Назначение на должность Премьер-министра
Назначение очередных и внеочередных выборов в Палату представителей, Совет Республики и местные представительные органы
Полномочия Президента Республики Беларусь
Прав и свобод человека и гражданина
Президент Республики Беларусь -
Глава государства, гарант Конституции,
Разделение государственной власти на законодательную, исполнительную и судебную не отрицает необходимости обеспечения их взаимодействия. В этой связи обычно за рубежом учреждается пост Главы государства (монарха, президента), который является должностным лицом, занимающим высшее место в системе государственных органов.
Президент Республики Беларусь занимает особое место в системе государственных органов. Он является Главой государства, гарантом Конституции Республики Беларусь, прав и свобод человека и гражданина. Президент олицетворяет единство народа, гарантирует реализацию основных направлений внутренней и внешней политики, представляет Республику Беларусь в отношениях с другими государствами и международными организациями. Президент принимает меры по охране суверенитета Республики Беларусь, ее национальной безопасности и территориальной целостности, обеспечивает политическую и экономическую стабильность, преемственность и взаимодействие органов государственной власти, осуществляет посредничество между органами государственной власти.
Таким образом, Конституция Республики Беларусь возлагает на Главу государства важнейшие функции и задачи.
Обязанность Президента Республики Беларусь быть гарантом Конституции, прав и свобод человека и гражданина обусловлена задачей обеспечения стабильности конституционного строя, гарантирования прав и свобод человека и гражданина. В этих же целях на Президента возлагается функция арбитра между властями.
Над Президентом есть единственный высший арбитр - народ. Именно он является источником государственной власти и носителем суверенитета. В случае, когда разногласия между ветвями власти не могут быть сняты, вполне уместно обращение Президента к народу, с тем, чтобы на референдуме был решен вопрос в ту или иную пользу.
Особенность статуса Президента Республики Беларусь состоит в том, что он выступает, с одной стороны, в качестве арбитра, с другой - сам может активно руководить Правительством, подчиненными ему органами.
У Президента есть исключительно единоличные полномочия, когда не требуется контрассигнирование и какое-либо иное участие другого государственного органа (например, внесение предложения, согласование и т.п.).
Полномочия Президента Республики Беларусь закреплены преимущественно в ст. 84 Конституции, однако и в иных ее статьях, Законе от 21 февраля 1995 г. в редакции от 7 июля 1997 г. «О Президенте Республики Беларусь» ' и других нормативных актах содержатся нормы, посвященные правам и обязанностям Президента.
Рассмотрим основные из них.
/. Назначение республиканских референдумов
Президент является единственным лицом, которое может назначить референдум - народное голосование.
Республиканские референдумы назначаются Президентом Республики Беларусь как по собственной инициативе, так и по предложению Палаты представителей и Совета Республики, которое принимается на их раздельных заседаниях большинством голосов от установленного Конституцией состава (полного состава) каждой из палат, либо по предложению не менее
1 Ведомости Верховного Совета Республики Беларусь. 1995. № 17. Ст. 179; Ведомости Национального собрания Республики Беларусь. 1997. № 24. Ст. 463; 1999. № 25. Ст. 426; НРПА. 2000. № 100. 2/203.
4 Зак 2388 97
450 тыс. граждан, обладающих избирательным правом, в том числе не менее 30 тыс. граждан от каждой из областей и города Минска.
Если предложение палаты Парламента, граждан о проведении референдума внесено в соответствии с законом, то Президент назначает республиканский референдум.
Конституция разграничила полномочия Президента и Парламента в решении вопросов о проведении выборов. Если это касается коллегиальных представительных органов, то решение о назначении выборов принимает Президент, а если Главы государства, то - Палата представителей. Такой подход позволяет исключить ситуацию, когда бы нарушались сроки проведения выборов.
Согласно ст. 93 Конституции срок полномочий Парламента - 4 года. Полномочия Парламента могут быть продлены на основании закона только в случае войны. Отсчет полномочий палат Парламента должен осуществляться со дня начала первой после выборов сессии палат. Для избежания коллизий в определении сроков созыва и начала работы первой сессии палат в Конституции этот вопрос специально подробно регламентирован.
В случаях и в порядке, предусмотренных Конституцией, полномочия Палаты представителей или Совета Республики могут быть прекращены досрочно.
В нашем законодательстве не предусматривается, кто должен принимать решение о проведении выборов в коллегиальные представительные органы, если по каким-либо причинам Президент не издает соответствующего указа.
Выборы нового состава палат Парламента назначаются не позднее 4 месяцев и проводятся не позднее 30 дней до окончания полномочий палат действующего созыва. Если же речь идет о внеочередных выборах палат Парламента, то они проводятся в трехмесячный срок со дня досрочного прекращения полномочий палат Парламента.
3. Роспуск палат Парламента
Досрочное прекращение полномочий палат Парламента, i .е. их роспуск, является одним из способов разрешения конфликта между властями, прежде всего между законодательной и исполнительной властью. Арбитром в данном случае выступает Глава государства.
Полномочия палат Парламента могут быть прекращены досрочно лишь в случае и порядке, предусмотренных Конституцией.
Решение о роспуске палат Парламента Президент может принять не позднее чем в двухмесячный срок после официальных консультаций с председателями палат.
Существуют ограничения на роспуск палат: их полномочия не могут быть досрочно прекращены в период чрезвычайного или военного положения, в последние шесть месяцев полномочий Президента, в период решения палатами вопроса о досрочном освобождении или смещении Президента с должности. Не допускается роспуск палат в течение года со дня их первых заседаний.
4. Назначение членов Центральной комиссии Республики
Беларусь по выборам и проведению республиканских
референдумов
Одним из важнейших правомочий Президента является его право самостоятельно либо во взаимодействии с другими органами производить назначения на должности в государственных opi анах.
Некоторые должностные лица назначаются Президентом самостоятельно, т.е. не требуется какое-либо согласование с иными органами, иные - с участием других государственных органов.
Согласно п. 4 ст. 84 Конституции Президент назначает шесть членов Центральной комиссии Республики Беларусь по выборам и проведению республиканских референдумов. Остальных шесть членов Центризбиркома избирает Совет Республики.
5. Образование, упразднение и реорганизация
Администрации Президента и некоторых других органов
В действующей Конституции прямо закреплено право Президента образовывать, упразднять или реорганизовывать Администрацию Президента, другие органы государственно-
го управления, а также консультативно-совещательные органы при Президенте.
В новой редакции Конституции речь идет не только о создании Администрации Президента, но и определяется, что она является органом государственного управления. Указом Президента Республики Беларусь от 23 января 1997 г. № 97 «Вопросы Администрации Президента Республики Беларусь»' образована Администрация Президента Республики Беларусь -орган государственного управления, установлена численность работников Администрации Президента, а также утверждено Положение об Администрации и ее структура.
Премьер-министр назначается Президентом с согласия Палаты представителей. Регламент Палаты представителей Национального собрания Республики Беларусь определяет порядок рассмотрения вопроса о даче согласия на назначение на должность Премьер-министра.
Вопрос о даче согласия на назначение на должность Премьер-министра Республики Беларусь решается на заседании Палаты представителей путем тайного голосования и оформляется постановлением.
Депутаты Палаты представителей вправе задавать вопросы Президенту Республики Беларусь, самому кандидату на должность Премьер-министра, высказывать свое мнение по предложенной кандидатуре, агитировать «за» или «против» нее.
Кандидатура на должность Премьер-министра Республики Беларусь считается одобренной, если за нее проголосовало большинство от полного состава Палаты представителей.
Решение по вопросу о даче согласия на назначение Президентом Республики Беларусь Премьер-министра принимается Палатой представителей не позднее чем в двухнедельный срок со дня внесения предложения по кандидатуре Премьер-министра.
В случае двукратного отказа в даче согласия на назначение Премьер-министра Палатой представителей Президент вправе
' Собрание декретов, указов Президента и постановлений Правительства Республики Беларусь. 1997. № 3. Ст. 103; 1997. № 32. Ст. 1013; Ст. 1017; НРПА. 1999. № 33. 1/291, 1/292; 2000. № 54. 1/1329, № 108. 1/1776; 2001. № 45. 1/2588, № 107. 1/3203, 2002. № 31. 1/3564; 2003. № 61. 1/4630, № 68. 1/4687, № ЮЗ. 1/4895; 2004. № 35. 1/5358, № 75. 1/5518.
назначить исполняющего обязанности Премьер-министра, распустить Палату представителей и назначить новые выборы.
7. Определение структуры Правительства, назначение
и освобождение от должности членов Правительства
и их отставка
Президент самостоятелен в определении структуры Правительства. В этих целях он может создавать министерства и ведомства, входящие в структуру Правительства.
24 сентября 2001 г. Президентом издан Указ № 516 «О совершенствовании системы республиканских органов управления и иных государственных организаций, подчиненных Правительству Республики Беларусь» ', которым определена система властных структур, подчиненных Совету Министров. Всего в настоящее время функционирует 25 министерств и 6 государственных комитетов, 8 комитетов при Совете Министров, 8 объединений (учреждений), подчиненных Совету Министров (например, «Белнефтехим», «Белгоспищепром» и др.).