Понятие и назначение политической системы

СТАТУС ЧЕЛОВЕКА, ГРАЖДАНИНА

БЕЛОРУССКОГО ОБЩЕСТВА. ПРАВОВОЙ

ПОЛИТИЧЕСКАЯ СИСТЕМА

В широком смысле политическая система общества озна­чает механизм народовластия.

Политическая система - это организационно-правовой ме­ханизм, объединяющий государство, политические партии, общественные объединения и трудовые коллек­тивы, через которые народ осуществляет власть.

Составные части политической системы (государство, об­щественные объединения, партии и трудовые коллективы) на­зываются элементами, которые в свою очередь делятся на субъекты. Например, государство - это элемент политичес­кой системы, а все государственные органы являются субъек­тами политической системы.

В ныне действующей Конституции отсутствует подобная глава, а политическая система закрепляется в нескольких гла­вах и статьях.

Схема политической системы белорусского общества

В ней раскрываются формы осуществления власти народа: че­рез государство народ осуществляет государственную власть; через политические партии - политическую власть; через общественные объединения и общественные самодеятельные организации - обще­ственно-политическую власть; через трудовые коллективы народ осуществляет политико-производственную власть на предприятиях, в организациях и учреждениях.


В политическую систему не включаются общественные формирования, которые не занимаются политикой (общества книголюбов, филателистов, спортсменов, религиозные объедине­ния и др.), а также не подлежащие государственной регистрации.

Не допускается создание общественных объединений, дея­тельность которых направлена на свержение или насильственное изменение конституционного строя, нарушение целостности и безопасности государства, пропаганду войны, насилия, раз­жигание национальной, религиозной и расовой вражды (ст. 3 Закона Республики Беларусь от 4 октября 1994 г. в редакции от 19 июля 2005 г. «Об общественных объединениях» ').

Все элементы политической системы занимаются политикой.

Политика - это деятельность, связанная с отношениями между большими социальными группами людей, прежде всего -классами, нациями, государствами, партиями. Самое суще­ственное в политике - устройство государственной власти и вообще любой власти (кроме власти в семье, которая не носит политического характера). Любая проблема приобретает по­литический характер, если ее решение затрагивает интересы отдельных слоев общества или государственную власть. Где проявляется власть государства, там всегда политика. Поли­тика - это высшая форма самореализации воли народа.

Все элементы и субъекты политической системы для реа­лизации ими своей политики, целей и задач обладают властью.

Власть - это такое общественное отношение, в котором одна сторона (властвующая) вправе навязывать свою волю другой стороне (подвластной) и руководить ею.

Власть как волевое отношение может быть только между людьми. Она возникла вместе с человеческим обществом и бу­дет существовать до тех пор, пока функционирует общество. Власть может быть государственной (ее осуществляют все го­сударственные органы) и общественно-политической, осуще­ствляемой народом, всеми общественными объединениями, политическими партиями и трудовыми коллективами как эле­ментами политической системы.

' Ведомости Верховного Совета Республики Беларусь. 1994. № 29. Ст 503, Ст. 518; НРПА. 2005. № 120. 2/1133.


Стабильность и устойчивость политической системы зави­сит прежде всего от крепости и устойчивости экономического строя общества. Если в экономическом устройстве общества имеются непримиримые противоречия, они будут проявляться и в структуре политической системы. Если же в гуманном де­мократическом обществе отсутствуют подобного рода проти­воречия, то это обеспечивает стабильность политической системы и четкость во взаимоотношениях ее элементов и субъектов. При такой ситуации все государственные и обще­ственно-политические структуры власти будут действовать четко и слаженно в решении сложных жизненно важных задач.

Наиболее важным элементом политической системы яв­ляется государствов силу следующих причин:

1) все его органы в центре и на местах обладают власт­
ными полномочиями;

2) в структуре госаппарата работают специально под­
готовленные люди - государственные служащие;

3) государство обладает огромными материально-фи­
нансовыми ресурсами, природными богатствами, пред­
приятиями, банками, транспортом, золотым фондом;

4) центральные органы государственной власти - Прези­
дент, Парламент, Совет Министров - могут издавать норматив­
ные акты, обязательные для всех граждан и юридических лиц;

5) государство проводит внутреннюю и внешнюю по­
литику.

Перечисленными признаками государства не могут обла­дать иные элементы политической системы - партии, объеди-. нения и трудовые коллективы.

В ст. 6 Конституции Республики Беларусь закреплен прин­цип разделения власти на законодательную, исполнительную и судебную. Это сделано с целью повышения эффективности трех государственных властей и недопустимости узурпации одной властью других властей.

Законодательным органом является Национальное собра­ние, состоящее из двух палат - Палаты представителей и Со­вета Республики. В отдельных случаях, предусмотренных Конституцией, Президент как Глава государства может изда­вать декреты, имеющие силу закона, при делегировании ему этой власти Парламентом.