларусь '. Им определен порядок приема граждан Республики Беларусь на дипломатическую службу, прохождения и прекращения ее дипломатическими работниками.
21. Прием верительных и отзывных грамот
дипломатических представителей
Президент принимает верительные и отзывные грамоты аккредитованных при нем дипломатических представителей иностранных государств.
Верительной грамотой является документ, удостоверяющий представительный характер дипломатического представителя и аккредитующий его в этом качестве в иностранном государстве. Верительные грамоты, адресуемые Главе принимающего государства, подписываются Главой государства, назначающего дипломатического представителя, и скрепляются подписью Министра иностранных дел. Верительная грамота имеет характер общих полномочий дипломатического представителя.
Отозвание дипломатического представителя по инициативе своего правительства оформляется путем вручения Главе государства пребывания отзывной грамоты - документа об отозвании дипломатического представителя, подписанного Главой назначившего его государства. Отзывные грамоты оформляются так же, как и верительные грамоты.
В случае стихийного бедствия, катастрофы, беспорядков, сопровождающихся насилием либо угрозой насилия со стороны группы лиц и организаций, в результате которых возникает опасность жизни и здоровью людей, территориальной целостности и существованию государства, Президент вводит на территории Республики Беларусь или в отдельных ее местностях чрезвычайное положение с внесением в трехдневный срок принятого решения на утверждение Совета Республики.
Режим чрезвычайного положения, порядок его введения определяются Законом от 24 июня 2002 г. «О чрезвычайном
1 Зарег. в НРПА 23.02.2001 г., per. № 1/2084.
2 НРПА. 2002. № 75. 2/866.
Если в результате чрезвычайных обстоятельств члены Совета Республики не смогут срочно прибыть, а заседание Совета либо сессия не может состояться в здании, может быть избрано другое место проведения сессии, о чем через средства массовой информации или иным способом должны быть извещены депутаты.
По решению Совета Республики вопрос о чрезвычайном положении может рассматриваться без предварительного изучения в комиссиях палаты.
При утверждении Советом Республики указа Президента о введении режима чрезвычайного положения и предусмотренных им мер в силу вступают лишь те положения, которые одобрены. О принятом решении Совет Республики должен уведомить Президента и сделать сообщение через средства массовой информации.
Если постановление об утверждении указа Президента о введении чрезвычайного положения не набрало большинства голосов от полного состава Совета Республики, решение о введении чрезвычайного положения не утверждается, что оформляется постановлением Совета Республики. В этом случае указы Президента не имеют юридической силы.
23. Об отложении проведения забастовки либо
ее приостановлении
В случаях, предусмотренных законодательством, Президент вправе отложить проведение забастовки или приостановить ее, но не более чем на трехмесячный срок.