Самосознание

Венцом развития сознания является формирование само­сознания, которое позволяет человеку не только отражать вне­шний мир, но, выделив себя в этом мире, познавать свой внут­ренний мир, переживать его и определенным образом отно­ситься к себе. Мерилом для человека в его отношении к себе являются, прежде всего, другие люди. Каждый новый соци­альный контакт меняет представление человека о себе, делает его более многогранным. Сознательное поведение является не столько проявлением того, каков человек на самом деле, сколько результатом представлений человека о себе, сложившихся на основе общения с ним окружающих.

Осознание себя в качестве устойчивого объекта предпола­гает внутреннюю целостность, постоянство личности, которая, независимо от меняющихся ситуаций, способна при этом оста­ваться сама собой. Ощущение человеком своей единственнос­ти поддерживается непрерывностью его переживаний во вре­мени: помнит о прошлом, переживает настоящее, обладает надеждами на будущее. Непрерывность таких переживаний и дает человеку возможность интегрировать себя в единое це­лое. Главная функция самосознания — сделать доступными для человека мотивы и результаты его поступков и дать возмож­ность понять, каков он есть на самом деле, оценить себя; если оценка окажется неудовлетворительной, то человек может либо заняться самоусовершенствованием, саморазвитием, либо, включив защитные механизмы, вытеснить эти неприятные све­дения, избегая травмирующего влияния внутреннего конфлик­та.

В современной науке существуют различные точки зрения на генезис самосознания. Традиционным является понимание самосознания как исходной генетически первичной формы че­ловеческого сознания, основывающейся на самоощущениях; самовосприятие человека, когда еще в раннем детстве у ребен­ка формируется целостное представление о своем физическом теле, о различении себя и всего остального мира. Исходя из концепции «первичности» указывается, что способность к самопереживанию оказывается особой универсальной стороной самосознания, которая его порождает.

Существует и противоположная точка зрения (Л. Л. Рубин­штейн), согласно которой самосознание — высший вид созна­ния, возникший как результат развития сознания. «Не созна­ние рождается из самопознания, из «Я», а самосознание возни­кает в ходе развития сознания личности...»

Третье направление психологической науки исходит из того, что сознание внешнего мира и самосознание возникли и разви­вались одновременно едино и взаимообусловленно. По мере объединения «предметных» ощущений складывается представ­ление человека о внешнем мире, а в результате синтеза само­ощущений — о самом себе. В онтогенезе самосознания можно выделить два основных этапа: на первом этапе формируется схема собственного тела и формируется «чувство Я». Затем по мере совершенствования интеллектуальных возможностей и становления понятийного мышления самосознание достигает рефлексивного уровня, благодаря чему человек может осмыс­ливать свое отличие в понятийной форме. Поэтому рефлексив­ный уровень индивидуального самосознания всегда остается внутренне связанным с аффективным самопереживанием (Зинченко В. П.). Исследования показали, что самоощущение кон­тролируется правым полушарием мозга, а рефлексивные ме­ханизмы самосознания — левым полушарием.

Образ «Я», или самосознание (представление о себе), не воз­никает у человека сразу, а складывается постепенно на протя­жении его жизни под воздействием многочисленных соци­альных влияний и включает 4 компонента (по В. С. Мерлину):

• сознание отличия себя от остального мира;

• сознание «Я» как активного начала субъекта деятельнос­ти;

• сознание своих психических свойств, эмоциональные самооценки;

• социально-нравственная самооценка, самоуважение, ко­торое формируется на основе накопленного опыта обще­ния и деятельности.

Критерии самосознания: 1) выделение себя из среды, со­знание себя как субъекта, автономного от среды (физической среды, социальной среды); 2) осознание своей активности — «Я, управляю собой»; 3) осознание себя «через другого» («То, что я вижу в других, это может быть и мое качество»); 4) мо­ральная оценка себя, наличие рефлексии — осознание своего внутреннего опыта.

В структуре самосознания можно выделить: 1) осознание близких и отдаленных целей, мотивов своего «Я» («Я как дей­ствующий субъект»); 2) осознание своих реальных и желае­мых качеств («Реальное Я» и «Идеальное Я»); 3) познаватель­ные, когнитивные представления о себе («Я как наблюдаемый объект»); 4) эмоциональное, чувственное представление о себе. Таким образом, самосознание включает в себя:

• самопознание (интеллектуальный аспект познания себя);

• самоотношение (эмоциональное отношение к самому себе).

При анализе динамической структуры самосознания исполь­зуют два понятия: «текущее Я» и «личностное Я». «Текущее Я» обозначает конкретные формы осознания себя в текущем на­стоящем, то есть непосредственные процессы деятельности самосознания. «Личностное Я» — это устойчивая структурная схема самоотношения, ядро синтеза «текущих Я». В каждом акте самосознания одновременно выражены элементы само­познания и самопереживания.

В структуре самосознания можно выделить 4 уровня:

• непосредственно-чувственный уровень — самоощущение, самопереживание психосоматических процессов в орга­низме и собственных желаний, переживаний, состояний психики, в результате достигается простейшая самоиден­тификация личности;

• целостно-образный, личностный уровень — осознание себя как деятельного начала, проявляется как самопере­живание, самоактуализация, отрицательная и положи­тельная идентификация и поддержание аутоидентичности своего «Я»;

• рефлексивный, интеллектуально-аналитический уро­вень — осознание личностью содержания собственных мыслительных процессов личности, в результате возмож­но самонаблюдение, самоосмысление, самоанализ, саморефлексия;

• целенаправленно-деятельный уровень — своеобразный

синтез трех рассмотренных уровней, в результате выпол­няются регулятивно-поведенческие и мотивационные функции через многочисленные формы самоконтроля, самоорганизации, саморегламентации, самовоспитания, самоусовершенствования, самооценки, самокритики, са­мопознания, самовыражения.

Информационное наполнение структур самосознания свя­зано с двумя механизмами его деятельности: уподоблением, отождествлением себя с кем-то или чем-то («самоидентифика­ция») и интеллектуальным анализом своего «Я» (рефлексия и саморефлексия).

Наиболее известная в современной науке модель структу­ры самосознания предложена К. Юнгом и основана на. проти­вопоставлении осознаваемых и неосознаваемых элементов че­ловеческой психики. Юнг выделяет два уровня ее самоотобра­жения. Первый — субъект всей человеческой психики — «са­мость», которая персонифицирует как сознательные, так и бес­сознательные процессы и поэтому есть как бы тотальная лич­ность. Второй уровень — форма проявления «самости* на по­верхности сознания, осознаваемый субъект, сознательное «Я», Когда человек думает: «Я знаю себя», «Я чувствую, что я устал», «Я ненавижу себя», то в этом случае он является одно­временно и субъектом и объектом. Несмотря на идентичность «Я»-субъекта и «Я»-объекта, все же необходимо их различать — принято называть первую сторону личности «Я», а вторую — «самостью». Различие между «Я» и «самостью» относительно. «Я» является наблюдающим началом, «самость» — наблюдае­мым «Я».

В целом можно выделить 3 пласта сознания человека: 1) от­ношение к себе; 2) отношение к другим людям; 3) ожидание отношения других людей к себе (атрибутивная проекция).

Отношение к другим людям, осознание этого отношения бывает качественно различным: 1) эгоцентрический уровень отношений — отношение к себе как самоценности влияет на отношение к другим людям («Если мне помогают, то это хоро­шие люди»); 2) группоцентрический уровень отношений («Если другой человек принадлежит к моей группе, он — хороший»); 3) просоциальный уровень («Другой человек — это самоцен­ность, уважай и прими другого человека таким, каков он есть»;

«Поступай с другим так, как ты бы хотел, чтобы поступили с тобой»); 4) эстохолический уровень — уровень исходов («Каж­дый человек находится в определенном соотнесении с духов­ным миром, с богом. Милосердие, совесть, духовность глав­ное в отношении к другому человеку»).

Нарушения самосознания.

При всех психических заболеваниях самосознание поража­ется раньше, чем предметное сознание. Существуют специфи­ческие расстройства самосознания:

• деперсонализация, когда происходит утрата своего «Я», все происходящее в своей психике люди воспринимают как бы со стороны, как что-то внешнее или чужое;

• расщепление ядра личности. Оно как бы раздваивается, больные жалуются на постоянное присутствие двух чуж­дых начал, конфликтующих между собой. Каждое из этих начал «Я» обладало памятью, индивидуальностью, утвер­ждало собственную жизненную целостность, но не при­знавало саму мысль о возможном существовании дру­гих начал;

• нарушение телесной идентификации, когда люди жалу­ются, что части своего тела воспринимают как что-то от них отдельное;

• крайние формы нарушения самосознания (дереализация), когда утрачивается чувство реальности не только своего бытия, но появляются сомнения в подлинности существо­вания всего окружающего мира.

 

ВОПРОС 46