Правовое положение личности в обществе и государстве

Правовой статус гражданина, личности, человека в Республике Беларусь

Гражданство Республики Беларусь

Субъектами, осуществляющими исполнительную власть,

являются Совет Министров (Правительство), министерства, государственные комитеты, ведомства, областные, районные, городские, поселковые и сельские исполнительные комитеты, отделы и управления областных, районных и городских ис­полкомов.

К субъектам судебной власти относятся Конституционный Суд Республики Беларусь, общие, хозяйственные суды и их судьи.

Кроме указанных трех государственных властей Консти­туция законодательно закрепляет:

» органы прокурорского надзора (Прокуратуры), возглав­ляемые Генеральным прокурором республики;

« контрольные органы — Комитет государственного конт­роля и его органы;

» местные представительные органы - Советы депутатов в областях, районах, городах, поселках, сельских Советах.

Особое место в политической* системе общества занимает Президент. Президент является Главой государства, олицет­ворением единства народа, гарантом Конституции, прав, свобод человека и гражданина, реализации основных направлений внутренней и внешней политики.

Президент и Парламент могут выступать от имени бело­русского народа.

В политической системе белорусского общества функцио­нирует более десяти политических партий, многочисленные общественные объединения - профсоюзы, женские, молодеж­ные, ветеранские и другие формирования.

Самодеятельные организации граждан на местах являются формами прямой демократии и также входят в состав по­литической системы общества.

Местное (территориальное) самоуправление - это форма организации и деятельности граждан для самостоятельного ре­шения непосредственно или через избираемые ими государ­ственные и общественные органы социальных, экономических, политических и культурных вопросов местного значения исходя из интересов населения и особенностей развития администра­тивно-территориальных единиц на основе норм права, соб­ственной материально-финансовой базы и привлеченных средств.


Государство как политический аппарат управления обще­ством не может существовать без своих граждан. На территории государства Республика Беларусь проживает три категории лиц: граждане, иностранцы и лица без гражданства. По свое­му положению они отличаются друг от друга.

Гражданами Республики Беларусь является та категория лиц, которая имеет белорусское гражданство.

Гражданство - это принадлежность лица к государству Республика Беларусь, обусловливающая совокупность его прав, свобод и обязанностей, защиту со стороны го­сударства как на своей территории, так и за ее предела­ми, а гражданин обязан поддерживать и защищать свое государство.

Гражданство выражается в двух аспектах:

1) как определенное состояние лица в государстве (оно
принадлежит к данному государству);

2) как правовой институт, т.е. совокупность юридических
норм, регулирующих общественные отношения в сфере граж­
данства (приобретение, утрата гражданства и др.).

По своему характеру отношения между государством и гражданином являются длящимися и устойчивыми; они могут продолжаться с момента рождения человека до его смерти. Документом, удостоверяющим гражданство Республики Бела­русь, является паспорт гражданина нашего государства.

Наличие своего гражданства и права приема в граждан­ство являются атрибутами и гарантией суверенитета Респуб­лики Беларусь.

От характера экономического и политического строя об­щества зависит социальное качество гражданства и сущность взаимоотношений государства со своими гражданами. Демок­ратическое государство опирается на поддержку граждан, учитывает их волю при проведении внутренней и внешней политики и руководит общественными процессами. При мо-


нархическом строе граждане государства называются поддан­ными. Подданство сохраняется и сегодня в государствах с мо­нархическим строем.

Кроме граждан Республики Беларусь на территории на­шей страны проживают иностранцы и лица без гражданства.

Иностранцами признаются лица, проживающие на терри­тории Беларуси, не являющиеся ее гражданами и имеющие до­казательства своей принадлежности к гражданству другого государства.

Лицами без гражданства являются субъекты, не относя­щиеся к гражданам Республики Беларусь и не имеющие дока­зательств своей принадлежности к гражданству другого государства. В мире их называют аполидами или апатридами.

Конституция Республики Беларусь предоставляет широ­кие права, свободы иностранцам и аполидам и возлагает на них обязанности. Они несут ответственность наравне с наши­ми гражданами и могут принять гражданство Беларуси.

Важное политическое событие произошло 2 апреля 1997 г., когда был заключен бессрочный Договор о Союзе Беларуси и России, направленный на усиление интеграции двух народов и государств с целью эффективного использования их матери­ального и интеллектуального потенциала в интересах соци­ального и экономического прогресса. На основе Договора принят Устав Союза Беларуси и России, детально регламен­тирующий принципы, цели, задачи Союза, полномочия и предметы ведения Союза, гражданство Союза, органы Со­юза. Статья 2' Устава закрепляет гражданство Союза: «Каж­дый гражданин Республики Беларусь и каждый гражданин Российской Федерации является одновременно гражданином Союза».

Единство союзного гражданства не ведет к двугражданству. При двойном гражданстве лицо обладает самостоятельными гражданствами независимых государств. При объединении го­сударств в Союз будет вводиться институт единого граждан­ства, причем первичным является национальное гражданство. Прием в гражданство осуществляют национальные государ­ства, а не союзные органы.


В названии раздела II Конституции Республики Беларусь «Личность, общество, государство» заложен глубокий гуманный смысл: в демократическом обществе и государстве устанавлива­ется тесная взаимосвязь интересов личности, гражданина с обществом и государством и их взаимные обязанности. Кон­ституция вкладывает в понятие личности ее социальное каче­ство. Человек рождается, а личность формируется обществом, государством, трудовым коллективом, школой, семьей. По­добный процесс преобразования человека, гражданина в лич­ность в широких масштабах возможен лишь в истинно демократическом обществе.

Личность - это такое состояние»человека в обществе, при котором он, обладая реальными широкими правами и свободами, активно участвует в политической, экономи­ческой и социально-культурной жизни, тесно сочетая свои интересы с интересами отдельных граждан, трудо­вого коллектива, государства, общества, а также несет ответственность перед ними.

В статьях раздела II Конституции употребляются и такие понятия, как «гражданин» и «каждый». Если содержание ста­тьи обращено к гражданину, это значит, что она распростра­няется только на граждан Республики Беларусь. Если же статья начинается словом «каждый», это означает распростра­нение ее на граждан, иностранцев и лиц без гражданства.

Такие права, свободы и обязанности называются основ­ными, они отличаются от прав и обязанностей, закрепленных в текущих отраслевых нормативных актах (гражданского, трудового, финансового и иных отраслей права).

Характерные особенности основных прав, свобод и обя­занностей граждан'.

- они в наиболее общей форме определяют правовое поло­жение личности;


- являются равными, едиными, универсальными для всех
граждан, чьи специальные правовые статусы резко различа­
ются (правовые статусы колхозника, студента, военнослужа­
щего, депутата и др.);

- обладают высшей юридической силой, вследствие чего
все остальные (обычные) права и обязанности вытекают из них
и полностью им соответствуют;

- закрепляют и регулируют наиболее важные отношения,
определяющие правовой статус граждан;

- основные права и свободы не приобретаются и не отчуж­
даются по воле граждан;

- конституционные права, свободы и обязанности высту­
пают в качестве исходных положений для целых отраслей и ин­
ститутов права (трудового, избирательного, семейного и др.);

- осуществляются не только в интересах отдельных граж­
дан, но и других лиц, государства и общества;

- реализация этих прав, свобод и обязанностей граждан
создает реальные возможности и условия для их активного
участия во всех областях общественно-политической, государ­
ственной, хозяйственной, культурной жизни страны и удовлет­
ворения материальных и духовных потребностей;

- они действуют на всей территории государства;

- использование гражданами основных прав и свобод не
должно наносить ущерба интересам общества, государства, а
также правам других граждан.

Следует иметь в виду, что основные права и обязанности граждан закреплены как в разделе II, так и в других разделах Конституции.

В зависимости от содержания, характера конституцион­ных прав и свобод они объединены в три группы'.

1) личные права и свободы;

2) политические права и свободы;

3) социально-экономические права.


Концепция прав человека в Конституции Республики Беларусь

Характерная особенность Конституции Республики Бела­русь состоит в том, что в ней закрепляются гарантии, спо­собствующие реализации основных прав и свобод граждан, а также формы их защиты (ст. 59-62). Кроме прав и свобод, в Конституции устанавливаются обязанности граждан. Если право (свобода) - это реальная возможность для гражданина воспользоваться чем-либо, то обязанность - общественно не­обходимая мера поведения лица, устанавливаемого и гаранти­руемого государством.

Осуществление прав и свобод граждан зависит от их воли (они могут воспользоваться предоставленными им правами или не воспользоваться). Юридические же обязанности долж­ны выполняться гражданами независимо от их желания в точ­ном соответствии с предписаниями норм права. За невыполнение правовых обязанностей устанавливается ответ­ственность (гражданско-правовая, административная, уголов­ная).

В соответствии со ст. 52-57 Конституции граждане Республики Беларусь обязаны:

- соблюдать Конституцию, законы и уважать нацио­
нальные традиции, достоинство права, свободы, законные ин­
тересы других лиц;

- беречь историко-культурное, духовное наследие и дру­
гие национальные ценности, охранять природную среду;

- защищать Республику Беларусь;

- уплачивать государственные налоги, пошлины, иные пла­
тежи.

В демократическом обществе действует правило: «Нет прав без обязанностей, как нет обязанностей без прав». Доб­росовестное исполнение гражданами конституционных обя­занностей является важнейшей гарантией реализации их прав и свобод.

Концепция правового статуса гражданина ныне действу­ющей Конституции 1994 г. исходит из независимости Респуб-


лики Беларусь, ее самостоятельности в мировом сообществе при проведении внутренней и внешней политики, реального суверенитета народа и государства.

В Конституции закрепляется демократическая, гуманная ориентация развития нашего общества. Приоритет отдается личности и общечеловеческим ценностям.

В ст. 2 Конституции закрепляется положение о том, что человек является высшей ценностью общества и государства, а в ст. 21 - о том, что обеспечение прав и свобод граждан Рес­публики Беларусь - высшая цель государства.

Никто не может пользоваться преимуществами и привиле­гиями, противоречащими закону. Государство предоставляет всем равные права для осуществления хозяйственной и иной деятельности, кроме запрещенной законом, и гарантирует рав­ную защиту и равные условия для развития всех форм соб­ственности. Оно регулирует экономическую деятельность в интересах человека и общества. Конституция закрепляет принцип равенства перед законом социальных, национальных и других общностей и уважения их прав и интересов.

Все граждане Республики Беларусь в своей совокупности составляют социальную общность - народ Беларуси, который является единственным источником государственной власти. На­род осуществляет свою власть непосредственно и через пред­ставительные органы в формах и пределах, определенных Конституцией. Фактически народ, его воля являются источником не только государственной, но и многообразной общественно-политической власти, проявляющейся в общественных объе­динениях (политических партиях, общественных движениях, общественных организациях), органах общественного самоуп­равления граждан, собраниях и референдумах.

Получается своеобразный замкнутый цикл: народ как пер­вичный носитель власти наделяет ею государственные и обще­ственно-политические структуры, которые в свою очередь заботятся о каждом гражданине в отдельности и о группах, объединенных в различные ассоциации, гарантируют и защи­щают их права. При такой демократической ситуации госу­дарство должно быть заинтересовано в реальном обеспечении прав и свобод граждан и их объединений.


В Конституции Республики Беларусь 1994 г. учтены все положения международно-правовых актов, ратифицирован­ных парламентом, даже естественные права, к которым совет­ская правовая наука относилась отрицательно. Правовой статус человека в Конституции Беларуси значительно шире, чем он закреплен в международных актах.

Из 146 статей Конституции 77 (т.е. более половины) посвя­щены определению правового статуса личности, граждан Республики Беларусь, а также иных лиц, проживающих на ее территории (иностранцев и лиц без гражданства). Это свиде­тельствует об особом внимании и приоритете граждан государ­ства перед иными конституционно-правовыми институтами. Ни одна из ранее действовавших советских конституций не закреп­ляла личные права и свободы граждан в таком объеме, как ныне действующая Конституция Республики Беларусь 1994 г.

« На первом месте в Конституции стоят личные права и свободы. К ним относятся: право на жизнь, свобода, неприкос­новенность и достоинство личности. Никто не должен подвер­гаться пыткам, жестокому, бесчеловечному либо унижающему его достоинство обращению или наказанию, а также без его согласия подвергаться медицинским или иным опытам (ст. 25). Государство защищает жизнь человека от любых противо­правных посягательств (ст. 24).

Закрепляется презумпция невиновности. Никто не должен принуждаться к даче показаний и объяснений против самого себя, членов своей семьи, близких родственников. Доказа­тельства, полученные с нарушением закона, не имеют юридической силы (ст. 27).

Каждый имеет право на защиту от незаконного вмеша­тельства в его личную жизнь, в том числе от посягательств на тайну его корреспонденции, телефонных и иных сообщений, на его честь и достоинство (ст. 28).

Консти гуция обеспечивает неприкосновенность жилища и иных законных владений граждан (ст. 29). Регулируемые от­ношения неприкосновенности личности, ее жилища, иных объектов личной жизни есть не что иное, как формы обеспече­ния (гарантии) личной свободы гражданина и человека.


Граждане Республики Беларусь имеют право свободно передвигаться и выбирать место жительства в пределах терри­тории республики, покидать ее и беспрепятственно возвра­щаться обратно (ст. 30).

Каждый имеет право самостоятельно определять свое от­ношение к религии.

Женщина и мужчина по достижении брачного возраста име­ют право на добровольной основе вступить в брак и создать се­мью. Супруги равноправны в семейных отношениях (ст. 32).

Каждому гарантируется свобода мнений, убеждений и их свободное выражение.

Никто не может быть принужден к выражению своих убеждений или отказу от них. Не допускается цензура.

В Конституции закреплено право каждого сохранять свою национальную принадлежность. Никто не может быть принуж­ден к определению и указанию своей национальной принадлеж­ности (ст. 50). Главное - это человек, а не его национальная принадлежность, что подтверждается высотой культуры и мо­рали в обществе.

Закрепляется право каждого человека, проживающего на территории Республики Беларусь, пользоваться родным язы­ком, выбирать язык общения. Государство гарантирует в со­ответствии с законом свободу выбора языка воспитания и обучения (ч. 3 ст. 50).

К личным правам относится и право граждан на обжало­вание решений, приговоров и других судебных постановле­ний (ст. 116).

Закрепление в Конституции Республики Беларусь гуман­ных, высокоморальных устоев личной жизни человека способ­ствует ускорению формирования гражданского общества.

* Ко второй группе конституционных прав граждан отно­сятся политические права и свободы, которые определяют фор­мы и пределы участия граждан в политике, в реализации ими своей власти.

Государственные и общественно-политические формы вла­сти (органы государства, политические партии и обществен­ные объединения) являются как бы вторичными после власти


народа. Конституция фиксирует данное явление в следующей формулировке: «Единственным источником государственной власти в Республике Беларусь является народ. Народ осуще­ствляет свою власть непосредственно и через представитель­ные органы в формах и пределах, определенных Конституцией» (ст. 3). Власть народа проявляется во всех эле­ментах и субъектах политической системы общества (ст. 4, 5), поскольку политика - высшая форма самореализации воли народа.

Конституция Республики Беларусь закрепляет широкий спектр политических прав и свобод граждан, реализация кото­рых позволяет им более активно осуществлять политическую власть. Это - право граждан на получение, хранение и распро­странение полной, достоверной и своевременной информации о деятельности государственных органов, общественных объединений, о политической, экономической и международ­ной жизни, состоянии окружающей среды.

Государственные органы, общественные объединения, должностные лица обязаны предоставить гражданину Респуб­лики Беларусь возможность ознакомиться с материалами, зат­рагивающими его права и законные интересы (ст. 34), право свободно избирать и быть избранным в государственные орга­ны на основе всеобщего, свободного, равного, прямого изби­рательного права при тайном голосовании (ст. 38).

В соответствии со своими способностями, профессиональ­ной подготовкой граждане имеют право равного доступа к любым должностям в государственных органах (ст. 35). Они имеют право участвовать в решении государственных дел как непосредственно, так и через свободно избранных представи­телей.

Непосредственное участие граждан в управлении делами общества и государства обеспечивается проведением референ­думов, обсуждением проектов законов и вопросов республи­канского и местного значения, другими определенными законом способами (ст. 37). Каждому предоставляется право направлять личные или коллективные обращения в государ­ственные органы, а последние обязаны рассмотреть их и дать ответ по существу в определенный срок (ст. 40).


В Конституции 1994 г. закреплена свобода собраний, ми­тингов, уличных шествий, демонстраций, пикетирования, не нарушающих правопорядок и права других граждан Республи­ки Беларусь (ст. 35). Каждый имеет право на свободу объедине­ний. Судьи, прокурорские работники, сотрудники органов внутренних дел, Комитета государственного контроля, орга­нов безопасности, военнослужащие не могут быть членами по­литических партий и других общественных объединений, преследующих политические цели. Настоящие ограничения установлены для обеспечения независимости и более объек­тивной деятельности указанных должностных лиц.

Впервые за всю историю Республики Беларусь предостав­лено право законодательной инициативы ее гражданам, обла­дающим избирательным правом, в количестве не менее 50 тыс. человек (ст. 99).

Юридическое содержание конституционных политических прав и свобод предполагает возможность граждан требовать от государства и его органов исполнения обязанностей, выте­кающих из предписаний Основного Закона. Специфика содер­жания конституционных свобод выдвигает на передний план одну из ведущих функций механизма - обеспечение самостоя­тельности действий личности, невмешательство в сферу ее по­литических суждений.

» Третью группу прав граждан в Конституции 1994 г. представляют социально-экономические права: право на труд, на отдых, на собственность, право на охрану здоровья, вклю­чая бесплатное лечение в государственных учреждениях здра­воохранения, право на благоприятную окружающую среду и на возмещение вреда, причиненного нарушением этого права, право на социальное обеспечение в старости, в случае болез­ни, инвалидности, утраты трудоспособности, потери кормиль­ца и в других случаях, предусмотренных законом, право на жилище, право на образование. Государство гарантирует дос­тупность и бесплатность общего среднего и профессионально-технического образования. Среднее специальное и высшее образование доступно для всех в соответствии со способнос­тями каждого. Каждый может на конкурсной основе бесплат­но получить соответствующее образование в государственных учебных заведениях.


Каждый имеет право на участие в культурной жизни, что обеспечивается общедоступностью ценностей отечественной и мировой культуры, находящихся в государственных и обще­ственных фондах, развитием сети культурно-просветительных учреждений.

В Конституцию введена специальная ст. 59, обязывающая государство принимать все доступные ему меры для создания внутреннего и международного порядка, необходимого для полного осуществления прав и свобод граждан Республики Беларусь, предусмотренных Основным Законом.

Важнейшей гарантией конституционных прав и свобод граж­дан является их юридическая защищенность. В ранее действо­вавших Конституциях БССР отсутствовали положения, уста­навливающие правовую защищенность основных прав и свобод граждан. Уровень защищенности прав человека и гражданина является показателем демократичности правового государства и гражданского общества. Конституция 1994г. (ст. 59) предписывает государственным органам, должност­ным и иным лицам, которым доверено исполнение государ­ственных функций, обязанность в пределах своей компетенции принимать необходимые меры для осуществления и защиты прав и свобод личности. Эти органы и лица несут ответствен­ность за действия, нарушающие права и свободы личности.

Государство гарантирует защиту и покровительство гражданам Республики Беларусь как на территории Белару­си, так и за ее пределами (ч. 1 ст. 10 Конституции). И все же основной и наиболее эффективной правовой формой защиты конституционных прав и свобод граждан должна стать судеб­ная защита.

В ст. 60 Конституции 1994 г. закреплена судебная защита основных прав и свобод граждан. В каком бы положении ни находился человек, какую бы должность он ни занимал, он имеет право обратиться в суд с исковым заявлением с целью защиты своих интересов, чести, прав, а суд обязан принять иск, рассмотреть его и вынести соответствующее решение. Таким образом, демократизация общественной жизни и судо­производства получает дальнейшее развитие.


Вводится также правило о материальном возмещении мо­рального вреда при защите прав и свобод граждан (ч. 2 ст. 61 Конституции). С введением такого правила правонарушитель одновременно несет не только уголовную или административ­ную ответственность, но и ответственность материально возме­щать потерпевшим гражданам моральный вред (за переживания, оскорбление и унижение чести и достоинства граждан в общественных местах и др.).

Существует и внесудебная защита прав граждан: профсо­юзными, кооперативными и иными общественными объедине­ниями граждан, органами государственной власти, управле­ния, прокуратуры, внутренних дел, контроля. Особого внимания заслуживает защита прав граждан на различных со­браниях, являющихся прямой формой демократии.

Формой внесудебной защиты является также конституци­онное право граждан обжаловать действия должностных лиц, государственных и общественных органов.

Конституция предоставляет гражданам право на юриди­ческую помощь для осуществления и защиты прав и свобод, в том числе право пользоваться в любой момент помощью адвокатов и других своих представителей в суде, иных государ­ственных органах, органах местного управления, на предприя­тиях, в учреждениях, организациях, общественных объединениях и в отношениях с должностными лицами и гражданами. В слу­чаях, предусмотренных законом, юридическая помощь оказы­вается за счет государственных средств.

Противодействие оказанию правовой помощи в Республи­ке Беларусь запрещается.

Иностранные граждане и лица без гражданства на тер­ритории Беларуси пользуются правами, свободами и исполня­ют обязанности наравне с гражданами Республики Беларусь, если иное не определено Конституцией, законами и международ­ными договорами (ст. 11). Они могут обращаться в судебные, иные государственные органы и общественные объединения для защиты своих прав.

В понятие правового статуса гражданина Конституция вкладывает не только совокупность основных прав и свобод,


но и обязанности граждан. Каждый, кто находится на террито­рии Республики Беларусь, обязан соблюдать ее Конституцию, законы, уважать национальные традиции, достоинство, права, свободы, законные интересы других лиц, беречь историко-куль­турное наследие и другие культурные ценности (ст. 52-54).

Охрана природной среды - долг каждого (ст. 55).

Новой закрепленной обязанностью граждан Республики Беларусь является их участие в финансировании государ­ственных расходов путем уплаты государственных налогов, пошлин и иных платежей (ст. 56).

Защита Республики Беларусь - обязанность и священный долг гражданина Республики Беларусь (ст. 57).

Никто не может быть понужден к исполнению обязаннос­тей, не предусмотренных Конституцией Республики Беларусь и ее законами, либо к отказу от своих прав.

Конституция возлагает обязанности не только на граждан, иностранцев, лиц без гражданства, но и на государственные органы, общественные объединения и трудовые коллективы. За несоблюдение конституционных обязанностей устанавли­вается ответственность.


Глава 5