Назначение на должность Премьер-министра

Назначение очередных и внеочередных выборов в Палату представителей, Совет Республики и местные представительные органы

Полномочия Президента Республики Беларусь

Прав и свобод человека и гражданина

Президент Республики Беларусь -

Глава государства, гарант Конституции,

Разделение государственной власти на законодательную, исполнительную и судебную не отрицает необходимости обес­печения их взаимодействия. В этой связи обычно за рубежом учреждается пост Главы государства (монарха, президента), который является должностным лицом, занимающим высшее место в системе государственных органов.

Президент Республики Беларусь занимает особое место в системе государственных органов. Он является Главой госу­дарства, гарантом Конституции Республики Беларусь, прав и свобод человека и гражданина. Президент олицетворяет единство народа, гарантирует реализацию основных направ­лений внутренней и внешней политики, представляет Респуб­лику Беларусь в отношениях с другими государствами и международными организациями. Президент принимает меры по охране суверенитета Республики Беларусь, ее национальной безопасности и территориальной целостности, обеспечивает по­литическую и экономическую стабильность, преемственность и взаимодействие органов государственной власти, осуществ­ляет посредничество между органами государственной власти.

Таким образом, Конституция Республики Беларусь возла­гает на Главу государства важнейшие функции и задачи.

Обязанность Президента Республики Беларусь быть га­рантом Конституции, прав и свобод человека и гражданина обусловлена задачей обеспечения стабильности конституци­онного строя, гарантирования прав и свобод человека и граж­данина. В этих же целях на Президента возлагается функция арбитра между властями.


Над Президентом есть единственный высший арбитр - на­род. Именно он является источником государственной власти и носителем суверенитета. В случае, когда разногласия между ветвями власти не могут быть сняты, вполне уместно обраще­ние Президента к народу, с тем, чтобы на референдуме был ре­шен вопрос в ту или иную пользу.

Особенность статуса Президента Республики Беларусь со­стоит в том, что он выступает, с одной стороны, в качестве арбитра, с другой - сам может активно руководить Прави­тельством, подчиненными ему органами.

У Президента есть исключительно единоличные полномо­чия, когда не требуется контрассигнирование и какое-либо иное участие другого государственного органа (например, внесение предложения, согласование и т.п.).

Полномочия Президента Республики Беларусь закреплены преимущественно в ст. 84 Конституции, однако и в иных ее статьях, Законе от 21 февраля 1995 г. в редакции от 7 июля 1997 г. «О Президенте Республики Беларусь» ' и других нор­мативных актах содержатся нормы, посвященные правам и обязанностям Президента.

Рассмотрим основные из них.

/. Назначение республиканских референдумов

Президент является единственным лицом, которое может назначить референдум - народное голосование.

Республиканские референдумы назначаются Президентом Республики Беларусь как по собственной инициативе, так и по предложению Палаты представителей и Совета Республики, ко­торое принимается на их раздельных заседаниях большинством голосов от установленного Конституцией состава (полного со­става) каждой из палат, либо по предложению не менее

1 Ведомости Верховного Совета Республики Беларусь. 1995. № 17. Ст. 179; Ведомости Национального собрания Республики Беларусь. 1997. № 24. Ст. 463; 1999. № 25. Ст. 426; НРПА. 2000. № 100. 2/203.

4 Зак 2388 97


450 тыс. граждан, обладающих избирательным правом, в том числе не менее 30 тыс. граждан от каждой из областей и города Минска.

Если предложение палаты Парламента, граждан о прове­дении референдума внесено в соответствии с законом, то Пре­зидент назначает республиканский референдум.

Конституция разграничила полномочия Президента и Пар­ламента в решении вопросов о проведении выборов. Если это касается коллегиальных представительных органов, то реше­ние о назначении выборов принимает Президент, а если Гла­вы государства, то - Палата представителей. Такой подход позволяет исключить ситуацию, когда бы нарушались сроки проведения выборов.

Согласно ст. 93 Конституции срок полномочий Парламен­та - 4 года. Полномочия Парламента могут быть продлены на основании закона только в случае войны. Отсчет полномочий палат Парламента должен осуществляться со дня начала пер­вой после выборов сессии палат. Для избежания коллизий в определении сроков созыва и начала работы первой сессии палат в Конституции этот вопрос специально подробно регла­ментирован.

В случаях и в порядке, предусмотренных Конституцией, полномочия Палаты представителей или Совета Республики могут быть прекращены досрочно.

В нашем законодательстве не предусматривается, кто дол­жен принимать решение о проведении выборов в коллегиаль­ные представительные органы, если по каким-либо причинам Президент не издает соответствующего указа.

Выборы нового состава палат Парламента назначаются не позднее 4 месяцев и проводятся не позднее 30 дней до окон­чания полномочий палат действующего созыва. Если же речь идет о внеочередных выборах палат Парламента, то они про­водятся в трехмесячный срок со дня досрочного прекращения полномочий палат Парламента.


3. Роспуск палат Парламента

Досрочное прекращение полномочий палат Парламента, i .е. их роспуск, является одним из способов разрешения конф­ликта между властями, прежде всего между законодательной и исполнительной властью. Арбитром в данном случае высту­пает Глава государства.

Полномочия палат Парламента могут быть прекращены дос­рочно лишь в случае и порядке, предусмотренных Конституцией.

Решение о роспуске палат Парламента Президент может принять не позднее чем в двухмесячный срок после официаль­ных консультаций с председателями палат.

Существуют ограничения на роспуск палат: их полномо­чия не могут быть досрочно прекращены в период чрезвычай­ного или военного положения, в последние шесть месяцев полномочий Президента, в период решения палатами вопроса о досрочном освобождении или смещении Президента с долж­ности. Не допускается роспуск палат в течение года со дня их первых заседаний.

4. Назначение членов Центральной комиссии Республики
Беларусь по выборам и проведению республиканских
референдумов

Одним из важнейших правомочий Президента является его право самостоятельно либо во взаимодействии с другими орга­нами производить назначения на должности в государственных opi анах.

Некоторые должностные лица назначаются Президентом са­мостоятельно, т.е. не требуется какое-либо согласование с иными органами, иные - с участием других государственных органов.

Согласно п. 4 ст. 84 Конституции Президент назначает шесть членов Центральной комиссии Республики Беларусь по выборам и проведению республиканских референдумов. Остальных шесть членов Центризбиркома избирает Совет Республики.

5. Образование, упразднение и реорганизация
Администрации Президента и некоторых других органов

В действующей Конституции прямо закреплено право Президента образовывать, упразднять или реорганизовывать Администрацию Президента, другие органы государственно-


го управления, а также консультативно-совещательные орга­ны при Президенте.

В новой редакции Конституции речь идет не только о со­здании Администрации Президента, но и определяется, что она является органом государственного управления. Указом Пре­зидента Республики Беларусь от 23 января 1997 г. № 97 «Воп­росы Администрации Президента Республики Беларусь»' об­разована Администрация Президента Республики Беларусь -орган государственного управления, установлена числен­ность работников Администрации Президента, а также утвер­ждено Положение об Администрации и ее структура.

Премьер-министр назначается Президентом с согласия Па­латы представителей. Регламент Палаты представителей На­ционального собрания Республики Беларусь определяет порядок рассмотрения вопроса о даче согласия на назначение на должность Премьер-министра.

Вопрос о даче согласия на назначение на должность Пре­мьер-министра Республики Беларусь решается на заседании Палаты представителей путем тайного голосования и оформ­ляется постановлением.

Депутаты Палаты представителей вправе задавать вопро­сы Президенту Республики Беларусь, самому кандидату на должность Премьер-министра, высказывать свое мнение по предложенной кандидатуре, агитировать «за» или «против» нее.

Кандидатура на должность Премьер-министра Республики Беларусь считается одобренной, если за нее проголосовало большинство от полного состава Палаты представителей.

Решение по вопросу о даче согласия на назначение Прези­дентом Республики Беларусь Премьер-министра принимается Палатой представителей не позднее чем в двухнедельный срок со дня внесения предложения по кандидатуре Премьер-министра.

В случае двукратного отказа в даче согласия на назначение Премьер-министра Палатой представителей Президент вправе

' Собрание декретов, указов Президента и постановлений Правительства Республики Беларусь. 1997. № 3. Ст. 103; 1997. № 32. Ст. 1013; Ст. 1017; НРПА. 1999. № 33. 1/291, 1/292; 2000. № 54. 1/1329, № 108. 1/1776; 2001. № 45. 1/2588, № 107. 1/3203, 2002. № 31. 1/3564; 2003. № 61. 1/4630, № 68. 1/4687, № ЮЗ. 1/4895; 2004. № 35. 1/5358, № 75. 1/5518.


назначить исполняющего обязанности Премьер-министра, распу­стить Палату представителей и назначить новые выборы.

7. Определение структуры Правительства, назначение
и освобождение от должности членов Правительства
и их отставка

Президент самостоятелен в определении структуры Пра­вительства. В этих целях он может создавать министерства и ведомства, входящие в структуру Правительства.

24 сентября 2001 г. Президентом издан Указ № 516 «О со­вершенствовании системы республиканских органов управле­ния и иных государственных организаций, подчиненных Правительству Республики Беларусь» ', которым определена система властных структур, подчиненных Совету Министров. Всего в настоящее время функционирует 25 министерств и 6 государственных комитетов, 8 комитетов при Совете Мини­стров, 8 объединений (учреждений), подчиненных Совету Ми­нистров (например, «Белнефтехим», «Белгоспищепром» и др.).