Виды конституций
В основу классификации конституций могут быть положены различные признаки. Классификация конституций позволяет выявить присущие им черты и особенности правового регулирования.
* По сроку действия конституции можно классифициро
вать на временные и постоянные.
Временные имеют ограниченный срок действия: в основном законе прямо указывается период действия конституции.
Обычно конституции принимаются на неопределенный срок, т.е. они являются постоянными. Это, однако, не гарантирует их стабильности, устойчивости, не исключает появления у определенного круга лиц, политических сил желания инициировать изменения конституции, вплоть до принятия новой. В некоторых конституциях непосредственно указывается, что она является нерушимой (Мексика), что не исключает возможности внесения необходимых поправок в нее.
Старейшая в мире конституция - Конституция США (1787 г.).
* В зависимости от формы или структуры, в которой вы
ражены конституции, их подразделяют на писаные и неписаные.
К писаным относят конституции, принятые в виде единого документа, к неписаным - совокупность законодательных актов. Однако эта классификация не совсем точна, в последнем случае следует вести речь о кодифицированных конституционных актах, которые также изложены в письменной форме.
Имеются конституции, состоящие не из одного, а из нескольких конституционных законов (Швеция, Канада и др.).
В Великобритании и Новой Зеландии конституции не име^ ют четкой структуры. На практике к ним относят, исходя из важности существования и развития правовой системы, группу актов, составляющих некодифицированную конституцию.
« По способу принятия конституции подразделяются следующим образом:
1) принятые путем народного голосования (референдумом). В последние годы таким способом приняты конституции во Франции, Эстонии, Румынии, России, Казахстане и др.;
2) принятые законодательным органом. Наиболее распро
страненный способ принятия конституции. В данном случае
может действовать иная, более жесткая процедура, чем при
принятии обычных законов, требуется более высокое (квали
фицированное) большинство;
3) принятые специально создаваемым для этих целей органом
(конституционной ассамблеей, учредительным собранием и др.);
4) редко встречается в настоящее время введение консти
туции посредством октроирования - одностороннего акта «да
рования» конституции суверена (монарха) народу.
Во Франции одна из конституций была «дарована» императором Наполеоном I. В 1990 г. конституцию народу «даровал» король Непала.
« По порядку измененияконституции подразделяют на гибкие и жесткие, а также смешанного типа (сочетающие в себе различные элементы).
Конституция является гибкой, если она может изменяться (дополняться) в том же порядке, что и обычные законы, каких-либо специальных процедур не предусматривается. Типичные примеры гибких конституций - конституции Великобритании и Новой Зеландии.
Жесткими являются конституции, которые изменяются (дополняются) в особом, более сложном порядке, чем при обычной законодательной процедуре. Нередко парламент или иной учредительный орган ограничивается изменениями (дополнениями) конституции, т.е. может устанавливаться возможный предмет (содержание) в пределах пересмотра. Наиболее важные с точки зрения субъекта, принявшего конституцию, положения объявляются не подлежащими изменению. К ним часто относят основы конституционного строя, права и свободы человека.
Нередко вводятся ограничения изменений конституции по времени и обстоятельствам. В конституциях отдельных стран (Бразилии 1988 г.) закреплялось, что они не подлежат изменению в течение пяти лет, что, по мнению сторонников такого подхода, должно способствовать созданию и обеспечению эффективного функционирования органов государственной власти. В Беларуси не допускается изменение и дополнение Конституции в последние шесть месяцев полномочий Палаты представителей.
Более распространенными являются ограничения по обстоятельствам. В Республике Беларусь не допускается изменение и дополнение Конституции в период чрезвычайного положения. Аналогичные правила действуют в Румынии, Испании, Эстонии.
Стабильности конституции содействует более сложная процедура внесения в нее изменений (дополнений). Устанавливается более узкий круг субъектов, по сравнению с правом законодательной инициативы, на внесение конституционных законопроектов в Парламент в отношении тех статей, которые он вправе контролировать. Так, согласно ст. 138 Конституции Республики Беларусь вопрос об изменении и дополнении Конституции рассматривается палатами Парламента по инициативе Президента или по инициативе не менее 150 тыс. граждан Республики Беларусь, обладающих избирательным правом (ст. 99 Основного Закона). Более узкий круг субъектов, обладающих правом на внесение предложений об изменении и дополнении конституции, предусмотрен также в конституциях Португалии, России.
/" Согласно Конституции Республики Беларусь закон об изменении и дополнении Конституции может быть принят после двух обсуждений и одобрений Парламентом, с промежутком •це менее трех месяцев. Данное правило можно считать соблюденным, если проект как при первом чтении, так и при втором обсуждении будет идентичным.