Понятие, социальное назначение и форма государства. Правовое государство

Государство как явление социальное является продуктом общественного развития. С развитием общества не только по­является и преобразуется государство, но и изменяются его


цели и задачи, функции и структура. В соответствии с этим из­меняются и представления о государстве, о его роли и предназ­начении. В связи с этим нередко высказывается мнение о том, что невозможно дать общее, всеобъемлющее определение го­сударства, которое бы отражало все его признаки и свойства, характерные для всех исторических периодов его развития. Но с таким мнением согласиться трудно, поскольку, во-пер­вых, любое государство обладает набором таких универ­сальных признаков, которые проявляются на всех этапах его развития, и, во-вторых, в определении может быть отражена динамика этих признаков, в частности — сущности госу­дарства.

Не случайно большинство определений государства, даваемых государствоведами во второй половине XIX - на­чале XX в., включало в себя три основных элемента - народ, публичную власть (государственные органы) и территорию.

Во второй половине XX в. обозначился социологический подход к определению государства. Рядом ученых государство стало рассматриваться как объединение членов различных социальных слоев, групп, основанное на общечеловеческих принципах справедливости, обеспечиваемых верховной властью, осуществлении «общих дел».

Марксистская трактовка государства отличалась классо­вым подходом к определению государства. Исходя из того, что распад кровнородственных (родовых) связей и формиро­вание моногамной семьи, общественные разделения труда и появление частной собственности вели к появлению классов, Ф. Энгельс считал неизбежной борьбу между ними, в ходе ко­торой классовый антагонизм порождает государственное вме­шательство в виде диктатуры господствующего класса. Выполнение государством функций «общих дел» всегда при­знавалось марксизмом, но ему отводилась второстепенная роль, а первостепенное значение придавалось насильственной стороне государственной власти.

В современных цивилизованных гражданских обществах неуклонно возрастает социальная составляющая государ­ственной деятельности и одновременно сокращается, посте­пенно исчезает доля ее классового содержания.


Государство, следовательно, - это политико-территориаль­ная, суверенная организация управления обществом, со­стоящая из особого аппарата, обеспечивающего посредством правовых предписаний первоначально инте­ресы господствующих классов, а по мере сглаживания классовых противоречий осуществляющего на правовой основе все более широкие общесоциальные функции.

Из приведенного определения видно, что сущность госу­дарства, рассматриваемая как выражение и обеспечение им определенных социальных интересов, по мере исторического развития общества меняется.

Из сущности государства вытекает и его социальное на­значение. Если в классово антагонистическом обществе соци­альное назначение государства заключалось в создании и обеспечении правопорядка, служащего интересам господству­ющего класса, то в современном гражданском обществе, пре­одолевшем классовые противоречия, социальное назначение государства проявляется в обеспечении посредством права объективно возможных благ для всех слоев общества, всех его членов - с учетом их социального положения и личных воз­можностей.

Поэтому современное демократическое государство может характеризоваться как орудие и средство обеспечения социально­го компромисса и достижения всеобщего благосостояния.

Сущность и социальное назначение государства проявля­ются в его функциях, в его многогранной деятельности. В науч­ной и учебной литературе под функциями государства принято понимать основные направления деятельности государства по осуществлению важнейших задач, стоящих перед ним на опре­деленных исторических этапах развития общества.

Точнее было бы говорить не о направлениях, а об основных видах деятельности, поскольку всякая функция - это деятель­ность, а не ее направление. К тому же функции государства в отличие от функций многочисленных его органов, предназна­ченных для специальных видов деятельности, охватывают дея­тельность всего государственного аппарата, каждого его органа. Отдельные государственные,дрганы_могут.яграть ли-


дирующую роль в осуществлении той или'иной функции госу­дарства. Однако все функции конкретных государственных органов подчинены функциям i осударства и не могут им про­тиворечить.

Возникновение и изменение функций государства зависит от содержания задач, которые встают перед обществом в ходе его развития. На различных исторических этапах'приоритетны-ми становя i ся особые задачи, а следовательно, появляются со­ответствующие функции. Выполнение основных задач ведет к исчезновению функций по их реализации.

В науке общей теории государства и права функции госу­дарства принято классифицировать на внутренние и внешние, постоянные и временные.

К внутренним функциям современного государства, в том

числе белорусского, относятся:

а) экономическая функция, которая выражается в выработке
и координации государством основных направлений развития
экономики страны в наиболее оптимальном режиме. При этом
очень важным и сложным является вопрос о пределах вмешатель­
ства государства в хозяйственные отношения, связанные с предпри­
нимательской деятельностью^ Речь идет о таких рычагах, как
налогообложение, кредитованиеуфинансовое стимулирование и др.;

б) социальная функция, содержанием которой является
обеспечение социальной защищенности каждого члена обще­
ства вне зависимости от ei о способности непосредственно уча­
ствовать в производстве материальных и духовных благ;

в) идеологическая функция, которая заключается в деятель­
ности государства по научной разработке, разъяснению и под­
держке определенной гуманистической идеологии, в том числе
патриотической, политической, нравственной, религиозной,
культурной, обеспечивающей соответствующую направлен­
ность образования, воспитания, деятельности государствен­
ных средств' массовой информации;

г) функция охраны конституционного строя, прав и сво­
бод граждан, обеспечения законности и правопорядка,
содер­
жанием которой, является реализация принципов правового
государства - верховенства закона, равенства всех перед за-


коном, разделения властей, строгого соблюдения основных прав и свобод человека, неотвратимости наказания за правона­рушение и др.;

д) экологическая функция, предполагающая установление и
обеспечение рационального режима природопользования, гаран­
тирование нормальной для человека среды обитания, своевре­
менной и максимальной защиты от экологических катастроф;

е) социально-культурная функция, состоящая во всесторон­
нем обеспечении развития национальной культуры - народного
образования, науки, литературы, других видов искусства,
средств массовой информации.

К внешним функциям государства относятся:

а) обеспечение обороноспособности страны, которое пред­
полагает поддержание достаточного уровня военной защиты
общества, гарантирующего национальную безопасность, госу­
дарственный суверенитет и территориальную целостность;

б) взаимовыгодное сотрудничество с другими государ­
ствами,
включающее установление и развитие экономических,
политических, культурных и иных отношений, гармонично со­
четающих интересы государства с интересами других стран.
Для Республики Беларусь особенно важным является расшире­
ние иностранных инвестиций, интеграция в международные сооб­
щества, обмен опытом, приобретенным в различных сферах
государственного, хозяйственного и культурного строительства;

в) участие в обеспечении мира и коллективной безопаснос­
ти стран мирового сообщества,
основанное на международно-
правовых актах и предполагающее всесторонний учет интересов
и национальных особенностей народов и межгосударственных
объединений.

По продолжительности действия функции государства подразделяются на:

постоянные (осуществляются на всех этапах развития го­сударства);

» временные (заключаются в решении определенных за­дач, имеющих, как правило, чрезвычайный, ограниченный во времени характер).


У государства, как и у любого другого общественного яв­ления, наряду с его сущностью и социальным назначением, ре­ализуемым в его деятельности, в его функциях, должна быть и особая форма. Вне формы содержание не может быть реализова­но надлежащим образом.

Под формой государства понимается организация (структу­ра) государственной власти, обусловленная его сущнос­тью и социальным назначением.

Форма государства - сложное явление, которое складывается в зависимости от исторических, экономических и национальных условий, уровня развития демократии, политической и правовой культуры общества. В связи с этим формы различных государств отличаются друг от друга. Тем не менее в настоящее время в форме любого государства принято различать три основных элемента форму правления, форму государственного устрой­ства и политический (политико-правовой) режим.

Форма правления представляет собой структуру высших ор­ганов государственной власти, порядок их образования и взаимодействия между собой и с населением.

Формы правления различаются в зависимости от того, осу­ществляется ли государственная власть одним лицом, ее на­следующим, или же она принадлежит избираемым на определенное время органам В первом случае имеет место мо­нархическая форма правления, во втором - республиканская.

Монархия характеризуется такими политико-правовыми свойствами, как пожизненное пользование властью главой го­сударства, занятие трона по наследству или по праву родства; представительство государства монархом по своему усмотре­нию, юридическая безответственность монарха.

Когда власть монарха (царя, короля, императора, шаха) ничем не ограничена, такая форма правления называетсадбсси-лютной монархией Если же монарх не обладает всей полнотой власти, то форма правления определяется как ограниченная^ монархия. В свою очередь, ограниченная монархия подразде­ляется на дуалистическую и парламентарную


Дуалистическая монархия предполагает разделение госу­дарственной власти между монархом и парламентом, исполни­тельная власть принадлежит монарху, а законодательная -парламенту. Однако во многих случаях парламент находится в зависимости от монарха, который обладает правом вето в отношении принимаемых парламентом законов, правом рос­пуска парламента, а также вправе издавать нормативные акты, имеющие большую нормативную силу, чем законы.

Парламентарная (конституционная) монархия отличает­ся тем, что правовой стал ус монарха фактически ограничен во всех сферах осуществления государственной власти. Законода­тельная власть полностью принадлежит парламенту, исполни­тельная - правительству, которое несет ответственность за свою деятельность перед парламентом. Судебная власть осу­ществляется независимыми судами. Парламентарная монархия в современных условиях является фактически формальной, симво­лической властью монарха, который «царствует, но не правит».

Республика - это форма правления, при которой верховная государственная власть осуществляется выборными органа­ми, избираемыми, как правило, непосредственно населением на определенный срок.

Характерные признаки республиканской формы правления: » осуществление государственной власти не по собственно­му (личному) бесконтрольному праву, а по поручению народа;

• разделение властей на законодательную, исполнитель­ную и судебную,

« несение юридической ответственности главой государ­ства, членами избранных коллегиальных органов (депутата­ми) в случаях и в порядке, предусмотренных законом;

« взаимная ответственность государства (всех его орга­нов) и граждан.

Современные республики подразделяются на два основ­ных вида парламентарные и президентские.

Парламентарная республика характеризуется верховен­ством парламента в организации и деятельности государ--ственной власти. Правительство в такой республике форми-


руется парламентским путем из числа членов тех партий, ко­торые имеют большинство голосов в парламенте. Правитель­ство, его члены несут ответственность за свою деятельность перед парламентом. Правительство осуществляет свои полно­мочия до тех пор, пока пользуется доверием парламентского большинства. В противном случае оно либо уходит в отстав­ку, либо через главу государства добивается роспуска парла­мента и назначения досрочных парламентских выборов. Глав­ными функциями парламента являются законодательная деятельность, контроль за исполнительной властью, принятие государственного бюджета и контроль за его исполнением, определение основных направлений социально-экономическо­го развития страны, решение важнейших вопросов внешней политики.

Глава государства в парламентарной республике (прези­дент) избирается парламентом либо специально образуемой парламентской коллегией, в которую включаются некоторые другие должностные лица. Президент имеет право роспуска парламента, обнародует законы, издает указы, соответствую­щие законам, назначает главу правительства, является глав­нокомандующим вооруженными силами и обладает рядом других полномочий. Однако на практике президент в парла­ментарной республике не оказывает существенного влияния на осуществление государственной власти.

Президентская республика характеризуется следующими основными чертами:

- внепарламентский метод избрания главы государства
(прямые или косвенные выборы президента);

- президент сосредоточивает в своих руках полномочия
главы государства и главы правительства, правительство
формируется президентом (зачастую с согласия парламента);

- ответственность правительства перед президентом;

- президент является верховным главнокомандующим;

- парламент в случае грубого нарушения президентом кон­
ституции, злоупотребления им властью, совершения преступ­
ления вправе возбудить против него процесс отстранения от
власти (так называемый импичмент);


- президент не обладает правом роспуска парламента. В президентской республике принцип разделения властей реа­лизуется более последовательно, чем в парламентарной.

Кроме парламентарных и президентских республик суще­ствуют и так называемые смешанные (полупрезидентские) республики. Они отличаются своеобразным сочетанием основ­ных черт обоих типов республиканской формы правления, а также новых, не известных ни одному из рассмотренных клас­сических типов республик, черт. Одним из признаков, прису­щих исключительно республикам смешанного типа правления, является, в частности, возможность роспуска парламента или одной из его палат по инициативе президента в случае конф­ликта между правительством и парламентом. К таким смешан­ным типам республиканской формы правления относят и Республику Беларусь.

В последнее время выделяют еще и суперпрезидентские республики, которые характеризуются концентрацией в руках президента полномочий различных ветвей власти.

Под формой государственного устройства понимают нацио­нально-территориальное или административно-территори­альное деление государства и обусловленные им взаимо­отношения между общегосударственными органами и органами власти частей, из которых состоит государство.

В общей теории государства и права выделяют три основ­ные формы государственного устройства: унитарное госу­дарство, федерацию и конфедерацию.

Унитарное (простое) государство - единое, цельное го­сударственное образование, состоящее из административно-территориальных единиц, которые полностью подчиняются центральным органам власти и, следовательно, государствен­ным суверенитетом не обладают.

В унитарных государствах существует единая система выс­ших органов власти - законодательных, исполнительных, су­дебных; имеется одна конституция, применяется единая система законодательства; существует одно гражданство; имеются еди­ные вооруженные силы; функционируют единая денежная, на­логовая и кредитная системы. В таких государствах могут


присутствовать элементы национальной автономии, что, одна­ко, не меняет их унитарного характера.

К сложным формам государственного устройства относят­ся федерация и конфедерация.

Федерация - это союзное государство, субъекты которого обладают самоограниченным государственным суверенитетом.

В различных странах федеративное государственное уст­ройство имеет свои уникальные особенности, которые обуслов­ливаются историческими условиями образования конкретной федерации (политическими, национальными, религиозными, культурными, географическими и др.).

Тем не менее существуют характерные юридические при­знаки для большинства федераций. Так, в федеративном госу­дарстве его территория состоит из территорий входящих в него субъектов. В таком государстве существуют как общефе­деральные органы власти, так и высшие государственные органы субъектов федерации (республик, штатов, земель, кан­тонов); действует как федеральное законодательство, так и законодательство субъектов федерации, которое должно соот­ветствовать федеральному; граждане субъектов федерации являются одновременно гражданами всей страны.

Для федерации характерно единство денежной, финансово-кредитной и налоговой систем, наличие единых федеральных вооруженных сил, хотя субъекты федерации в ряде случаев мо­гут иметь собственные внутренние войсковые формирования.

Определенная самостоятельность субъектов федерации оп­ределяется, как правило, либо на основе специального норма­тивного акта (нормативного договора), либо конституции союзного государства и конституций его субъектов.

Конфедерация в отличие от федерации представляет собой не союзное государство, а союз государств.

Государства, образующие конфедерацию, полностью со­храняют самостоятельность, имеют собственные высшие госу­дарственные органы. Конфедерации создаются в целях решения определенных межгосударственных задач (полити­ческих, экономических, военных). Для координации совмест­ных действий члены конфедерации создают общие специальные


органы (советы, комитеты), которые функционируют в четко определенных пределах.

Как показывает исторический опыт, конфедерации носят временный характер. Они либо преобразуются в федерации (США, Германия, Швейцария), либо распадаются (Австро-Венгрия, Речь Посполитая и др.). Признаки конфедерации имеются у Содружества Независимых Государств (СНГ).

В качестве третьего элемента формы государства боль­шинством государствоведов рассматривается политико-правовой резким, под которым понимается совокупность методов и средств осуществления государственной власти.

Политико-правовые режимы весьма разнообразны. Исто­рии известны деспотические, абсолютистские режимы, режимы рабовладельческой и феодальной демократии, военно-поли­цейские, фашистские, авторитарные, либерально-демократи­ческие и др. Все многообразие политико-правовых режимов принято сводить к двум основным разновидностям - демокра­тическим и недемократическим.

К демократическим политико-правовым режимам можно отнести режимы античной демократии, феодальной демокра­тии, либеральной демократии, плюралистической демократии.

Современный демократический политико-правовой режим характеризуется следующими чертами:

* он возможен только в правовом государстве, связанном
правом, обеспечивающим верховенство закона;

» гарантирует плюрализм в общественно-политической жиз­ни, проявляющийся в свободной деятельности различных полити­ческих партий, других общественных • организаций и объединений, действующих в рамках закона и представляю­щих интересы различных социальных групп и слоев граждан­ского общества;

« обеспечивает права человека и гражданина, защиту личности от произвола и беззакония независимым и бесприст­растным судом;

* предоставляет свободу личности в выборе сферы обще­
ственной деятельности, в том числе экономической, гаранти­
рует равную защиту и равные условия для развития всех форм
собственности;


« создает эффективные механизмы прямого участия насе­ления в осуществлении государственной власти (референду­мы, выборы и др.);

« при демократическом режиме в равной мере учитывают­ся интересы как большинства, так и меньшинства населения.

Юридические гарантии демократического режима закреп­лены в Конституции Республики Беларусь и текущем законо­дательстве страны.

К недемократическим режимам различного политическо­го содержания относят деспотический, тоталитарный (в том числе фашистский, военно-диктаторский, фундаменталистско-религиозный), авторитарный режимы.

Современные недемократические режимы характеризуют­ся наличием в различной степени таких черт, как господство одной официальной идеологии, одной политической партии или организации (движения), одной или некоторых форм соб­ственности, ограничение личных и политических прав граж­дан, отсутствие условий для роста благосостояния населения, злоупотребление карательными мерами воздействия на инако­мыслящих, милитаризация общественной жизни, утверждение примата государства, его органов над правом, влекущее засобой чиновничий произвол, нарушение законности и право­порядка. Недемократические режимы противоречат принци­пам правового государства.

Современное понимание правового государства скла­дывалось тысячелетиями в результате объективного развития общества и правовой науки. В ходе общественного прогресса оно наполнялось новым содержанием, соответствующим конкретным политико-правовым условиям современного об­щества.

Правовое государство - этогосударство, осуществляющее управление делами гражданского общества посредством издания законов, закрепляющих и гарантирующих неотъемлемые права и свободы человека, которые выра­жают интересы всех слоев (социальных групп) населе­ния, и самоподчиняющееся праву («связанное правом»).


Выделим основные черты правового государства:

• единственным источником государственной власти яв­
ляется народ, его суверенная воля;

• четкое разделение государственной власти на законода­
тельную, исполнительную и судебную при условии, что эти
ветви власти уравновешивают и сдерживают друг друга в
рамках закона;

» демократизм законотворчества, обеспечивающий зак­репление в праве воли большинства народа с учетом интере­сов меньшинства;

« верховенство права над государством, т.е. подчинение государства, всех его органов праву («связанность государ­ства правом»);

• верховенство закона в национальной правовой системе,
строгая субординация нормативных актов по юридической силе;

« правовое закрепление и обеспечение неотъемлемых прав и свобод человека;

» взаимная ответственность государства и личности в об­ласти осуществления прав, свобод и обязанностей человека и гражданина;

• наличие эффективных организационно-правовых средств
контроля и надзора за осуществлением конституционной за­
конности и обеспечением правопорядка;

• установление и реализация юридической ответственно­
сти за совершение правонарушений с обеспечением принципа
равенства всех перед законом.