Основные черты

22 июня 1990 г. Верховный Совет Республики Беларусь принял решение об образовании Конституционной комиссии.

Проект дважды публиковался для народного обсуждения (в декабре 1991 г. и августе 1992 г.). Была отмечена высокая активность граждан и организаций республики при обсужде­нии проекта новой Конституции.

Работа над проектом Основного Закона завершилась на 13-й сессии Верховного Совета, начавшейся в ноябре 1993 г.

Историческое решение - принятие новой Конституции, к которому очень трудно шли депутаты на протяжении почти че­тырех лет, состоялось 15 марта 1994 г.

30 марта 1994 г. Конституция была опубликована в респуб­ликанских газетах и с этого дня вступила в действие. День приня­тия Конституции - 15 марта - объявлен праздничным днем.

Отличительные признаки нового Основного Закона Бе­ларуси:

1) деидеологизированный характер;

2) закрепление в качестве экономической основы много­
образия форм собственности;


3) установление равенства государства и гражданина, на­
личие у них взаимных обязательств;

4) закрепление в качестве вектора для развития текущего
законодательства приоритета общепризнанных принципов
международного права;

5) разделение и взаимодействие властей;

6) прямой характер действия норм Конституции.

«Демократия в Республике Беларусь, - гласит ст. 4 Кон­ституции, - осуществляется на основе многообразия полити­ческих институтов, идеологий и мнений.

Идеология политических партий, религиозных или иных общественных объединений, социальных групп не может уста­навливаться в качестве обязательной для граждан».

Конституция любого государства, в том числе и белорус­ского, ставит и решает три группы проблем:

1) регламентация института прав и свобод;

2) создание нового государственного механизма;

3) разработка нового права, создание новой судебной сис­
темы, которая должна пресекать возможный произвол власти.

Конституция сформулировала генеральную схему балан­сов и противовесов. Однако некоторые оставшиеся пробелы необходимо было восполнить. Например, в Конституции было закреплено право Парламента определять дату выборов в высший представительный орган и не указывались иные орга­ны, которые могли бы поправить позицию депутатов, когда она не основана на Конституции.

Конфликт между ветвями власти, начавшийся с конца 1994 г. и достигший своего апогея осенью 1996 г., привел к тому, что и Президент, и депутаты Верховного Совета предло­жили для народного голосования самостоятельные проекты новых редакций Конституции 1994 г.

Итоги референдума 24 ноября 1996 г. были опубликованы в газете «Советская Белоруссия» 27 ноября 1996 г. В этот же день был опубликован текст новой редакции Конституции, предло­женный Президентом Республики Беларусь А.Г. Лукашенко.

За день до вступления в силу Конституции именно Верхов­ный Совет принял Закон «О республиканском референдуме


24 ноября 1996 г. в Республике Беларусь». Названный Закон вступил в силу со дня его подписания, т.е. 26 ноября 1996 г.

В соответствии со ст. 144 Конституции Президент Респуб­лики Беларусь сохраняет свои полномочия. Срок его полномо­чий исчисляется со дня вступления в силу Конституции.

Что появилось принципиально нового в Конституции пос­ле прошедшего 24 ноября 1996 г. референдума?

В Основном Законе закреплен принцип верховенства пра­ва (ст. 7). Это обеспечивает более полную реализацию концеп­ции разделения властей и большую свободу судебным органам по осуществлению правосудия, т.е. вынесению решений, осно­ванных прежде всего не на актах какого-либо одного вида, а на праве как высшей справедливости. Такой подход позволяет нам предъявлять соответствующие требования к органам, осу­ществляющим нормотворческую деятельность, к судам, кото­рые призваны осуществлять не законо- или указосудие, а правосудие, включая и конституционное правосудие.

Наиболее существенные изменения претерпел раздел IV,
посвященный организации и деятельности высших органов го­
сударства - Президента, Парламента, Правительства и су­
дов, расширены права граждан. \

Произошло Лерераспределение полномочий между указан­ными органами, их уточнение. Будет неверным утверждать, что только Президент получил дополнительные права и обя­занности, ведь значительно возрос объем полномочий Прави­тельства, более конкретно сформулирован механизм взаимо­действия между представительной и исполнительной властью, законодательный процесс сформулирован таким образом, что­бы к минимуму свести споры между его участниками.

По форме правления Беларусь - президентская республика, где Президент обладает весомыми полномочиями, однако по сво­ему объему они не шире тех, которыми обладают президенты, например, США, России, Франции, Казахстана и других стран.

Важнейшие полномочия Президента перечислены в ст. 84 Конституции. При этом следует иметь в виду, что иные полно­мочия могут быть предусмотрены обычными законами.

Одним из путей предупреждения конфликтных ситуаций яв­ляется определение предмета и пределов законодательного ве­дения Парламента. В этих целях в ст. 97 и 98 Конституции указано, какие общественные отношения должны регулиро-


ваться законами, а также указано на то, что палаты могут принимать решения по другим вопросам, если это предусмот­рено Конституцией. Такой подход позволяет исключить пре­вышение Парламентом своих полномочий. В то же время Президент в силу особой необходимости и срочности по своей инициативе либо по предложению Правительства может изда­вать временные декреты, имеющие силу закона. За рубежом исполнительная власть часто также имеет право издания ак­тов, имеющих силу законов.

Парламент Беларуси стал двухпалатным. По Конститу­ции не предусматривается проведение совместных заседаний палат для принятия каких-либо решений. Каждая из них обла­дает своей компетенцией. И лишь принятие законов - дело обеих палат, причем любой законопроект, если иное не пре­дусмотрено Конституцией, вначале рассматривается в Палате представителей, а затем в Совете Республики. ~

Существование двухпалатного парламента способствует повышению эффективности законодательной деятельности.

По Конституции обеспечивается участие двух ветвей власти -представительной и исполнительной - в формировании Конститу­ционного Суда, Центризбиркома, Верховного и Высшего Хозяй­ственного судов, что совпадает с зарубежной практикой.

В Конституции имеются нормы, определяющие законода­тельный процесс. Это проявляется в том, что сужен круг субъектов, обладающих правом законодательной инициати­вы, в то же время им наделено Правительство. Однако, не­смотря на это, круг таких субъектов все же шире, чем это принято за рубежом.

Более продуманному отношению к подготовке проектов бу­дет способствовать правило, согласно которому законопроек­ты, следствием принятия которых может быть сокращение [ осударственных средств, создание или увеличение расходов, вносятся в Парламент лишь с согласия Президента либо по его поручению - с согласия Правительства.

Президент, как и ранее, имеет право вето на принятый за­кон. Однако новым,является то, что закон не считается подпи­санным и не вступает в силу, если он не мог быть возвращен в Парламент в связи с окончанием сессии. Это так называемое «карманное» вето, которое давно предусмотрено в Конститу­ции США. С учетом опыта работы законодательных и испол­нительных органов штатов США в Конституции Беларуси


предусмотрено право Президента высказать возражения отно­сительно отдельных положений закона, которые возвращают­ся для повторного голосования. В этом случае до вынесения соответствующего решения Палатой представителей и Сове­там Республики закон подписывается Президентом и вступает в силу за исключением тех положений, относительно которых имеются возражения. Это позволяет исключить ситуацию, ког­да необходимый для практики закон не может быть введен из-за каких-либо частных замечаний.

В Конституции получил свое развитие принцип судебной защиты гражданами своих прав и свобод. Во-первых, в ст. 60 Основного Закона закреплено право каждого на защиту прав и свобод компетентным, независимым и беспристрастным судом в установленные законом сроки. Во-вторых, согласно новой редакции ст. 61 каждый вправе в соответствии с международ­но-правовыми актами, ратифицированными Республикой Бела­русь, обращаться в международные организации с целью защиты своих прав и свобод, если исчерпаны все имеющиеся внутригосударственные средства правовой защиты. Эта кон­ституционная норма устанавливает дополнительные гарантии прав и свобод граждан, позволяя им выходить на международ­ный уровень, если внутри государства не удалось защитить свои права. Основой для этого являются соответствующие меж­дународные договоры. В-третьих, в ст. 112 Конституции зак­реплено ' правило о том, что, если суд при рассмотрении конкретного дела придет к выводу о несоответствии норматив­ного акта Конституции, он принимает решение в соответствии с Конституцией и ставит в установленном порядке вопрос о при­знании данного нормативного акта неконституционным.

Предупреждению конфликтных ситуаций, нарушений прав и свобод граждан могло бы явиться наделение Конституционного Суда правом осуществлять превентивный контроль за приняты­ми актами. Сочетание его с последующим контролем способство­вало бы укреплению конституционного порядка в стране.

В целом новая редакция Конституции, несмотря на некото­рые минусы, создает условия для формирования сильного го­сударственно-правового механизма.

На референдуме 17 октября 2004 г. была принята в новой редакции ч. 1 ст. 81 Конституции, в результате чего сейчас нет ограничения на занятие должности Президента Республики Бе­ларусь одним и тем же лицом какими-либо сроками.


Глава 4