Правовое положение личности в обществе и государстве
Правовой статус гражданина, личности, человека в Республике Беларусь
Гражданство Республики Беларусь
Субъектами, осуществляющими исполнительную власть,
являются Совет Министров (Правительство), министерства, государственные комитеты, ведомства, областные, районные, городские, поселковые и сельские исполнительные комитеты, отделы и управления областных, районных и городских исполкомов.
К субъектам судебной власти относятся Конституционный Суд Республики Беларусь, общие, хозяйственные суды и их судьи.
Кроме указанных трех государственных властей Конституция законодательно закрепляет:
» органы прокурорского надзора (Прокуратуры), возглавляемые Генеральным прокурором республики;
« контрольные органы — Комитет государственного контроля и его органы;
» местные представительные органы - Советы депутатов в областях, районах, городах, поселках, сельских Советах.
Особое место в политической* системе общества занимает Президент. Президент является Главой государства, олицетворением единства народа, гарантом Конституции, прав, свобод человека и гражданина, реализации основных направлений внутренней и внешней политики.
Президент и Парламент могут выступать от имени белорусского народа.
В политической системе белорусского общества функционирует более десяти политических партий, многочисленные общественные объединения - профсоюзы, женские, молодежные, ветеранские и другие формирования.
Самодеятельные организации граждан на местах являются формами прямой демократии и также входят в состав политической системы общества.
Местное (территориальное) самоуправление - это форма организации и деятельности граждан для самостоятельного решения непосредственно или через избираемые ими государственные и общественные органы социальных, экономических, политических и культурных вопросов местного значения исходя из интересов населения и особенностей развития административно-территориальных единиц на основе норм права, собственной материально-финансовой базы и привлеченных средств.
Государство как политический аппарат управления обществом не может существовать без своих граждан. На территории государства Республика Беларусь проживает три категории лиц: граждане, иностранцы и лица без гражданства. По своему положению они отличаются друг от друга.
Гражданами Республики Беларусь является та категория лиц, которая имеет белорусское гражданство.
Гражданство - это принадлежность лица к государству Республика Беларусь, обусловливающая совокупность его прав, свобод и обязанностей, защиту со стороны государства как на своей территории, так и за ее пределами, а гражданин обязан поддерживать и защищать свое государство.
Гражданство выражается в двух аспектах:
1) как определенное состояние лица в государстве (оно
принадлежит к данному государству);
2) как правовой институт, т.е. совокупность юридических
норм, регулирующих общественные отношения в сфере граж
данства (приобретение, утрата гражданства и др.).
По своему характеру отношения между государством и гражданином являются длящимися и устойчивыми; они могут продолжаться с момента рождения человека до его смерти. Документом, удостоверяющим гражданство Республики Беларусь, является паспорт гражданина нашего государства.
Наличие своего гражданства и права приема в гражданство являются атрибутами и гарантией суверенитета Республики Беларусь.
От характера экономического и политического строя общества зависит социальное качество гражданства и сущность взаимоотношений государства со своими гражданами. Демократическое государство опирается на поддержку граждан, учитывает их волю при проведении внутренней и внешней политики и руководит общественными процессами. При мо-
нархическом строе граждане государства называются подданными. Подданство сохраняется и сегодня в государствах с монархическим строем.
Кроме граждан Республики Беларусь на территории нашей страны проживают иностранцы и лица без гражданства.
Иностранцами признаются лица, проживающие на территории Беларуси, не являющиеся ее гражданами и имеющие доказательства своей принадлежности к гражданству другого государства.
Лицами без гражданства являются субъекты, не относящиеся к гражданам Республики Беларусь и не имеющие доказательств своей принадлежности к гражданству другого государства. В мире их называют аполидами или апатридами.
Конституция Республики Беларусь предоставляет широкие права, свободы иностранцам и аполидам и возлагает на них обязанности. Они несут ответственность наравне с нашими гражданами и могут принять гражданство Беларуси.
Важное политическое событие произошло 2 апреля 1997 г., когда был заключен бессрочный Договор о Союзе Беларуси и России, направленный на усиление интеграции двух народов и государств с целью эффективного использования их материального и интеллектуального потенциала в интересах социального и экономического прогресса. На основе Договора принят Устав Союза Беларуси и России, детально регламентирующий принципы, цели, задачи Союза, полномочия и предметы ведения Союза, гражданство Союза, органы Союза. Статья 2' Устава закрепляет гражданство Союза: «Каждый гражданин Республики Беларусь и каждый гражданин Российской Федерации является одновременно гражданином Союза».
Единство союзного гражданства не ведет к двугражданству. При двойном гражданстве лицо обладает самостоятельными гражданствами независимых государств. При объединении государств в Союз будет вводиться институт единого гражданства, причем первичным является национальное гражданство. Прием в гражданство осуществляют национальные государства, а не союзные органы.
В названии раздела II Конституции Республики Беларусь «Личность, общество, государство» заложен глубокий гуманный смысл: в демократическом обществе и государстве устанавливается тесная взаимосвязь интересов личности, гражданина с обществом и государством и их взаимные обязанности. Конституция вкладывает в понятие личности ее социальное качество. Человек рождается, а личность формируется обществом, государством, трудовым коллективом, школой, семьей. Подобный процесс преобразования человека, гражданина в личность в широких масштабах возможен лишь в истинно демократическом обществе.
Личность - это такое состояние»человека в обществе, при котором он, обладая реальными широкими правами и свободами, активно участвует в политической, экономической и социально-культурной жизни, тесно сочетая свои интересы с интересами отдельных граждан, трудового коллектива, государства, общества, а также несет ответственность перед ними.
В статьях раздела II Конституции употребляются и такие понятия, как «гражданин» и «каждый». Если содержание статьи обращено к гражданину, это значит, что она распространяется только на граждан Республики Беларусь. Если же статья начинается словом «каждый», это означает распространение ее на граждан, иностранцев и лиц без гражданства.
Такие права, свободы и обязанности называются основными, они отличаются от прав и обязанностей, закрепленных в текущих отраслевых нормативных актах (гражданского, трудового, финансового и иных отраслей права).
Характерные особенности основных прав, свобод и обязанностей граждан'.
- они в наиболее общей форме определяют правовое положение личности;
- являются равными, едиными, универсальными для всех
граждан, чьи специальные правовые статусы резко различа
ются (правовые статусы колхозника, студента, военнослужа
щего, депутата и др.);
- обладают высшей юридической силой, вследствие чего
все остальные (обычные) права и обязанности вытекают из них
и полностью им соответствуют;
- закрепляют и регулируют наиболее важные отношения,
определяющие правовой статус граждан;
- основные права и свободы не приобретаются и не отчуж
даются по воле граждан;
- конституционные права, свободы и обязанности высту
пают в качестве исходных положений для целых отраслей и ин
ститутов права (трудового, избирательного, семейного и др.);
- осуществляются не только в интересах отдельных граж
дан, но и других лиц, государства и общества;
- реализация этих прав, свобод и обязанностей граждан
создает реальные возможности и условия для их активного
участия во всех областях общественно-политической, государ
ственной, хозяйственной, культурной жизни страны и удовлет
ворения материальных и духовных потребностей;
- они действуют на всей территории государства;
- использование гражданами основных прав и свобод не
должно наносить ущерба интересам общества, государства, а
также правам других граждан.
Следует иметь в виду, что основные права и обязанности граждан закреплены как в разделе II, так и в других разделах Конституции.
В зависимости от содержания, характера конституционных прав и свобод они объединены в три группы'.
1) личные права и свободы;
2) политические права и свободы;
3) социально-экономические права.
Концепция прав человека в Конституции Республики Беларусь
Характерная особенность Конституции Республики Беларусь состоит в том, что в ней закрепляются гарантии, способствующие реализации основных прав и свобод граждан, а также формы их защиты (ст. 59-62). Кроме прав и свобод, в Конституции устанавливаются обязанности граждан. Если право (свобода) - это реальная возможность для гражданина воспользоваться чем-либо, то обязанность - общественно необходимая мера поведения лица, устанавливаемого и гарантируемого государством.
Осуществление прав и свобод граждан зависит от их воли (они могут воспользоваться предоставленными им правами или не воспользоваться). Юридические же обязанности должны выполняться гражданами независимо от их желания в точном соответствии с предписаниями норм права. За невыполнение правовых обязанностей устанавливается ответственность (гражданско-правовая, административная, уголовная).
В соответствии со ст. 52-57 Конституции граждане Республики Беларусь обязаны:
- соблюдать Конституцию, законы и уважать нацио
нальные традиции, достоинство права, свободы, законные ин
тересы других лиц;
- беречь историко-культурное, духовное наследие и дру
гие национальные ценности, охранять природную среду;
- защищать Республику Беларусь;
- уплачивать государственные налоги, пошлины, иные пла
тежи.
В демократическом обществе действует правило: «Нет прав без обязанностей, как нет обязанностей без прав». Добросовестное исполнение гражданами конституционных обязанностей является важнейшей гарантией реализации их прав и свобод.
Концепция правового статуса гражданина ныне действующей Конституции 1994 г. исходит из независимости Респуб-
лики Беларусь, ее самостоятельности в мировом сообществе при проведении внутренней и внешней политики, реального суверенитета народа и государства.
В Конституции закрепляется демократическая, гуманная ориентация развития нашего общества. Приоритет отдается личности и общечеловеческим ценностям.
В ст. 2 Конституции закрепляется положение о том, что человек является высшей ценностью общества и государства, а в ст. 21 - о том, что обеспечение прав и свобод граждан Республики Беларусь - высшая цель государства.
Никто не может пользоваться преимуществами и привилегиями, противоречащими закону. Государство предоставляет всем равные права для осуществления хозяйственной и иной деятельности, кроме запрещенной законом, и гарантирует равную защиту и равные условия для развития всех форм собственности. Оно регулирует экономическую деятельность в интересах человека и общества. Конституция закрепляет принцип равенства перед законом социальных, национальных и других общностей и уважения их прав и интересов.
Все граждане Республики Беларусь в своей совокупности составляют социальную общность - народ Беларуси, который является единственным источником государственной власти. Народ осуществляет свою власть непосредственно и через представительные органы в формах и пределах, определенных Конституцией. Фактически народ, его воля являются источником не только государственной, но и многообразной общественно-политической власти, проявляющейся в общественных объединениях (политических партиях, общественных движениях, общественных организациях), органах общественного самоуправления граждан, собраниях и референдумах.
Получается своеобразный замкнутый цикл: народ как первичный носитель власти наделяет ею государственные и общественно-политические структуры, которые в свою очередь заботятся о каждом гражданине в отдельности и о группах, объединенных в различные ассоциации, гарантируют и защищают их права. При такой демократической ситуации государство должно быть заинтересовано в реальном обеспечении прав и свобод граждан и их объединений.
В Конституции Республики Беларусь 1994 г. учтены все положения международно-правовых актов, ратифицированных парламентом, даже естественные права, к которым советская правовая наука относилась отрицательно. Правовой статус человека в Конституции Беларуси значительно шире, чем он закреплен в международных актах.
Из 146 статей Конституции 77 (т.е. более половины) посвящены определению правового статуса личности, граждан Республики Беларусь, а также иных лиц, проживающих на ее территории (иностранцев и лиц без гражданства). Это свидетельствует об особом внимании и приоритете граждан государства перед иными конституционно-правовыми институтами. Ни одна из ранее действовавших советских конституций не закрепляла личные права и свободы граждан в таком объеме, как ныне действующая Конституция Республики Беларусь 1994 г.
« На первом месте в Конституции стоят личные права и свободы. К ним относятся: право на жизнь, свобода, неприкосновенность и достоинство личности. Никто не должен подвергаться пыткам, жестокому, бесчеловечному либо унижающему его достоинство обращению или наказанию, а также без его согласия подвергаться медицинским или иным опытам (ст. 25). Государство защищает жизнь человека от любых противоправных посягательств (ст. 24).
Закрепляется презумпция невиновности. Никто не должен принуждаться к даче показаний и объяснений против самого себя, членов своей семьи, близких родственников. Доказательства, полученные с нарушением закона, не имеют юридической силы (ст. 27).
Каждый имеет право на защиту от незаконного вмешательства в его личную жизнь, в том числе от посягательств на тайну его корреспонденции, телефонных и иных сообщений, на его честь и достоинство (ст. 28).
Консти гуция обеспечивает неприкосновенность жилища и иных законных владений граждан (ст. 29). Регулируемые отношения неприкосновенности личности, ее жилища, иных объектов личной жизни есть не что иное, как формы обеспечения (гарантии) личной свободы гражданина и человека.
Граждане Республики Беларусь имеют право свободно передвигаться и выбирать место жительства в пределах территории республики, покидать ее и беспрепятственно возвращаться обратно (ст. 30).
Каждый имеет право самостоятельно определять свое отношение к религии.
Женщина и мужчина по достижении брачного возраста имеют право на добровольной основе вступить в брак и создать семью. Супруги равноправны в семейных отношениях (ст. 32).
Каждому гарантируется свобода мнений, убеждений и их свободное выражение.
Никто не может быть принужден к выражению своих убеждений или отказу от них. Не допускается цензура.
В Конституции закреплено право каждого сохранять свою национальную принадлежность. Никто не может быть принужден к определению и указанию своей национальной принадлежности (ст. 50). Главное - это человек, а не его национальная принадлежность, что подтверждается высотой культуры и морали в обществе.
Закрепляется право каждого человека, проживающего на территории Республики Беларусь, пользоваться родным языком, выбирать язык общения. Государство гарантирует в соответствии с законом свободу выбора языка воспитания и обучения (ч. 3 ст. 50).
К личным правам относится и право граждан на обжалование решений, приговоров и других судебных постановлений (ст. 116).
Закрепление в Конституции Республики Беларусь гуманных, высокоморальных устоев личной жизни человека способствует ускорению формирования гражданского общества.
* Ко второй группе конституционных прав граждан относятся политические права и свободы, которые определяют формы и пределы участия граждан в политике, в реализации ими своей власти.
Государственные и общественно-политические формы власти (органы государства, политические партии и общественные объединения) являются как бы вторичными после власти
народа. Конституция фиксирует данное явление в следующей формулировке: «Единственным источником государственной власти в Республике Беларусь является народ. Народ осуществляет свою власть непосредственно и через представительные органы в формах и пределах, определенных Конституцией» (ст. 3). Власть народа проявляется во всех элементах и субъектах политической системы общества (ст. 4, 5), поскольку политика - высшая форма самореализации воли народа.
Конституция Республики Беларусь закрепляет широкий спектр политических прав и свобод граждан, реализация которых позволяет им более активно осуществлять политическую власть. Это - право граждан на получение, хранение и распространение полной, достоверной и своевременной информации о деятельности государственных органов, общественных объединений, о политической, экономической и международной жизни, состоянии окружающей среды.
Государственные органы, общественные объединения, должностные лица обязаны предоставить гражданину Республики Беларусь возможность ознакомиться с материалами, затрагивающими его права и законные интересы (ст. 34), право свободно избирать и быть избранным в государственные органы на основе всеобщего, свободного, равного, прямого избирательного права при тайном голосовании (ст. 38).
В соответствии со своими способностями, профессиональной подготовкой граждане имеют право равного доступа к любым должностям в государственных органах (ст. 35). Они имеют право участвовать в решении государственных дел как непосредственно, так и через свободно избранных представителей.
Непосредственное участие граждан в управлении делами общества и государства обеспечивается проведением референдумов, обсуждением проектов законов и вопросов республиканского и местного значения, другими определенными законом способами (ст. 37). Каждому предоставляется право направлять личные или коллективные обращения в государственные органы, а последние обязаны рассмотреть их и дать ответ по существу в определенный срок (ст. 40).
В Конституции 1994 г. закреплена свобода собраний, митингов, уличных шествий, демонстраций, пикетирования, не нарушающих правопорядок и права других граждан Республики Беларусь (ст. 35). Каждый имеет право на свободу объединений. Судьи, прокурорские работники, сотрудники органов внутренних дел, Комитета государственного контроля, органов безопасности, военнослужащие не могут быть членами политических партий и других общественных объединений, преследующих политические цели. Настоящие ограничения установлены для обеспечения независимости и более объективной деятельности указанных должностных лиц.
Впервые за всю историю Республики Беларусь предоставлено право законодательной инициативы ее гражданам, обладающим избирательным правом, в количестве не менее 50 тыс. человек (ст. 99).
Юридическое содержание конституционных политических прав и свобод предполагает возможность граждан требовать от государства и его органов исполнения обязанностей, вытекающих из предписаний Основного Закона. Специфика содержания конституционных свобод выдвигает на передний план одну из ведущих функций механизма - обеспечение самостоятельности действий личности, невмешательство в сферу ее политических суждений.
» Третью группу прав граждан в Конституции 1994 г. представляют социально-экономические права: право на труд, на отдых, на собственность, право на охрану здоровья, включая бесплатное лечение в государственных учреждениях здравоохранения, право на благоприятную окружающую среду и на возмещение вреда, причиненного нарушением этого права, право на социальное обеспечение в старости, в случае болезни, инвалидности, утраты трудоспособности, потери кормильца и в других случаях, предусмотренных законом, право на жилище, право на образование. Государство гарантирует доступность и бесплатность общего среднего и профессионально-технического образования. Среднее специальное и высшее образование доступно для всех в соответствии со способностями каждого. Каждый может на конкурсной основе бесплатно получить соответствующее образование в государственных учебных заведениях.
Каждый имеет право на участие в культурной жизни, что обеспечивается общедоступностью ценностей отечественной и мировой культуры, находящихся в государственных и общественных фондах, развитием сети культурно-просветительных учреждений.
В Конституцию введена специальная ст. 59, обязывающая государство принимать все доступные ему меры для создания внутреннего и международного порядка, необходимого для полного осуществления прав и свобод граждан Республики Беларусь, предусмотренных Основным Законом.
Важнейшей гарантией конституционных прав и свобод граждан является их юридическая защищенность. В ранее действовавших Конституциях БССР отсутствовали положения, устанавливающие правовую защищенность основных прав и свобод граждан. Уровень защищенности прав человека и гражданина является показателем демократичности правового государства и гражданского общества. Конституция 1994г. (ст. 59) предписывает государственным органам, должностным и иным лицам, которым доверено исполнение государственных функций, обязанность в пределах своей компетенции принимать необходимые меры для осуществления и защиты прав и свобод личности. Эти органы и лица несут ответственность за действия, нарушающие права и свободы личности.
Государство гарантирует защиту и покровительство гражданам Республики Беларусь как на территории Беларуси, так и за ее пределами (ч. 1 ст. 10 Конституции). И все же основной и наиболее эффективной правовой формой защиты конституционных прав и свобод граждан должна стать судебная защита.
В ст. 60 Конституции 1994 г. закреплена судебная защита основных прав и свобод граждан. В каком бы положении ни находился человек, какую бы должность он ни занимал, он имеет право обратиться в суд с исковым заявлением с целью защиты своих интересов, чести, прав, а суд обязан принять иск, рассмотреть его и вынести соответствующее решение. Таким образом, демократизация общественной жизни и судопроизводства получает дальнейшее развитие.
Вводится также правило о материальном возмещении морального вреда при защите прав и свобод граждан (ч. 2 ст. 61 Конституции). С введением такого правила правонарушитель одновременно несет не только уголовную или административную ответственность, но и ответственность материально возмещать потерпевшим гражданам моральный вред (за переживания, оскорбление и унижение чести и достоинства граждан в общественных местах и др.).
Существует и внесудебная защита прав граждан: профсоюзными, кооперативными и иными общественными объединениями граждан, органами государственной власти, управления, прокуратуры, внутренних дел, контроля. Особого внимания заслуживает защита прав граждан на различных собраниях, являющихся прямой формой демократии.
Формой внесудебной защиты является также конституционное право граждан обжаловать действия должностных лиц, государственных и общественных органов.
Конституция предоставляет гражданам право на юридическую помощь для осуществления и защиты прав и свобод, в том числе право пользоваться в любой момент помощью адвокатов и других своих представителей в суде, иных государственных органах, органах местного управления, на предприятиях, в учреждениях, организациях, общественных объединениях и в отношениях с должностными лицами и гражданами. В случаях, предусмотренных законом, юридическая помощь оказывается за счет государственных средств.
Противодействие оказанию правовой помощи в Республике Беларусь запрещается.
Иностранные граждане и лица без гражданства на территории Беларуси пользуются правами, свободами и исполняют обязанности наравне с гражданами Республики Беларусь, если иное не определено Конституцией, законами и международными договорами (ст. 11). Они могут обращаться в судебные, иные государственные органы и общественные объединения для защиты своих прав.
В понятие правового статуса гражданина Конституция вкладывает не только совокупность основных прав и свобод,
но и обязанности граждан. Каждый, кто находится на территории Республики Беларусь, обязан соблюдать ее Конституцию, законы, уважать национальные традиции, достоинство, права, свободы, законные интересы других лиц, беречь историко-культурное наследие и другие культурные ценности (ст. 52-54).
Охрана природной среды - долг каждого (ст. 55).
Новой закрепленной обязанностью граждан Республики Беларусь является их участие в финансировании государственных расходов путем уплаты государственных налогов, пошлин и иных платежей (ст. 56).
Защита Республики Беларусь - обязанность и священный долг гражданина Республики Беларусь (ст. 57).
Никто не может быть понужден к исполнению обязанностей, не предусмотренных Конституцией Республики Беларусь и ее законами, либо к отказу от своих прав.
Конституция возлагает обязанности не только на граждан, иностранцев, лиц без гражданства, но и на государственные органы, общественные объединения и трудовые коллективы. За несоблюдение конституционных обязанностей устанавливается ответственность.
Глава 5