Основные черты
22 июня 1990 г. Верховный Совет Республики Беларусь принял решение об образовании Конституционной комиссии.
Проект дважды публиковался для народного обсуждения (в декабре 1991 г. и августе 1992 г.). Была отмечена высокая активность граждан и организаций республики при обсуждении проекта новой Конституции.
Работа над проектом Основного Закона завершилась на 13-й сессии Верховного Совета, начавшейся в ноябре 1993 г.
Историческое решение - принятие новой Конституции, к которому очень трудно шли депутаты на протяжении почти четырех лет, состоялось 15 марта 1994 г.
30 марта 1994 г. Конституция была опубликована в республиканских газетах и с этого дня вступила в действие. День принятия Конституции - 15 марта - объявлен праздничным днем.
Отличительные признаки нового Основного Закона Беларуси:
1) деидеологизированный характер;
2) закрепление в качестве экономической основы много
образия форм собственности;
3) установление равенства государства и гражданина, на
личие у них взаимных обязательств;
4) закрепление в качестве вектора для развития текущего
законодательства приоритета общепризнанных принципов
международного права;
5) разделение и взаимодействие властей;
6) прямой характер действия норм Конституции.
«Демократия в Республике Беларусь, - гласит ст. 4 Конституции, - осуществляется на основе многообразия политических институтов, идеологий и мнений.
Идеология политических партий, религиозных или иных общественных объединений, социальных групп не может устанавливаться в качестве обязательной для граждан».
Конституция любого государства, в том числе и белорусского, ставит и решает три группы проблем:
1) регламентация института прав и свобод;
2) создание нового государственного механизма;
3) разработка нового права, создание новой судебной сис
темы, которая должна пресекать возможный произвол власти.
Конституция сформулировала генеральную схему балансов и противовесов. Однако некоторые оставшиеся пробелы необходимо было восполнить. Например, в Конституции было закреплено право Парламента определять дату выборов в высший представительный орган и не указывались иные органы, которые могли бы поправить позицию депутатов, когда она не основана на Конституции.
Конфликт между ветвями власти, начавшийся с конца 1994 г. и достигший своего апогея осенью 1996 г., привел к тому, что и Президент, и депутаты Верховного Совета предложили для народного голосования самостоятельные проекты новых редакций Конституции 1994 г.
Итоги референдума 24 ноября 1996 г. были опубликованы в газете «Советская Белоруссия» 27 ноября 1996 г. В этот же день был опубликован текст новой редакции Конституции, предложенный Президентом Республики Беларусь А.Г. Лукашенко.
За день до вступления в силу Конституции именно Верховный Совет принял Закон «О республиканском референдуме
24 ноября 1996 г. в Республике Беларусь». Названный Закон вступил в силу со дня его подписания, т.е. 26 ноября 1996 г.
В соответствии со ст. 144 Конституции Президент Республики Беларусь сохраняет свои полномочия. Срок его полномочий исчисляется со дня вступления в силу Конституции.
Что появилось принципиально нового в Конституции после прошедшего 24 ноября 1996 г. референдума?
В Основном Законе закреплен принцип верховенства права (ст. 7). Это обеспечивает более полную реализацию концепции разделения властей и большую свободу судебным органам по осуществлению правосудия, т.е. вынесению решений, основанных прежде всего не на актах какого-либо одного вида, а на праве как высшей справедливости. Такой подход позволяет нам предъявлять соответствующие требования к органам, осуществляющим нормотворческую деятельность, к судам, которые призваны осуществлять не законо- или указосудие, а правосудие, включая и конституционное правосудие.
Наиболее существенные изменения претерпел раздел IV,
посвященный организации и деятельности высших органов го
сударства - Президента, Парламента, Правительства и су
дов, расширены права граждан. \
Произошло Лерераспределение полномочий между указанными органами, их уточнение. Будет неверным утверждать, что только Президент получил дополнительные права и обязанности, ведь значительно возрос объем полномочий Правительства, более конкретно сформулирован механизм взаимодействия между представительной и исполнительной властью, законодательный процесс сформулирован таким образом, чтобы к минимуму свести споры между его участниками.
По форме правления Беларусь - президентская республика, где Президент обладает весомыми полномочиями, однако по своему объему они не шире тех, которыми обладают президенты, например, США, России, Франции, Казахстана и других стран.
Важнейшие полномочия Президента перечислены в ст. 84 Конституции. При этом следует иметь в виду, что иные полномочия могут быть предусмотрены обычными законами.
Одним из путей предупреждения конфликтных ситуаций является определение предмета и пределов законодательного ведения Парламента. В этих целях в ст. 97 и 98 Конституции указано, какие общественные отношения должны регулиро-
ваться законами, а также указано на то, что палаты могут принимать решения по другим вопросам, если это предусмотрено Конституцией. Такой подход позволяет исключить превышение Парламентом своих полномочий. В то же время Президент в силу особой необходимости и срочности по своей инициативе либо по предложению Правительства может издавать временные декреты, имеющие силу закона. За рубежом исполнительная власть часто также имеет право издания актов, имеющих силу законов.
Парламент Беларуси стал двухпалатным. По Конституции не предусматривается проведение совместных заседаний палат для принятия каких-либо решений. Каждая из них обладает своей компетенцией. И лишь принятие законов - дело обеих палат, причем любой законопроект, если иное не предусмотрено Конституцией, вначале рассматривается в Палате представителей, а затем в Совете Республики. ~
Существование двухпалатного парламента способствует повышению эффективности законодательной деятельности.
По Конституции обеспечивается участие двух ветвей власти -представительной и исполнительной - в формировании Конституционного Суда, Центризбиркома, Верховного и Высшего Хозяйственного судов, что совпадает с зарубежной практикой.
В Конституции имеются нормы, определяющие законодательный процесс. Это проявляется в том, что сужен круг субъектов, обладающих правом законодательной инициативы, в то же время им наделено Правительство. Однако, несмотря на это, круг таких субъектов все же шире, чем это принято за рубежом.
Более продуманному отношению к подготовке проектов будет способствовать правило, согласно которому законопроекты, следствием принятия которых может быть сокращение [ осударственных средств, создание или увеличение расходов, вносятся в Парламент лишь с согласия Президента либо по его поручению - с согласия Правительства.
Президент, как и ранее, имеет право вето на принятый закон. Однако новым,является то, что закон не считается подписанным и не вступает в силу, если он не мог быть возвращен в Парламент в связи с окончанием сессии. Это так называемое «карманное» вето, которое давно предусмотрено в Конституции США. С учетом опыта работы законодательных и исполнительных органов штатов США в Конституции Беларуси
предусмотрено право Президента высказать возражения относительно отдельных положений закона, которые возвращаются для повторного голосования. В этом случае до вынесения соответствующего решения Палатой представителей и Советам Республики закон подписывается Президентом и вступает в силу за исключением тех положений, относительно которых имеются возражения. Это позволяет исключить ситуацию, когда необходимый для практики закон не может быть введен из-за каких-либо частных замечаний.
В Конституции получил свое развитие принцип судебной защиты гражданами своих прав и свобод. Во-первых, в ст. 60 Основного Закона закреплено право каждого на защиту прав и свобод компетентным, независимым и беспристрастным судом в установленные законом сроки. Во-вторых, согласно новой редакции ст. 61 каждый вправе в соответствии с международно-правовыми актами, ратифицированными Республикой Беларусь, обращаться в международные организации с целью защиты своих прав и свобод, если исчерпаны все имеющиеся внутригосударственные средства правовой защиты. Эта конституционная норма устанавливает дополнительные гарантии прав и свобод граждан, позволяя им выходить на международный уровень, если внутри государства не удалось защитить свои права. Основой для этого являются соответствующие международные договоры. В-третьих, в ст. 112 Конституции закреплено ' правило о том, что, если суд при рассмотрении конкретного дела придет к выводу о несоответствии нормативного акта Конституции, он принимает решение в соответствии с Конституцией и ставит в установленном порядке вопрос о признании данного нормативного акта неконституционным.
Предупреждению конфликтных ситуаций, нарушений прав и свобод граждан могло бы явиться наделение Конституционного Суда правом осуществлять превентивный контроль за принятыми актами. Сочетание его с последующим контролем способствовало бы укреплению конституционного порядка в стране.
В целом новая редакция Конституции, несмотря на некоторые минусы, создает условия для формирования сильного государственно-правового механизма.
На референдуме 17 октября 2004 г. была принята в новой редакции ч. 1 ст. 81 Конституции, в результате чего сейчас нет ограничения на занятие должности Президента Республики Беларусь одним и тем же лицом какими-либо сроками.
Глава 4