Понятие, сущность и социальное назначение права, его система

Право является одним из самых сложных постоянно разви­вающихся общественных явлений. Поэтому каждый истори­ческий этап развития общества приводит к необходимости оценивать новые стороны правовой действительности, форму­лировать новые определения понятия права.


Юриспруденции известно множество правовых теорий, по-разному раскрывающих природу права. Н>рвый импульс поис­ку того, что представляет собой на самом деле право или чем оно должно быть, дает закрепленная в Конституции страны ориентация на построение правового государства.

Концепция правового государства, получив официальное признание, ориентирует на строгое соподчинение норматив­ных правовых актов различной юридической силы, на уста­новление соответствия между правом и законодательством, на недопустимость решения вопросов государственной и обще­ственной жизни, юридических споров вопреки принятым в ус­тановленном порядке и соответствующим Конституции правовым нормам.

Начавшаяся в СССР в 1960-е гг. и продолжающаяся до на­стоящего времени дискуссия о понятии права позволяет при­знать сформировавшимися три концепции в общественной теории права: нормативную, нравственную и социологичес­кую.

» Нормативная концепция права основана на признании того, что право - это нормы (правила поведения), изложенные в официальных государственных актах. Через такие общие, абстрактные и равные для всех правила государство устанав­ливает единые в различных сферах общественных отношений требования, дозволения к разным людям. Эти правила, право­вые нормы, выраженные в специфической (юридической) язы­ковой форме, и составляют в своей совокупности право.

Родоначальником и наиболее видным представителем нор-мативистской школы был австрийский правовед Ганс Кельзен. Он определял право как совокупность норм, осуществляемых в принудительном порядке. Считая свою теорию «чистой теори­ей права», Г. Кельзен отказывался от рассмотрения права в связи с экономикой, политикой, моралью и другими соци­альными явлениями.

Намного более последовательной явилась нормативная трактовка права, даваемая с диалектико-материалистических позиций (в том числе марксистское учение), которая исходит из того, что содержание права обусловлено объективно скла­дывающимися общественными отношениями (экономически­ми, политическими, нравственными и др.)


« Естественно-правовая концепция, или нравственная школа права, зародилась в глубокой древности, но кульмина­ции достигла в эпоху буржуазных революций (XVII-XVIII вв.). Ее виднейшие представители - Г. Греции, Дж. Локк, Ж.Ж. Руссо, Ш. Монтескье. Исходным пунктом этой концеп­ции является наличие у каждого человека неотъемлемых прав и свобод, которыми он наделен природой или Богом с момента рождения. Содержание этих прав не определяется самим госу­дарством, а лишь закрепляется им в законодательных актах. Если какой-либо нормативный акт противоречит естествен­ным правам человека, он не может считаться правовым.

Одним из краеугольных камней возрожденного естественно­го права остается принципиальное различие между правом и за­коном. По мнению представителей этой концепции, истинное право характеризуется гуманистическим и демократическим содержанием, несправедливый закон не есть право. Но такая привлекательная, на первый взгляд, постановка вопроса вле­чет за собой ряд серьезных теоретических и практических про­блем. В частности, кто может определять, справедлив закон или нет, и можно ли не исполнять «несправедливые» законы?

Критикуемые с позиций возрожденного естественного пра­ва такие «слабые» стороны нормативной концепции, как кон­серватизм, определенное отставание от требований социального развития, отнюдь не преодолеваются, поскольку отрицание за действующим законодательством, даже в чем-то не­справедливым и требующим изменений, значения права вело бы к нарушению законности и правопорядка и даже к разруше­нию самой государственности.

В то же время в современных государствах правопримени­тельные органы нередко чувствуют себя чрезмерно скованными правовыми нормативными предписаниями. Стремление освобо­диться от такой скованности под предлогом более обоснован­ного и справедливого решения правовых вопросов привело к появлению и развишю идей «широкого понимания права».

* Эти идеи нашли свое обоснование в социологический концепции права.

Правоведы социологической ориентации подчеркивают недостаточность (односторонность) нормативного подхода к


праву, полагая, что право охватывает не только правовые нормы, но и совокупность фактически сложившихся правоот­ношений.

К родоначальникам социологической юриспруденции от­носятся Р. Иеринг (Германия), Е. Эрлих (Австро-Венгрия), Р. Паунд (США), Л. Дюги (Франция). Ими, несмотря на опре­деленные различия, выдвигается трактовка права как «живо­го», динамичного правопорядка в противоположность нормативной его трактовке как якобы застывшего, лигленно-го реального содержания конгломерата установленных госу­дарством норм. Для всех представителей социологической юриспруденции характерен приоритет реальной правовой дей­ствительности (правосознания, сделок, договоров, судебных и иных решений по конкретным делам) перед правовыми идеями и нормами. А это значит, что ими отвергается не только нор­мативная трактовка права, но и нравственные, естественно-правовые представления о нем.

Сторонники социологической ориентации полагают, что право - это не только и не столько абстрактные правила пове­дения (так называемое «мертвое» право), сколько конкретные юридические решения. По их мнению, судья создает право, когда решает дело. Не государство, а каждый субъект форми­рует свое право. Законодатель же не создает правовые нормы, а лишь обнаруживает и фиксирует их после того, как они сло­жатся на практике в виде правоотношений.

Нетрудно заметить, что социологическая концепция права весьма ущербна, ибо игнорируется такой принцип правового государства, как верховенство закона.

К сторонам рассмотренных правовых концепций, кото­рыми они соприкасаются между собой, относится признание в той или иной степени нормативности права. В связи с этим рассмотрим основные черты (признаки) права, которые долж­ны характеризовать его как особый, политический регулятор общественных отношений и позволить выделить право из со­вокупности всех других неправовых регулятивных средств.

1. Право - это совокупность правил поведения, норм, ус­танавливаемых или санкционируемых государством (компе­тентными государственными органами). Из большого количества разновидностей существующих в обществе соци-


альных норм только правовые исходят от государства. Все остальные складываются либо стихийно (обычаи, традиции, нормы морали), либо создаются различными негосударствен­ными (партийными, общественными) организациями, объеди­нениями и их органами.

2. Право - не простая, а систематизированная совокуп­
ность создаваемых или санкционируемых государством пра­
вил поведения. Эго - не случайный набор не связанных между
собой правовых норм, а построенная на основе научных, ве­
ками формировавшихся принципов, строго выверенная и по­
стоянно совершенствуемая система. В нашей стране она
выступает в виде отраслей и институтов права.

3. Право выражает государственную волю. Каждый от­
дельный нормативный правовой акт выражает волю издавше­
го его государственного органа (парламента, президента,
правительства). При этом содержание государственной воли
не произвольно; оно обусловлено волей властвующих, т.е. по­
литически господствующих групп (классов, слоев общества,
политических партий). На высших ступенях цивилизации, в
социальном государстве это может быть воля большинства
народа, нации, отражающая требования социальной справед­
ливости.

4. Право и составляющие его правовые нормы всегда вы­
ступают в определенной, официально выраженной письменной
форме. Это - установленные в государстве нормативные пра­
вовые акты (законы, декреты, указы, постанов чения и т.п.),
допускаемые законодательством нормативные договоры, сан­
кционированные государством обычаи, признаваемые в неко­
торых странах правовые прецеденты. Такая официальная
письменная форма придает правовым нормам необходимую
определенность (точность формулировок) и подтверждает их
юридическую силу, т.е. их место и значимость в иерархии нор­
мативных правовых актов.

5. Право - это система правил поведения, имеющих обще­
обязательный характер, т.е. подлежащих выполнению всеми
субъектами права. Общеобязательность правовых норм в пол­
ной мере распространяется и на государство, на все его орга­
ны, на всех его должностных лиц, в том числе на издавших
содержащие их нормативные акты.


6. Должная реализация правовых норм обеспечивается го­
сударством. Для этого существуют предусмотренные законода­
тельством средства государственного воздействия:
поощрения, охраны, предупреждения, принуждения, ответ­
ственности и др. Средства государственного воздействия при­
меняются только уполномоченными на то органами и в
соответствии с установленными законом процедурами!

7. Право как системная совокупность правовых норм ха­
рактеризуется динамизмом, изменчивостью, которые обуслов­
лены непрестанным развитием регулируемых правом
общественных отношений. Если каждая в отдельности право­
вая норма отличается статичностью (любое ее изменение озна­
чает появление новой нормы), то системная совокупность норм
так или иначе изменяется, но не обновляется сразу и целиком.
Тем самым право как постоянно обновляющаяся система спо­
собно чутко реагировать на изменения в общественных отно­
шениях и эффективно содействовать социальному прогрессу.
В связи с этим становится очевидной несостоятельность попы­
ток сторонников социологической концепции характеризо­
вать систему правовых норм как «мертвое» право. Таким оно
просто не может быть, поскольку развивается непрестанно.

Отличительные признаки (черты) права позволяют дать его общее определение, в основе которого лежит нормативная трак­товка.

Право - это система общеобязательных правил поведения (норм), установленных или санкционированных компе­тентными государственными органами, а также прини­маемых путем референдума в целях регулирования общественных отношений, выражающих первоначально волю определенных классов, слоев населения, а по мере стирания социальных различий и демократизации общест­ва - большинства народа с учетом интересов меньшинства, реализация которых (норм) обеспечивается государством.

Сущность права, как воплощенная в нем социальная воля, исторически изменчива в силу изменения обусловливаю­щих ее объективных факторов (экономических, политических, социальных). В современных условиях неизменно укрепляется,


приобретая все более широкую социальную базу, закрепляе­мая в праве воля народа, различных его слоев.

С сущностью права не следует смешивать его социальное^ назначение, социальную ценность. Право придает действиям'' людей, государственных органов, учреждений, объединений граждан необходимую организованность и устойчивость. Тем самым право упорядочивает регулируемые им отношения, на­правляет их в определенное русло. В этих целях юридически закрепляются определенные формы собственности, хозяйство­вания, распределения материальных благ, государственного управления экономикой и другими сферами общественной дея­тельности.

Таким образом, социальное назначение, социальная цен­ность права заключается в регулировании общественных отношений, установлении правопорядка, отвечающего инте­ресам общества, государства, граждан.

Право характеризуется системностью, т.е. такой взаимо­связью юридических норм, которая придает праву необходи­мую целостность, единство, внутреннюю согласованность.

Первичным звеном системы права является правовая нор­ма. В соответствии с существованием различных видов одно­родных общественных отношений, регулируемых правом, правовые нормы группируются в более крупные элементы (ча­сти) системы, которые в правовой науке получили название отраслей, подотраслей и институтов права.

Система права - это объективно обусловленная характе­ром общественных отношений внутренняя организация (структура) права, которая выражается в единстве и со­гласованности взаимосвязанных юридических норм, их делении на отрасли, подотрасли и институты.

Под отраслью права принято понимать совокупность вза­имосвязанных, обособленных юридических норм, регулирую­щих обширный круг однородных общественных отношений. Так, например, нормы права, регулирующие имущественные и связанные с ними личные неимущественные отношения, обра­зуют отрасль гражданского права; отношения, возникающие


по поводу пользований землей, - отрасль земельного права; отношения, связанные с браком и семьей, - семейное право и т.д.

Отрасли права состоят из менее крупных групп норм, име­ющих общие черты с другими нормами отрасли, но обладаю­щих по отношению к ним определенной обособленностью. Эти структурные части отрасли права называются правовыми ин­ститутами.

Правовой институт - это входящая в определенную от­расль права обособленная группа взаимосвязанных юридичес­ких норм, регулирующих некоторую разновидность или сторону однородных общественных отношений (например, та­кой институт гражданского права, как аренда, или институт уголовного права - преступления против личной свободы, че­сти и достоинства).

Наряду с институтами права в составе наиболее крупных отраслей права выделяются группы юридических норм, со­ставляющие подотрасли права. Подотрасль права - это круп­ная группа правовых норм, состоящая из ряда институтов в составе отрасли права, регулирующая близкие отношения оп­ределенного вида и тяготеющая к выделению в самостоятель­ную отрасль (например, такие подотрасли гражданского права, как международное частное право, наследственное, право).

Первичным, исходным элементом системы права является юридическая норма. Она содержит в себе признаки, характе­ризующие право в целом, но в то же время представляет собой относительно самостоятельное правовое явление, обладающее чертами, которые не присущи праву целиком.

К основным признакам норм права относятся:

* их неразрывная связь с государством. Правовая норма исходит от государства или санкционируется им и выступает в виде властного предписания;

« реализация правовых норм гарантируется государ­ством. Все государственные органы обеспечивают исполнение правовых норм, а некоторые из них (судебные, прокурорские, органы внутренних дел) в необходимых случаях применяют к лицам, нарушающим правовые требования, меры принуди­тельного воздействия;


» общий и общеобязательный характер. Правовые нормы распространяют свое действие на персонально неопределен­ный круг лиц, обладающих общими признаками, на всех учас­тников отношений определенного вида;

« рассчитаны не на конкретные единичные случаи, а на неограниченное количество случаев одного рода, т.е. на мно­гократное применение;

* регулируют определенную, весьма узкую разновидность общественных отношений (сроки исковой давности, меры от­ветственности за определенные правонарушения и т.п.);

» характеризуются формальной определенностью. Каж­дая правовая норма выступает в виде четко сформулирован­ного положения, определяющего в каждом конкретном случае либо круг субъектов, их права и обязанности, либо меры юри­дической ответственности, либо точную формулировку того или иного понятия и т.п.

Норма права - это установленное или санкционированное государством правило поведения, регулирующее опреде­ленную разновидность общественных отношений, реали­зация которого обеспечивается компетентными государ­ственными органами.