Систематизация законодательства

В ст. 1 Закона «О нормативных правовых актах Республики Беларусь» законодательство определяется как система нор­мативных правовых актов, регулирующих общественные от­ношения в республике.

От понятия «законодательство» следует отличать понятие «законодательные акты». В той же статье названного Закона записано: «законодательные акты - Конституция Республики Беларусь, законы Республики Беларусь, декреты и указы Пре­зидента Республики Беларусь».

Законодательство, следовательно, включает в себя огром­ное количество всех нормативных актов, издаваемых многочисленными органами государства и имеющих различ­ную юридическую силу. Содержащиеся в них нормативные предписания подвержены постоянным изменениям и нередко противоречат друг другу. Все это усложняет пользование таким нормативно-правовым массивом. Поэтому юридической нау­кой вырабатываются и постоянно совершенствуются средства, направленные на упорядочение действующего законодатель­ства, на облегчение поиска и использования нужных норматив­ных правовых актов, устранение противоречий между ними, пробелов в законодательстве и, в конечном счете, на обеспече­ние квалифицированного решения юридических дел с соблюде­нием требований конституционной законности. Эти средства охватываются понятием «систематизация законодательства».


Под систематизацией законодательства понимается дея­тельность компетентных государственных органов по упорядочению множества нормативных правовых актов, приведению их во внутренне согласованную систему.

Посредством систематизации достигается не только согла­сованность нормативных правовых актов, но и устраняется их неоправданная множественность, не всегда обоснованное дуб­лирование правовых норм, выявляются основания для отмены устаревших нормативных актов, ликвидации пробелов в за­конодательстве.

В правовой науке и правотворческой практике различают три основных вида систематизации нормативных правовых актов: инкорпорация, кодификация и консолидация.

Инкорпорация - это такой вид систематизации норматив­ных правовых актов, при котором они объединяются в различ­ные сборники, собрания законодательства в определенном порядке, но без изменения их нормативного содержания.

При инкорпорации нормативные правовые акты, с учетом внесенных в них законодателем изменений и дополнений, группируются по определенным признакам: по отраслевому, по хронологическому, по юридической силе, реже - по алфа­виту и другим возможным основаниям.

Инкорпорацией может охватываться все действующее за­конодательство страны или его часть (нормативные акты Пар­ламента, нормативные акты Президента, акты, регулирующие трудовые, жилищные и иные отношения, и т.п.).

Поскольку инкорпорацию могут осуществлять как госу­дарственные органы и учреждения, так и негосударственные организации и отдельные лица, то в зависимости от этого она подразделяется на официальную и неофициальную.

* Официальная инкорпорация заключается в издании сборников нормативных актов органами, принявшими эти акты, или обслуживающими их учреждениями. Сборники тако­го рода являются официальными источниками нормативных правовых установлений, на которые можно ссылаться в право­применительной деятельности.

Особой разновидностью официальной инкорпорации явля­ется периодическая хронологическая инкорпорация. С января 1999 г. это Национальный реестр правовых актов Республики


Беларусь, который включает в себя нормативные и иные пра­вовые акты Президента, Парламента, Правительства Респуб­лики Беларусь, республиканских органов государственного управления, областных, Минского городского Советов депу­татов и областных, Минского городского исполнительных комитетов.

» Неофициальная инкорпорация может производиться лю­быми организациями, учреждениями (в том числе научными и учебными), специалистами по их собственной инициативе. Это могут быть сборники нормативных правовых актов, состав­ленные группой ученых-правоведов или специалистов-практи­ков по определенным отраслям или институтам права (например, сборник нормативных актов по охране труда и тех­нике безопасности или хрестоматийный сборник нормативных актов по истории государства и права Беларуси).

Такого рода инкорпоративные сборники издаются без специальных указаний или разрешения правотворческих ор­ганов, но на них нельзя ссылат ься при разрешении юридичес­ких дел. Однако они имеют важное информационное значение, обеспечивают доступность нормативных актов, в том числе в сфере подготовки и повышения квалификации специалистов.

Кодификация - это такой вид систематизации норматив­ных правовых актов, при котором множество таких актов, регулирующих определенную сферу общественных отноше­ний, перерабатывается в единый кодификационный акт, со­держащий систематизированное изложение соответствующих правовых норм.

В отличие от инкорпорации кодификация представляет собой одновременно и акт правотворчества, поскольку пред­полагает издание нового нормативного акта вместо множе­ства различных, но связанных единым предметом правового регулирования. При кодификации происходит существенная переработка нормативно-правового материала, в ходе которой устраняются противоречия между нормативными актами, выяв­ляются и устраняются пробелы в законодательстве, отменяются устаревшие правовые нормы, разрабатываются новые.

В настоящее время наиболее распространенными видами кодификационных актов Республики Беларусь являются ко­дексы, положения, уставы, правила.


Консолидация - это особый вид систематизации законода­тельства, сочетающий в себе черты инкорпорации и кодифика­ции. Следует признать, что консолидация является высшей формой систематизации законодательства, поскольку приво­дит к наиболее эффективным и устойчивым результатам этой деятельности.

Наличие у консолидации черт инкорпорации заключается в том, что она предусматривает объединение в одном издании раз­личных действующих нормативных правовых актов. Присутствие же у нее черт кодификации проявляется в том, что при таком объе­динении допускается переработка нескольких нормативных ак­тов, регулирующих один и тот же вид общественных отношений, в единый нормативный акт (например, нескольких декретов и ука­зов по вопросам налогообложения - в один декрет).

В настоящее время в Республике Беларусь началась подго­товка к созданию Свода законов нашей страны. Законом «О нормативных правовых актах Республики Беларусь» (ст. 74) предусмотрено, что все действующие законодательные акты Республики Беларусь (Конституция, законы, декреты и указы Президента Республики Беларусь) подлежат включе­нию в Свод законов.

Свод законов Республики Беларусь - официальное издание, которое будет поддерживаться в контрольном состоянии, т.е. постоянно обновляться по мере принятия новых законода­тельных актов и внесения в них изменений и дополнений.

Работа по учету и систематизации нормативных правовых актов, поддержанию их в контрольном состоянии в учрежде­ниях, организациях и на предприятиях ведется обычно в их юридических службах с использованием различных способов.

Наиболее простым из таких способов является журналь­ный учет поступающих нормативных актов.

Более совершенным является картотечный учет, который позволяет группировать нормативные акты по основным клас­сификационным признакам (предметному, хронологическому, субъектному и др.).

Наиболее совершенным и перспективным является компью­терный учет, который может быть локальным и централизован­ным. Он позволяет использовать самые разнообразные формы систематизации при создании всеобъемлющего банка данных.


Раздел П.

Основы

конституционного права Республики Беларусь


Глава 3