Понятие, социальное назначение и форма государства. Правовое государство
Государство как явление социальное является продуктом общественного развития. С развитием общества не только появляется и преобразуется государство, но и изменяются его
цели и задачи, функции и структура. В соответствии с этим изменяются и представления о государстве, о его роли и предназначении. В связи с этим нередко высказывается мнение о том, что невозможно дать общее, всеобъемлющее определение государства, которое бы отражало все его признаки и свойства, характерные для всех исторических периодов его развития. Но с таким мнением согласиться трудно, поскольку, во-первых, любое государство обладает набором таких универсальных признаков, которые проявляются на всех этапах его развития, и, во-вторых, в определении может быть отражена динамика этих признаков, в частности — сущности государства.
Не случайно большинство определений государства, даваемых государствоведами во второй половине XIX - начале XX в., включало в себя три основных элемента - народ, публичную власть (государственные органы) и территорию.
Во второй половине XX в. обозначился социологический подход к определению государства. Рядом ученых государство стало рассматриваться как объединение членов различных социальных слоев, групп, основанное на общечеловеческих принципах справедливости, обеспечиваемых верховной властью, осуществлении «общих дел».
Марксистская трактовка государства отличалась классовым подходом к определению государства. Исходя из того, что распад кровнородственных (родовых) связей и формирование моногамной семьи, общественные разделения труда и появление частной собственности вели к появлению классов, Ф. Энгельс считал неизбежной борьбу между ними, в ходе которой классовый антагонизм порождает государственное вмешательство в виде диктатуры господствующего класса. Выполнение государством функций «общих дел» всегда признавалось марксизмом, но ему отводилась второстепенная роль, а первостепенное значение придавалось насильственной стороне государственной власти.
В современных цивилизованных гражданских обществах неуклонно возрастает социальная составляющая государственной деятельности и одновременно сокращается, постепенно исчезает доля ее классового содержания.
Государство, следовательно, - это политико-территориальная, суверенная организация управления обществом, состоящая из особого аппарата, обеспечивающего посредством правовых предписаний первоначально интересы господствующих классов, а по мере сглаживания классовых противоречий осуществляющего на правовой основе все более широкие общесоциальные функции.
Из приведенного определения видно, что сущность государства, рассматриваемая как выражение и обеспечение им определенных социальных интересов, по мере исторического развития общества меняется.
Из сущности государства вытекает и его социальное назначение. Если в классово антагонистическом обществе социальное назначение государства заключалось в создании и обеспечении правопорядка, служащего интересам господствующего класса, то в современном гражданском обществе, преодолевшем классовые противоречия, социальное назначение государства проявляется в обеспечении посредством права объективно возможных благ для всех слоев общества, всех его членов - с учетом их социального положения и личных возможностей.
Поэтому современное демократическое государство может характеризоваться как орудие и средство обеспечения социального компромисса и достижения всеобщего благосостояния.
Сущность и социальное назначение государства проявляются в его функциях, в его многогранной деятельности. В научной и учебной литературе под функциями государства принято понимать основные направления деятельности государства по осуществлению важнейших задач, стоящих перед ним на определенных исторических этапах развития общества.
Точнее было бы говорить не о направлениях, а об основных видах деятельности, поскольку всякая функция - это деятельность, а не ее направление. К тому же функции государства в отличие от функций многочисленных его органов, предназначенных для специальных видов деятельности, охватывают деятельность всего государственного аппарата, каждого его органа. Отдельные государственные,дрганы_могут.яграть ли-
дирующую роль в осуществлении той или'иной функции государства. Однако все функции конкретных государственных органов подчинены функциям i осударства и не могут им противоречить.
Возникновение и изменение функций государства зависит от содержания задач, которые встают перед обществом в ходе его развития. На различных исторических этапах'приоритетны-ми становя i ся особые задачи, а следовательно, появляются соответствующие функции. Выполнение основных задач ведет к исчезновению функций по их реализации.
В науке общей теории государства и права функции государства принято классифицировать на внутренние и внешние, постоянные и временные.
К внутренним функциям современного государства, в том
числе белорусского, относятся:
а) экономическая функция, которая выражается в выработке
и координации государством основных направлений развития
экономики страны в наиболее оптимальном режиме. При этом
очень важным и сложным является вопрос о пределах вмешатель
ства государства в хозяйственные отношения, связанные с предпри
нимательской деятельностью^ Речь идет о таких рычагах, как
налогообложение, кредитованиеуфинансовое стимулирование и др.;
б) социальная функция, содержанием которой является
обеспечение социальной защищенности каждого члена обще
ства вне зависимости от ei о способности непосредственно уча
ствовать в производстве материальных и духовных благ;
в) идеологическая функция, которая заключается в деятель
ности государства по научной разработке, разъяснению и под
держке определенной гуманистической идеологии, в том числе
патриотической, политической, нравственной, религиозной,
культурной, обеспечивающей соответствующую направлен
ность образования, воспитания, деятельности государствен
ных средств' массовой информации;
г) функция охраны конституционного строя, прав и сво
бод граждан, обеспечения законности и правопорядка, содер
жанием которой, является реализация принципов правового
государства - верховенства закона, равенства всех перед за-
коном, разделения властей, строгого соблюдения основных прав и свобод человека, неотвратимости наказания за правонарушение и др.;
д) экологическая функция, предполагающая установление и
обеспечение рационального режима природопользования, гаран
тирование нормальной для человека среды обитания, своевре
менной и максимальной защиты от экологических катастроф;
е) социально-культурная функция, состоящая во всесторон
нем обеспечении развития национальной культуры - народного
образования, науки, литературы, других видов искусства,
средств массовой информации.
К внешним функциям государства относятся:
а) обеспечение обороноспособности страны, которое пред
полагает поддержание достаточного уровня военной защиты
общества, гарантирующего национальную безопасность, госу
дарственный суверенитет и территориальную целостность;
б) взаимовыгодное сотрудничество с другими государ
ствами, включающее установление и развитие экономических,
политических, культурных и иных отношений, гармонично со
четающих интересы государства с интересами других стран.
Для Республики Беларусь особенно важным является расшире
ние иностранных инвестиций, интеграция в международные сооб
щества, обмен опытом, приобретенным в различных сферах
государственного, хозяйственного и культурного строительства;
в) участие в обеспечении мира и коллективной безопаснос
ти стран мирового сообщества, основанное на международно-
правовых актах и предполагающее всесторонний учет интересов
и национальных особенностей народов и межгосударственных
объединений.
По продолжительности действия функции государства подразделяются на:
• постоянные (осуществляются на всех этапах развития государства);
» временные (заключаются в решении определенных задач, имеющих, как правило, чрезвычайный, ограниченный во времени характер).
У государства, как и у любого другого общественного явления, наряду с его сущностью и социальным назначением, реализуемым в его деятельности, в его функциях, должна быть и особая форма. Вне формы содержание не может быть реализовано надлежащим образом.
Под формой государства понимается организация (структура) государственной власти, обусловленная его сущностью и социальным назначением.
Форма государства - сложное явление, которое складывается в зависимости от исторических, экономических и национальных условий, уровня развития демократии, политической и правовой культуры общества. В связи с этим формы различных государств отличаются друг от друга. Тем не менее в настоящее время в форме любого государства принято различать три основных элемента форму правления, форму государственного устройства и политический (политико-правовой) режим.
Форма правления представляет собой структуру высших органов государственной власти, порядок их образования и взаимодействия между собой и с населением.
Формы правления различаются в зависимости от того, осуществляется ли государственная власть одним лицом, ее наследующим, или же она принадлежит избираемым на определенное время органам В первом случае имеет место монархическая форма правления, во втором - республиканская.
Монархия характеризуется такими политико-правовыми свойствами, как пожизненное пользование властью главой государства, занятие трона по наследству или по праву родства; представительство государства монархом по своему усмотрению, юридическая безответственность монарха.
Когда власть монарха (царя, короля, императора, шаха) ничем не ограничена, такая форма правления называетсадбсси-лютной монархией Если же монарх не обладает всей полнотой власти, то форма правления определяется как ограниченная^ монархия. В свою очередь, ограниченная монархия подразделяется на дуалистическую и парламентарную
Дуалистическая монархия предполагает разделение государственной власти между монархом и парламентом, исполнительная власть принадлежит монарху, а законодательная -парламенту. Однако во многих случаях парламент находится в зависимости от монарха, который обладает правом вето в отношении принимаемых парламентом законов, правом роспуска парламента, а также вправе издавать нормативные акты, имеющие большую нормативную силу, чем законы.
Парламентарная (конституционная) монархия отличается тем, что правовой стал ус монарха фактически ограничен во всех сферах осуществления государственной власти. Законодательная власть полностью принадлежит парламенту, исполнительная - правительству, которое несет ответственность за свою деятельность перед парламентом. Судебная власть осуществляется независимыми судами. Парламентарная монархия в современных условиях является фактически формальной, символической властью монарха, который «царствует, но не правит».
Республика - это форма правления, при которой верховная государственная власть осуществляется выборными органами, избираемыми, как правило, непосредственно населением на определенный срок.
Характерные признаки республиканской формы правления: » осуществление государственной власти не по собственному (личному) бесконтрольному праву, а по поручению народа;
• разделение властей на законодательную, исполнительную и судебную,
« несение юридической ответственности главой государства, членами избранных коллегиальных органов (депутатами) в случаях и в порядке, предусмотренных законом;
« взаимная ответственность государства (всех его органов) и граждан.
Современные республики подразделяются на два основных вида парламентарные и президентские.
Парламентарная республика характеризуется верховенством парламента в организации и деятельности государ--ственной власти. Правительство в такой республике форми-
руется парламентским путем из числа членов тех партий, которые имеют большинство голосов в парламенте. Правительство, его члены несут ответственность за свою деятельность перед парламентом. Правительство осуществляет свои полномочия до тех пор, пока пользуется доверием парламентского большинства. В противном случае оно либо уходит в отставку, либо через главу государства добивается роспуска парламента и назначения досрочных парламентских выборов. Главными функциями парламента являются законодательная деятельность, контроль за исполнительной властью, принятие государственного бюджета и контроль за его исполнением, определение основных направлений социально-экономического развития страны, решение важнейших вопросов внешней политики.
Глава государства в парламентарной республике (президент) избирается парламентом либо специально образуемой парламентской коллегией, в которую включаются некоторые другие должностные лица. Президент имеет право роспуска парламента, обнародует законы, издает указы, соответствующие законам, назначает главу правительства, является главнокомандующим вооруженными силами и обладает рядом других полномочий. Однако на практике президент в парламентарной республике не оказывает существенного влияния на осуществление государственной власти.
Президентская республика характеризуется следующими основными чертами:
- внепарламентский метод избрания главы государства
(прямые или косвенные выборы президента);
- президент сосредоточивает в своих руках полномочия
главы государства и главы правительства, правительство
формируется президентом (зачастую с согласия парламента);
- ответственность правительства перед президентом;
- президент является верховным главнокомандующим;
- парламент в случае грубого нарушения президентом кон
ституции, злоупотребления им властью, совершения преступ
ления вправе возбудить против него процесс отстранения от
власти (так называемый импичмент);
- президент не обладает правом роспуска парламента. В президентской республике принцип разделения властей реализуется более последовательно, чем в парламентарной.
Кроме парламентарных и президентских республик существуют и так называемые смешанные (полупрезидентские) республики. Они отличаются своеобразным сочетанием основных черт обоих типов республиканской формы правления, а также новых, не известных ни одному из рассмотренных классических типов республик, черт. Одним из признаков, присущих исключительно республикам смешанного типа правления, является, в частности, возможность роспуска парламента или одной из его палат по инициативе президента в случае конфликта между правительством и парламентом. К таким смешанным типам республиканской формы правления относят и Республику Беларусь.
В последнее время выделяют еще и суперпрезидентские республики, которые характеризуются концентрацией в руках президента полномочий различных ветвей власти.
Под формой государственного устройства понимают национально-территориальное или административно-территориальное деление государства и обусловленные им взаимоотношения между общегосударственными органами и органами власти частей, из которых состоит государство.
В общей теории государства и права выделяют три основные формы государственного устройства: унитарное государство, федерацию и конфедерацию.
Унитарное (простое) государство - единое, цельное государственное образование, состоящее из административно-территориальных единиц, которые полностью подчиняются центральным органам власти и, следовательно, государственным суверенитетом не обладают.
В унитарных государствах существует единая система высших органов власти - законодательных, исполнительных, судебных; имеется одна конституция, применяется единая система законодательства; существует одно гражданство; имеются единые вооруженные силы; функционируют единая денежная, налоговая и кредитная системы. В таких государствах могут
присутствовать элементы национальной автономии, что, однако, не меняет их унитарного характера.
К сложным формам государственного устройства относятся федерация и конфедерация.
Федерация - это союзное государство, субъекты которого обладают самоограниченным государственным суверенитетом.
В различных странах федеративное государственное устройство имеет свои уникальные особенности, которые обусловливаются историческими условиями образования конкретной федерации (политическими, национальными, религиозными, культурными, географическими и др.).
Тем не менее существуют характерные юридические признаки для большинства федераций. Так, в федеративном государстве его территория состоит из территорий входящих в него субъектов. В таком государстве существуют как общефедеральные органы власти, так и высшие государственные органы субъектов федерации (республик, штатов, земель, кантонов); действует как федеральное законодательство, так и законодательство субъектов федерации, которое должно соответствовать федеральному; граждане субъектов федерации являются одновременно гражданами всей страны.
Для федерации характерно единство денежной, финансово-кредитной и налоговой систем, наличие единых федеральных вооруженных сил, хотя субъекты федерации в ряде случаев могут иметь собственные внутренние войсковые формирования.
Определенная самостоятельность субъектов федерации определяется, как правило, либо на основе специального нормативного акта (нормативного договора), либо конституции союзного государства и конституций его субъектов.
Конфедерация в отличие от федерации представляет собой не союзное государство, а союз государств.
Государства, образующие конфедерацию, полностью сохраняют самостоятельность, имеют собственные высшие государственные органы. Конфедерации создаются в целях решения определенных межгосударственных задач (политических, экономических, военных). Для координации совместных действий члены конфедерации создают общие специальные
органы (советы, комитеты), которые функционируют в четко определенных пределах.
Как показывает исторический опыт, конфедерации носят временный характер. Они либо преобразуются в федерации (США, Германия, Швейцария), либо распадаются (Австро-Венгрия, Речь Посполитая и др.). Признаки конфедерации имеются у Содружества Независимых Государств (СНГ).
В качестве третьего элемента формы государства большинством государствоведов рассматривается политико-правовой резким, под которым понимается совокупность методов и средств осуществления государственной власти.
Политико-правовые режимы весьма разнообразны. Истории известны деспотические, абсолютистские режимы, режимы рабовладельческой и феодальной демократии, военно-полицейские, фашистские, авторитарные, либерально-демократические и др. Все многообразие политико-правовых режимов принято сводить к двум основным разновидностям - демократическим и недемократическим.
К демократическим политико-правовым режимам можно отнести режимы античной демократии, феодальной демократии, либеральной демократии, плюралистической демократии.
Современный демократический политико-правовой режим характеризуется следующими чертами:
* он возможен только в правовом государстве, связанном
правом, обеспечивающим верховенство закона;
» гарантирует плюрализм в общественно-политической жизни, проявляющийся в свободной деятельности различных политических партий, других общественных • организаций и объединений, действующих в рамках закона и представляющих интересы различных социальных групп и слоев гражданского общества;
« обеспечивает права человека и гражданина, защиту личности от произвола и беззакония независимым и беспристрастным судом;
* предоставляет свободу личности в выборе сферы обще
ственной деятельности, в том числе экономической, гаранти
рует равную защиту и равные условия для развития всех форм
собственности;
« создает эффективные механизмы прямого участия населения в осуществлении государственной власти (референдумы, выборы и др.);
« при демократическом режиме в равной мере учитываются интересы как большинства, так и меньшинства населения.
Юридические гарантии демократического режима закреплены в Конституции Республики Беларусь и текущем законодательстве страны.
К недемократическим режимам различного политического содержания относят деспотический, тоталитарный (в том числе фашистский, военно-диктаторский, фундаменталистско-религиозный), авторитарный режимы.
Современные недемократические режимы характеризуются наличием в различной степени таких черт, как господство одной официальной идеологии, одной политической партии или организации (движения), одной или некоторых форм собственности, ограничение личных и политических прав граждан, отсутствие условий для роста благосостояния населения, злоупотребление карательными мерами воздействия на инакомыслящих, милитаризация общественной жизни, утверждение примата государства, его органов над правом, влекущее засобой чиновничий произвол, нарушение законности и правопорядка. Недемократические режимы противоречат принципам правового государства.
Современное понимание правового государства складывалось тысячелетиями в результате объективного развития общества и правовой науки. В ходе общественного прогресса оно наполнялось новым содержанием, соответствующим конкретным политико-правовым условиям современного общества.
Правовое государство - этогосударство, осуществляющее управление делами гражданского общества посредством издания законов, закрепляющих и гарантирующих неотъемлемые права и свободы человека, которые выражают интересы всех слоев (социальных групп) населения, и самоподчиняющееся праву («связанное правом»).
Выделим основные черты правового государства:
• единственным источником государственной власти яв
ляется народ, его суверенная воля;
• четкое разделение государственной власти на законода
тельную, исполнительную и судебную при условии, что эти
ветви власти уравновешивают и сдерживают друг друга в
рамках закона;
» демократизм законотворчества, обеспечивающий закрепление в праве воли большинства народа с учетом интересов меньшинства;
« верховенство права над государством, т.е. подчинение государства, всех его органов праву («связанность государства правом»);
• верховенство закона в национальной правовой системе,
строгая субординация нормативных актов по юридической силе;
« правовое закрепление и обеспечение неотъемлемых прав и свобод человека;
» взаимная ответственность государства и личности в области осуществления прав, свобод и обязанностей человека и гражданина;
• наличие эффективных организационно-правовых средств
контроля и надзора за осуществлением конституционной за
конности и обеспечением правопорядка;
• установление и реализация юридической ответственно
сти за совершение правонарушений с обеспечением принципа
равенства всех перед законом.