Введение чрезвычайного положения

Ведение переговоров и подписание международных договоров; назначение и отзыв дипломатических представителей

Осуществление помилования осужденных

Помилование отличается от амнистии тем, что оно осу­ществляется в отношении конкретных лиц по их ходатайству либо иных уполномоченных лиц и органов.

41 Согласно Положению о порядке осуществления в Республи­ке Беларусь помилования осужденных (утверждено Указом Пре­зидента Республики Беларусь от 3 декабря 1994г. № 250, в редакции от 12 апреля 2004 г. № 190)2 Президент Республики Беларусь кроме ходатайств о помиловании рассматривает: мате­риалы в отношении лиц, осужденных к смертной казни, которые

' Собрание декретов, указов Президента и постановлений Правитель­ства Республики Беларусь. 1998. № 9. Ст. 223; 1999. № 14. Ст. 384, № 17. Ст. 471; НРПА. 2000. № 14. 1/973; 2001. № 61. 1/2776, № 86. 1/2983, № 89. 1/3019; 2002. № 125. 1/4138.

2 Собрание указов Президента и постановлений Кабинета Министров Республики Беларусь. 1994. № 13. Ст. 334; НРПА. 2004. № 58. 1/5464; 2005. № 10. 1/6193, № 103. 1/6564.


не ходатайствуют о помиловании; представления Председателя Верховного Суда Республики Беларусь или Генерального прокуро­ра Республики Беларусь о применении помилования к лицам, осуж­денным судами Республики Беларусь к смертной казни.

Помилование применяется, как правило, по личным хода­тайствам осужденных. Ходатайства о помиловании рассмат­риваются только после вступления приговоров в силу.

Ходатайства о помиловании, а также другие материалы до внесения их на рассмотрение Президента Республики Бела­русь предварительно рассматриваются в Комиссии по во­просам помилования при Президенте Республики Беларусь (в дальнейшем - Комиссия).

Комиссия создается Президентом Республики Беларусь на срок его полномочий и действует в составе председателя, двух заместителей председателя и членов Комиссии. Количество чле­нов Комиссии устанавливается Президентом Республики Беларусь.

Являясь Главой государства, Президент без какого-либо специального уполномочивания представляет Республику Бе­ларусь в отношениях с другими странами и международными организациями. Это может проявляться и в праве подписывать международные договоры, заявлять о позиции страны по отно­шению к той или иной международной проблеме. Основное ог­раничение к заключении международных договоров состоит в том, чтобы они не противоречили Конституции.

Прерогативой Президента как главы государства является назначение и отзыв дипломатических представителей Респуб­лики Беларусь в иностранных государствах и при международ­ных организациях. Дипломатическими работниками являются сотрудники Министерства иностранных дел, дипломатических представительств и консульских учреждений Республики Беларусь за границей, имеющие дипломатические ранги. На­значение на другие дипломатические должности производится приказами по Министерству иностранных дел. Указом Прези­дента Республики Беларусь от 6 апреля 1995 г. № 142 утвер­ждено Положение о дипломатической службе Республики Бе-


ларусь '. Им определен порядок приема граждан Республики Беларусь на дипломатическую службу, прохождения и прекра­щения ее дипломатическими работниками.

21. Прием верительных и отзывных грамот
дипломатических представителей

Президент принимает верительные и отзывные грамоты ак­кредитованных при нем дипломатических представителей ино­странных государств.

Верительной грамотой является документ, удостоверяю­щий представительный характер дипломатического предста­вителя и аккредитующий его в этом качестве в иностранном государстве. Верительные грамоты, адресуемые Главе прини­мающего государства, подписываются Главой государства, назначающего дипломатического представителя, и скрепля­ются подписью Министра иностранных дел. Верительная гра­мота имеет характер общих полномочий дипломатического представителя.

Отозвание дипломатического представителя по инициати­ве своего правительства оформляется путем вручения Главе государства пребывания отзывной грамоты - документа об отозвании дипломатического представителя, подписанного Главой назначившего его государства. Отзывные грамоты оформляются так же, как и верительные грамоты.

В случае стихийного бедствия, катастрофы, беспорядков, сопровождающихся насилием либо угрозой насилия со сторо­ны группы лиц и организаций, в результате которых возника­ет опасность жизни и здоровью людей, территориальной целостности и существованию государства, Президент вводит на территории Республики Беларусь или в отдельных ее мест­ностях чрезвычайное положение с внесением в трехдневный срок принятого решения на утверждение Совета Республики.

Режим чрезвычайного положения, порядок его введения определяются Законом от 24 июня 2002 г. «О чрезвычайном


 


1 Зарег. в НРПА 23.02.2001 г., per. № 1/2084.

2 НРПА. 2002. № 75. 2/866.


Если в результате чрезвычайных обстоятельств члены Сове­та Республики не смогут срочно прибыть, а заседание Совета либо сессия не может состояться в здании, может быть избрано другое место проведения сессии, о чем через средства массовой информации или иным способом должны быть извещены депутаты.

По решению Совета Республики вопрос о чрезвычайном положении может рассматриваться без предварительного изу­чения в комиссиях палаты.

При утверждении Советом Республики указа Президента о введении режима чрезвычайного положения и предусмотрен­ных им мер в силу вступают лишь те положения, которые одобрены. О принятом решении Совет Республики должен уве­домить Президента и сделать сообщение через средства массо­вой информации.

Если постановление об утверждении указа Президента о вве­дении чрезвычайного положения не набрало большинства голо­сов от полного состава Совета Республики, решение о введении чрезвычайного положения не утверждается, что оформляется постановлением Совета Республики. В этом случае указы Президента не имеют юридической силы.

23. Об отложении проведения забастовки либо
ее приостановлении

В случаях, предусмотренных законодательством, Прези­дент вправе отложить проведение забастовки или приостано­вить ее, но не более чем на трехмесячный срок.