Установление государственных праздников

Назначение руководителей республиканских органов государственного управления, определение их статуса; назначение некоторых иных лиц

Конституцией определено, что Президент самостоятельно назначает руководителей республиканских органов государ­ственного управления и определяет их статус.

Президент может иметь своих представителей в Парла­менте. Конституция не определяет их количества. Возможно, что эти обязанности будут осуществлять представители Пре­зидента в каждой из палат или это будет один человек. В Конституции не определяется, в течение какого срока такое назначение должно .быть сделано. В соответствии с утвержден­ным Президентом Положением об Администрации Президента Республики Беларусь глава Администрации Президента имеет право без специальных на то полномочий выступать в ка­честве представителя Президента в Палате представителей и Совете Республики Национального собрания.

Представителю Президента в Парламенте может быть пре­доставлено право доводить до сведения парламентариев пози­цию Президента по той или иной проблеме, решать другие вопросы, например связанные с принятием законов. Однако Президент не может делегировать своему представителю права, которые являются неотъемлемыми правами Главы государ­ства (например, право законодательной инициативы и т.п.).

Президент, являясь Главой государства, может назначать и других должностных лиц, если их должности определены в соответствии с законодательством и если иное не предусмот-


рено Конституцией. При этом возможно несколько ограниче­ний: Конституцией или принятым в соответствии с ней другим нормативным актом назначение данного лица отнесено к пре­рогативе другого органа; имеются ограничения финансового характера, т.е. в соответствии с утвержденным бюджетом не­возможно создать соответствующую структуру и ввести долж­ность, на которую предполагалось назначить лицо.

/ 7. Решение вопросов, связанных с приемом в гражданство, его прекращением и предоставлением убежища

Решение вопросов о приеме в гражданство Республики Беларусь, его прекращении и предоставлении убежища отно­сится к компетенции Главы государства и исполнительной власти.

В настоящее время действует Закон от 1 августа 2002 г. «О гражданстве Республики Беларусь» ', Указом Президента Республики Беларусь от 4 ноября 2002 г. № 552 утверждено Положение о порядке рассмотрения вопросов, связанных с гражданством Республики Беларусь 2 и создана при Президен­те Республики Беларусь Комиссия по вопросам гражданства. Согласно Положению Президент принимает решения о приеме в гражданство, выходе из гражданства, утрате гражданства Республики Беларусь.

Предоставление убежища иностранным гражданам и лицам без гражданства решается в соответствии с Конституцией, За­коном от 3 июня 1993 г. в редакции от 19 июля 2005 г. «О пра­вовом положении иностранных граждан и лиц без гражданства в Республике Беларусь»2, международными договорами Рес­публики Беларусь и другими актами законодательства.

Указом Президента Республики Беларусь от 29 ноября 1994 г. № 229 утверждено Положение о порядке рассмотрения вопросов предоставления убежища иностранным гражданам и лицам без гражданства 4.

1 НРПА. 2002. № 88. 2/885.

1 НРПА. 2002 № 125 1/4133.

•' Ведомости Верховного Совета Республики Беларусь. 1993. № 21. Ст. 250;

НРПА. 2005. № 121. 2/1138.

' Собрание указов Президента и постановлений Кабинета Министров Республики Беларусь. 1994 13.


и праздничных дней, награждение государственными наградами, присвоение классных чинов и званий

Президент своими решениями, обычно принимаемыми в форме указов, устанавливает государственные праздники и праздничные дни.

Государственные праздники могут устанавливаться в свя­зи с важными историческими событиями, спецификой той или иной профессии и т.д. Дни государственных праздников могут быть как рабочими, так и нерабочими.

Государственные праздники и праздничные дни определе­ны Указом Президента Республики Беларусь от 26 марта 1998 г. № 157 «О государственных праздниках, праздничных днях и памятных датах в Республике Беларусь» '.

С правом Парламента устанавливать государственные награды, классные чины и звания непосредственно связано правомочие Президента награждать государственными награ­дами, присваивать классные чины и звания. Таким образом, в данном случае один орган принимает закон, а другой - его исполняет, что является реализацией концепции разделения властей.