И преемственность

Необходимость выбирать лучшее, а не стремиться к большему. 2. Постепенность. 3. Последовательность и преемственность. 4. Необходимость изучения каждой области знания отдельно от другой.

Общие правила

Введение к третьей части

Часть третья

Как ты должен учиться?…

 

состоит из введения и 5 глав

 

 

Глава первая. Общие правила

Глава вторая. Осмысленное заучивание

Глава третья. Средства, помогающие закрепить заученное и понятое

Глава четвертая. Основные правила чтения и изучения книг, содержащих знание

Глава пятая. Сосредоточенность и преданность душой


 

Ибн аль-Мубарак сказал: «Начало знания – намерение, затем слушание (урока), затем осмысление, затем запоминание, затем применение и, наконец, распространение».

Ибн аль-Каййим сказал: «Есть шесть ступеней знания: первая – хороший вопрос, вторая – умение хорошо и внимательно слушать, третья – хорошее осмысление, четвертая – запоминание, пятая – обучение, шестая – что есть его плоды – применение знания и соблюдение рамок, установленных им».

Некоторые люди остаются лишенными знания из-за неумения задать вопрос. Они либо не спрашивают вообще, либо спрашивают о чем-то несущественном, оставляя без внимания более важные вопросы. Как, например, кто-то спрашивает о своих заслугах, (знание) о которых нисколько не избавит его от невежества, пренебрегая вопросами о том, что ему (действительно) необходимо. Таково положение многих невежественных учеников.

Некоторые люди остаются лишенными знания из-за неумения внимательно слушать, когда они больше любят и предпочитают говорить и спорить, нежели выслушивать. Этот (недостаток) – притаившаяся беда большинства искателей знания, которая лишает их многого знания, даже если они сообразительны…».[308]


Глава первая

 

 

1. Правило первое: необходимость выбирать лучшее, а не стремиться к большему

Как знание велико, как необъятно!

Кто ж сможет все это собрать?

А если суждено тебе учиться,

То самое полезное стремись всегда познать.

Всевышний Аллах сказал:

Которые прислушиваются к словам и следуют наилучшим из них («Толпы», 18).

Ибн ‘Аббас сказал: «Знание неисчисляемо, и из всякой вещи берите лучшее».

Знай, мой брат, что знание непостижимо и ты никогда не сможешь его собрать, если только ты в состоянии выпить море. Так бери же из него то, что принесет тебе пользу».

И знай, что сердце – это сосуд, так смотри же, чем ты наполняешь свой сосуд.

Наши ученые в старину говорили: «Рядом с ученым сидят трое: человек, который записывает все, что слышит; человек, который ничего не записывает, а только слушает – такого человека называют собеседником ученого; и человек, который выбирает (из того, что говорит ученый), и он – лучший из них».

Следуя по пути знания, всегда помни, что тот, кто займется незначительными делами, упустит важные.

Тебе следует запомнить следующее мудрое изречение, которое должно стать той дорогой, по которой ты будешь следовать в своей жизни, посвященной делу знания:

«Уважаемый ученый тот, кто записывает лучшее из того, что слышит, учит лучшее из того, что записывает, и рассказывает лучшее из того, что учит».

Некоторые замечания касательно выбора книг

1. Останови свой выбор на книгах, детально проверенных учеными, и начни чтение именно с них, прежде чем приступишь к чтению других, непроверенных книг. Это поможет тебе правильно прочитать сложные имена собственные и слова, (встречающиеся в них).[309]

2. Удовлетворись чтением книг ранних авторов, не увлекаясь более поздними, насколько это представится тебе возможным в особенности после того, как добьешься определенных успехов на пути знания.

3. Сторонись и не читай книг авторов, измышляющих нововведения (бид‘а), даже если ты намерен опровергнуть их слова. Поскольку ты еще не приобрел достаточных знаний, чтобы проявить здесь твердость, и слова обязательно повлияют на тебя.

4. Выбирай книги, написанные красноречивым и литературным языком, о чем ты можешь судить, исходя из опыта или спросив знающих и достойных доверия людей. То же относится к сказанному ранее.

5. Есть книги, от которых ты получаешь больше (пользы), чем они занимают у тебя (времени), например, сборники хадисов или достоверные волнующие книги.[310]

А также есть книги, которые отнимают у тебя больше (времени), чем ты получаешь от них (пользы). Например, поздние довольно непростые комментарии (к различным книгам) или большое количество основанных на теоретических и логических принципах книг по основам мусульманского права (усуль аль-фикх). Они лишь утомляют ум безо всякой пользы.[311]

 

2. Правило второе: постепенность

По крупицам знание собирая, сегодня так же, как вчера,

Все лучшее я отбираю, ну а крупицы мудреца

Из человека сделать могут, коль не скривит его душа,

Когда посмотрит он на каплю, которая день ото дня

Своих подружек собирает. И вот ручей, вот капля потекла!

Аль-Хатиб сказал: «Пусть искатель знания не возлагает на себя непосильное, а лишь ограничится тем малым, что сможет правильно усвоить, хорошо выучить и овладеть в полной мере». Передают слова аз-Зухри: «Кто будет стремиться обрести все знание целиком, оно целиком ускользнет от него, и знания добивается лишь (тот, кто берется учить) по одному или два хадиса».[312]

Знай, искатель знания, что высот и выдающихся результатов в какой бы то ни было области знания можно добиться, «только приобретя соответствующие навыки: умение понять его принципы и основы, ознакомиться с его вопросами, вывести второстепенное из главного. И пока человек не приобретет таких способностей, он не сможет добиться выдающихся результатов в изучаемой им области».[313]

И для того, чтобы приобрести такие навыки, ты должен изучить это знание трижды.

Первый раз: изучение основных и важнейших вопросов каждого раздела постигаемой тобой области знания.

Второй раз: всецелое знакомство с предметами исследования собственно изучаемого знания, опираясь на книги среднего уровня сложности, тогда как на первом этапе ты уже подготовил себя к осмыслению постигаемого тобой знания и изучению его вопросов, разъясненных и ясно изложенных на основе приводимых доводов и примеров.

Третий раз: учащийся глубоко овладевает собственно изучаемым им знанием во всех деталях, не оставляя неясным или непонятным ни одного вопроса, как следует уясняя их и раскрывая все тайные двери. Таким образом, он завершает изучение этой области знания, приобретя вместе с этим соответствующие навыки.[314]

Также при изучении любой области знания можно идти следующим путем:

1. заучивание его основных положений, изложенных в краткой форме, уточнив и хорошенько исправив перед этим (все ошибки).;[315]

2. чтение комментариев хорошо знающему шейху, если это представляется возможным;

3. полностью предайся изучению той книги, по которой занимаешься, чтобы овладеть ею в полной мере. Не переходи от одной книги к другой без надобности, поскольку это является признаком досады и неудачи. Берись за заучивание и чтение комментариев по мере своих сил, не слишком усердствуя, что может утомить, и не проявляя небрежности, что может навредить.

4. Не приступай к изучению деталей и чтению различных книг, пока хорошо не освоишь и как следует не овладеешь его изложенными в краткой форме положениями, иначе ты потеряешь время и рассредоточишься. Ибн Халдун сказал: «Ему не следует вникать еще во что бы то ни было, помимо той книги, изучению которой он предался, насколько это представляется возможным… и примешивать к вопросам, рассматриваемым в этой книге, другие. Тогда он сумеет изучить ее от начала до конца, добиться желаемого результата и приобрести навыки, которые он сможет применить и в другом».[316]

5. Автор «Тазкират ас-сами‘» сказал: «Когда он ознакомится с комментариями к изложенным в краткой форме основным положениям, которые он выучил и точно усвоил важнейшие сведения, содержащиеся в них, то пусть переходит к рассмотрению ясно изложенных вопросов. При этом он должен постоянно читать, стремиться к разъяснению ценных сведений, тонких вопросов и непонятных второстепенных проблем, которые встречаются ему или которые он слышит, а также разбираться в проблемных и разнящихся решениях по сомнительным вопросам, встречающимся во всех областях знания».[317]

 

2. Правило третье: последовательность

 

Разные этапы освоения одной области знания должны следовать друг за другом поочередно, поскольку непоследовательность «и разрыв между ними – это один из путей, ведущих к забыванию и оторванности отдельных вопросов этой области знания друг от друга, что затрудняет приобретение человеком соответствующих навыков. А если человек, не забывая, сможет держать в голове и начало, и конец, то приобрести навыки ему будет легче, они будут более тесно связаны и больше будут соотноситься с ним по характеру, поскольку навыки приобретаются только благодаря последовательности и повторяемости мысли».[318]

 

4. Правило четвертое: необходимость изучения каждой области знания отдельно от другой[319]

Рассредоточение мысли более чем в одном направлении ослабляет ее, подобно тому, как полководец дислоцирует свои войска по нескольким направлениям или торговец распределяет деньги между несколькими фирмами.

Не приступай к изучению сразу двух областей знания одновременно, если сможешь, поскольку в этом случае ты не овладеешь в совершенстве ни одной из них, «ведь мысль окажется рассредоточенной и будет переходить от осмысления одного знания к постижению другого».[320]

Автор «Тазкират ас-сами‘ ва-ль-мутакаллим» сказал: «Пусть он, (т.е. преподаватель), не предоставляет своему ученику возможности заниматься изучением сразу двух областей знания, если он не овладел ими, а пусть научит его сначала более важному, а затем менее важному».[321]


Глава вторая

Осмысленное заучивание

Введение. 1. Что необходимо заучивать. 2. Высказывания ученых, побуждающих заучивать наизусть. 3. Наше пренебрежительное отношение к заучиванию наизусть сегодня. 4. Определенные средства, помогающие заучивать Священный Коран. 5. Заучивание – не самоцель. 6. Способность заучивать – не то же самое, что способность понимать. 7. Яркий пример связи заучивания с пониманием.