Реализация права

Юридические нормы отвечают своему предназначению лишь тогда, когда они выполняются, т.е. реализуются на прак­тике в поведении людей.

Реализация правовых норм - это осуществление содержа­щихся в них предписаний в правомерном поведении субъектов права.

Процесс реализации права достаточно сложен и осуществ­ляется в различных формах, к которым относятся соблюдение, исполнение, использование и применение правовых норм.

Соблюдение - это такая форма реализации норм права, которая проявляется в строгом выполнении субъектами права содержащихся в нормах запретов, т.е. в воздержании от совер­шения запрещенных деяний.


Исполнение - это такая форма реализации права, при ко­торой субъекты права обязаны своими действиями выполнять требования правовых норм. В данном случае поведение субъектов проявляется в активном осуществлении возложен­ных на них обязанностей независимо от внутреннего отноше­ния к ним (например, своевременно вносить квартирную плату).

Использование - такая форма реализации, которая выра­жается в осуществлении участниками регулируемых правом общественных отношений своих прав, закрепленных в законо­дательстве. Иными словами, использование предполагает со­вершение управомоченными субъектами деяний в зависимости от их желания и воли (например, совершение сделок купли-продажи, найма, аренды и др.).

Однако не всегда соблюдение, исполнение и использо­вание позволяют реализовать предписания правовых норм. Нередко правореализация возможна лишь при участии компетентных органов. Такая форма реализации права, при которой государственными органами или по их уполно­мочию негосударственными организациями осуществляется властная деятельность, обеспечивающая соблюдение, ис­полнение или использование субъектами права своих прав и обязанностей, называется применением права.

Применение права может быть определено как властная деятельность компетентных государственных органов, долж­ностных лиц или по их уполномочию негосударственных орга­низаций, осуществляемая в установленных законодательством формах, по реализации правовых норм путем принятия индиви­дуально-правовых решений (актов).

Применение права имеет место в случаях, когда права и обязанности конкретных субъектов не могут возникнуть без соответствующих актов компетентных органов (например, при назначении пенсии); когда требует официального разреше­ния правовой спор (рассмотрение судом дела о разделе имуще­ства); когда необходимо обеспечить исполнение обязательств или защитить права от нарушений (принять решение о возме­щении причиненного ущерба); когда требуется наказать правонарушителя путем определения и реализации мер юриди­ческой ответственности (вынесение приговора преступнику).


Применение права - сложная, многоступенчатая деятель­ность, в которой могут быть выделены основные стадии, отража­ющие логику и последовательность действий при рассмотрении и решении юридических дел.

В теории права выделяют следующие стадии правоприме­нения:

1.Установление и анализ фактических обстоятельств дела.
Такой анализ позволяет дать веестороннюю, объективную
оценку конкретного случая (деятельности юридического лица,
содержания сделки, факта правонарушения и др.).

2. Выбор правовой нормы, подлежащей применению к дан­
ным фактическим обстоятельствам. Эта стадия заключается в
правовой квалификации рассматриваемых фактов, необходи­
мой для принятия правильного юридического решения по делу.

3. Проверка подлинности текста избранной правовой нормы.
Для этого необходимо пользоваться только официальными текста­
ми нормативных правовых актов. При этом следует установить,
действует ли данная норма на момент применения, не изменена ли
она, действовала ли она во время рассматриваемого случая и др.

4. Толкование правовой нормы, разрешение возможных
коллизий различных правовых норм. Толкование применяе­
мой правовой нормы заключается в выяснении точного смыс­
ла, вложенного в нее законодателем. В случае коллизии
(про гиворечия) применяемых правовых норм правоприменяю-
щий орган должен руководствоваться нормой, изданной позд­
нее и вышестоящим правотворческим органом.

5. Принятие решения по делу и доведение его содержания
до сведения исполнителей. Осуществляется в форме акта при­
менения.

Акт применения права - это официальное индивидуально-правовое предписание (властное решение по юридическому делу), принятое компетентным органом в установленном по­рядке на основе действующих правовых норм, в отношении конкретных обстоятельств и персонально определенных лиц.

6. Реализация принятого правоприменительного акта. По­
скольку сам факт издания акта применения еще не гарантиру­
ет претворение его в жизнь, принципиально важным является


принятие мер по его своевременному и полному исполнению в соответствии с законом.

Толкование правовых норм выше упоминалось как стадия правоприменения. Толкование представляет собой сложный мыслительный процесс.

Под толкованием правовых норм понимается деятельность государственных органов, негосударственных органи­заций, отдельных граждан по уяснению и разъяснению смысла правовых норм, вложенного в них законодате­лем, действительного содержания находящихся в них правовых положений (предписаний, определений) в целях их правильной реализации.

С целью более глубокого познания процесса толкования и его практической значимости в юридической науке использу­ют различные классификации толкования правовых норм.

1.По способам (приемам) толкования его принято под­
разделять на грамматическое, систематическое и историко-по-
литическое.

2. Толкование по объему может быть буквальным, распро­
странительным и ограничительным.

3 В зависимости от субъектов, толкующих правовую нор­му, и юридической силы результатов толкования оно подраз­деляется на официальное и неофициальное.

Поскольку третья классификация имеет наибольшую практическую значимость, рассмотрим ее подробнее.

Официальное толкование представляет собой разъяснение смысла правовой нормы, исходящее от уполномоченного на то органа, которое является обязательным для субъектов, осуще­ствляющих применение этой нормы.

Толкование этого рода, в свою очередь, подразделяется на аутентическое и легальное, нормативное и казуальное.

Под аутентическим толкованием понимается разъяснение правовой нормы тем органом, который сам издал ее (Президен­том, Парламентом, Советом Министров и др.). Результаты аутентического толкования обычно облекаются в ту же юри­дическую форму, что и сам толкуемый акт.


Легальное толкование - это официальное разъяснение смысла правовой нормы, исходящее от государственного органа, который сам не принимал толкуемую норму, но в силу предоставленных ему полномочий вправе осуществлять эту де­ятельность. В Республике Беларусь разъяснения такого рода даются, например, Верховным Судом и Высшим Хозяйствен­ным Судом в форме постановлений пленумов этих судебных инстанций

Нормативное толкование - это толкование, которое явля­ется обязательным при разрешении всех дел определенного вида. К нему относятся все виды аутентического и легального толкования.

Казуальное толкование в отличие от нормативного дается компетентными органами (преимущественно судами) в целях правильного разрешения конкретного юридического дела. Примером такого толкования является разъяснение вышестоя­щего судебного органа нижестоящему суду, решение ко горого содержит ошибки в применении нормы права при рассмотре­нии конкретного дела

Неофициальным яв /яется толкование, которое исходит от органов и отдельных лиц, не наделенных правом давать обяза­тельное (нормативное или казуальное) разъяснение смысла правовых норм.

Обычно такое толкование выступает в виде трактовок правовых норм, рекомендаций, даваемых любыми субъектами, но на него нельзя ссылаться при рассмотрении юридических дел. Разновидностями неофициального толкования являются профессиональное, доктринальное и обыденное толкования.

Профессиональное толкование - это неофициальное тол­кование, которое исходит от лиц, обладающих профессиональ­ными (юридическими) познаниями - прокуроров, адвокатов, юрисконсультов и др

Доктринальное толкование - это разъяснение правовых норм, осуществляемое отдельными правоведами, научными учреждениями и коллективами ученых-юристов в монографи­ческих исследованиях, научных статьях, комментариях к зако­нодательным актам.


Обыденное толкование - это разъяснения содержания пра­вовых норм, даваемые любыми лицами, не обладающими осно­вательными познаниями в сфере права. Они имеют место в быто­вой обстановке и не могут претендовать на достаточную юридическую обоснованность.

Реализация правовых норм происходит путем осуществления предусмотренных ими прав и обязанностей субъектов права. Права и обязанности, закрепленные в правовых нормах, носят абстрактный характер (статутные права и обязанности). Они представляют собой предусмотренные государством пределы, в границах которых и при наличии необходимых для этого основа­ний (юридических фактов) возникают субъективные, т.е. совер­шенно определенные (личные), права и обязанности. Например, все граждане Республики Беларусь имеют право на высшее об­разование (статутное право), но каждый конкретный гражданин реализует это право по-своему. Поступая в определенный вуз на предусмотренных законом основаниях, гражданин приобретает субъективное (личное) право учиться в этом вузе.

Субъективные права могут реализовываться самостоя­тельно, без взаимоотношений с другими лицами (пользование приобретенным телевизором), но чаще они осуществляются во взаимоотношениях с другими субъектами права. Такие отно­шения называются правовыми (работа по найму, назначение и получение пенсий и т.п.).

Правоотношения отличаются весьма сложным юридичес­ким содержанием и структурой.

К основным признакам (чертам) правоотношений отно­сятся:

1.Правоотношения возникают на основе правовых норм
при наличии предусмотренных правом определенных жизнен­
ных обстоятельств (юридических фактов). В них общие право­
вые положения, статутные права и обязанности превращаются
в субъективное, конкретизированное состояние.

2. Правоотношения представляют собой общественно зна­
чимые связи конкретных, персонально определенных лиц (сто­
рон правоотношения).


3. Если в правовых нормах заключена государственная
воля, то в правоотношениях происходит в той или иной мере
сочетание, взаимодействие воли государства и воли сторон
правоотношения. Например, даже в yi оловно-процессуаль-
ных правоотношениях, в которых превалирует воля государ­
ства, воля обвиняемого проявляется в реализации им своих
субъективных прав на защиту.

4. Правоотношения характеризуются наличием у сторон
взаимных субъективных прав и обязанностей.

5. Осуществление взаимных субъективных прав и обязан­
ностей сторонами правоотношения при необходимости гаран­
тируется государством.

Правоотношения - юридическая форма общественных отно­шений, представляющая собой возникающие на основе правовых норм и в результате определенных жизненных обстоятельств связи конкретных субъектов права, обладающих взаимными субъективными правами и обя­занностями, реализация которых гарантируется госу­дарством.

Правоотношения имеют свою особую структуру, элемен­тами которой являются: субъекты правоотношения; субъек­тивные права и обязанности сторон правоотношения; объекты правоотношения; фактическое (реальное) поведение субъек­тов правоотношения.

Субъектами правоотношений (их сторонами, участни­ками) являются субъекты права, вступившие в соответствую­щие правоотношения. Субъектами права являются индивиды (физические лица) и организации, обладающие признаваемыми правовыми нормами юридическими качествами, позволяющими им быть носителями субъективных прав и обязанностей. К та­ким качествам относятся правоспособность и дееспособность.

Правоспособность - это признаваемая правовыми нормами способность лица иметь субъективные юридические права и обязанности. Такая способность еще не означает способности самостоятельно приобретать и осуществлять субъективные пра­ва и обязанности. Так, правоспособными в отношении граж­данских прав могут быть и малолетние, и умалишенные, но


осуществлять эти права будут за них их представители (роди­тели или опекуны).

Дееспособность - это признаваемая правовыми нормами способность лица лично, своими действиями приобретать субъ­ективные юридические права и обязанности, осуществлять их, отказываться от них.

Разновидности дееспособности:

сделкоспособпостъ (способность лично, своими действия­ми совершать гражданско-правовые сделки);

деликтоспособность (способность понимать противоправ­ность совершаемых деяний и осознанно претерпевать меры юри­дической ответственности за совершенное правонарушение).

Разграничение правоспособности и дееспособности в от­ношении личности характерно лишь для гражданского права, поскольку обеспеченным в имущественном отношении должен быть каждый человек, независимо от возраста, умственного развития или психического состояния (ст. 16-37 Гражданско­го кодекса Республики Беларусь). Поэтому гражданская пра­воспособность у физического лица возникает с момента рождения, а дееспособность - по достижении определенного возраста (полная - с 18 лет, а частичная - несколько раньше). В других сферах общественных отношений, регулируемых правом, правоспособность и дееспособность наступают одно­временно. В юриспруденции оба эти качества охватываются таким общим понятием, как правосубъектность.

Субъектами многообразных правоотношений могут быть физические лица (граждане страны, иностранные граждане, лица без гражданства); организации (государственные, обще­ственные); социальные общности (народ, нация, трудовой кол­лектив); государство в целом.

Государственные и общественные организации, организа­ции физических лиц могут выступать в качестве особых субъектов права - юридических лиц.

Юридическим лицом признается организация, которая имеет в собственности, хозяйственном ведении или оперативном управ­лении обособленное имущество, несет самостоятельную ответ­ственность по своим обязательствам, может от своего имени приобретать и осуществлять имущественные и личные неимуще-


ственные права, нести обязанности, быть истцом и ответчиком в суде. Юридические лица должны иметь самостоятельный баланс. Правовое положение юридических лиц определяется ст. 44-62 Гражданского кодекса Республики Беларусь.

Правоотношения как форма реализации правовых предписа­ний возникают, изменяются и прекращаются не сами по себе, а вследствие конкретных жизненных обстоятельств, называемых юридическими фактами.

Юридические факты - это конкретные жизненные обстоя­тельства, с которыми правовые нормы связывают возникнове­ние, изменение или прекращение субъективных прав и обязанностей, в том числе у субъектов правоотношений.

Юридические факты чрезвычайно многообразны. Тем не менее они могут быть классифицированы по различным осно­ваниям.

В зависимости от последствий юридические факты делятся на правообразующие, правозаменяющие и правопрекращаю-щие. Один и тот же юридический факт может одновременно вызывать различные юридические последствия.

По волевому основанию юридические факты подразделя­ются на события и деяния (действия или бездействие).

События - это такие юридические факты, наступление ко­торых не зависит от воли субъектов права (наводнение, есте­ственная смерть человека и т.п.).

Деяния - акты волевого поведения людей'(сделки, причи­нение вреда и т.п.).

Деяния могут быть правомерными, которые совершаются в соответствии с правовыми предписаниями или не противоре­чат им, и неправомерными, т.е. противоречащими правовым предписаниям.

Неправомерные деяния делятся на правовые проступки, носящие общественно вредный характер (административные, дисциплинарные, гражданско-правовые), и преступления -правонарушения, отличающиеся общественно опасным харак­тером и запрещенные уголовным законодательством.

Нередко для достижения некоторых правовых послед­ствий недостаточно одного юридического факта, а требуется


определенная их совокупность. Такая совокупность нескольких взаимосвязанных между собой юридических фактов, необхо­димых для возникновения, изменения или прекращения опреде­ленных правоотношений, называется фактическим составом.

Юридические факты могут носить как одномоментный, так и длящийся характер. Длящиеся юридические факты при­нято называть фактическими состояниями (например, пребы­вание в гражданстве, в определенной должности, семейное положение, болезнь и т.п.).

Реализация правовых норм находит свое проявление в право­мерном поведении субъектов права.

Правомерное поведение определяется как осознанное поведе­ние субъектов права, соответствующее правовым пред­писаниям или же не противоречащее им и обеспечиваемое (гарантируемое, охраняемое) юридическими средствами.

Антиподом правомерного поведения является правонару­шение.

Правонарушение - это противоправное виновное деяние де-ликтоспособного лица, причиняющее вред другим ли­цам, обществу в целом и влекущее предусмотренные законом меры юридический ответственности.

Структура (состав) правонарушения - весьма сложное правовое явление, которое включает в себя четыре элемента: субъекта правонарушения, объект правонарушения, объек­тивную сторону правонарушения, субъективную его сторону. Поскольку составы правонарушений существенно разнятся в различных отраслях права, они будут рассмотрены в соот­ветствующих разделах учебника.

Главным орудием борьбы с правонарушителями является юридическая ответственность.

Юридическая ответственность - особая (связанная с пра­вонарушением) субъективная обязанность правонару­шителя претерпеть предусмотренные законодательством неблагоприятные, карающие его последствия совер­шенного им противоправного виновного деяния.


Юридическая ответственность конкретного лица возмож­на только в том случае, если она предусмотрена в законода­тельстве за определенное правонарушение и если этим лицом такое правонарушение действительно совершено. Как особая субъективная обязанность юридическая ответственность зак­лючается в необходимости для правонарушителя претерпеть карающие его меры правового воздействия.

В то же время юридическая ответственность не сводится к наказанию, не тождественна ему.

Наказание - это форма реализации ответственности. Воз­никнув у определенного лица вследствие совершения им пра­вонарушения, юридическая ответственность как субъективная обязанность может по разным причинам оставаться нереализо­ванной, правонарушитель по различным предусмотренным за­коном основаниям может освобождаться от наказания при сохранении за ним юридической ответственности. Правона­рушитель в соответствии с законодательством может освобож­даться и от ответственности, что влечет за собой освобождение и от наказания (гл. 12 Уголовного кодекса Республики Беларусь).

В зависимости от того, какой отраслью права предусмот­рена ответственность, она подразделяется на уголовную, ад­министративную, дисциплинарную, гражданско-правовую, материальную ответственность работников за вред, причи­ненный предприятию, учреждению. Специфика этих видов юридической ответственности определяется отраслевым зако­нодательством.

Последовательная реализация правовых норм с учетом всех требований действующего законодательства создает та­кой режим общественно-политической жизни, который имену­ется законностью.

В современных условиях с учетом требований правового госу­дарства законность определяется как точное и неуклонное осуще­ствление (соблюдение, исполнение, использование) нормативных положений Конституции, соответствующих ей законов, принятых на их основе подзаконных нормативных актов, всеми органами государства, учреждениями, организациями, общественными об­разованиями, должностными лицами и гражданами.


Приведенное определение исходит из требований строгой иерархии нормативных правовых актов, верховенства зако­на, равенства всех перед законом, приоритета права перед государством (верховенства права).

Законность как политико-правовой режим, складываю­щийся в отношениях, регулируемых правом, не является само­целью. Она предполагает достижение необходимой упорядоченности общественных отношений, гарантирующей социальную стабильность. Такую упорядоченность обще­ственных отношений принято называть правовым порядком.

Правопорядок - это такое состояние регулируемых пра­вом общественных отношений, при котором они соответствуют правовым предписаниям вследствие строгого и неукоснитель­ного их осуществления (реализации).

Следовательно, правопорядок является результатом за­конности. По существу, это - реализованная законность, про­являющаяся в системе урегулированных правом отношений. Таким образом, основой правопорядка является право как система нормативных правовых актов, а условием его дости­жения - законность.


Глава 2

СИСТЕМА ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ