Оценка интеллекта

Наибольшей популярностью пользуется так называемый «коэффициент интеллектуальности», сокращенно обозначае­мый 10, который позволяет соотнести уровень интеллектуаль­ных возможностей индивида со средними показателями своей возрастной и профессиональной группы. Можно сравнивать умственное развитие ребенка с возможностями его ровесников. Например, календарный возраст — 8 лет, а умственные спо­собности ближе к шестилетней группе, таков, следовательно, и его «умственный» возраст. В дальнейшем на основе расчетов соотношения умственного и хронологического возраста и был выведен показатель, названный коэффициентом интеллекту­альности (10). Среднее значение 10 соответствует 100 баллам, а самые низкие могут приближаться к 0, самые высокие — к 200. Стандартное (то есть среднее для всех групп) отклонение — 16 баллов в каждую сторону. У каждого третьего человека 10 находится между 84—100 баллами, и такова же доля лиц (34%) с показателем от 100 до 116 баллов. Таким образом, эта основ­ная масса (68%) и считается людьми со средним интеллектом. Две другие группы (по 16% в каждой), результаты которых соответствуют крайним показателям шкалы, рассматриваются или как умственно отсталые (люди со сниженным интеллек­том 10 от 10 до 84), или как обладающие высокими (выше сред­него) интеллектуальными способностями (10 от 116 до 180).

Психологи и психиатры используют термин «олигофрения» («малоумие»), под которым обозначают врожденную или при­обретенную в раннем детстве (до 3-летнего возраста) недораз­витость интеллекта. Врожденное слабоумие (олигофрению) следует отличать от приобретенного, которое называют деменцией.

Врожденное слабоумие затрудняет возможность больным детям нормально адаптироваться в обществе, что приводит к очевидной для всех интеллектуальной неполноценности. Оли­гофрены отличаются недоразвитостью самых сложных, фило­генетически молодых функций психики, мышления и речи, при сохранности эволюционно более древних функций и инстинк тов. Олигофрения прежде всего проявляется в слабости абст­рактного мышления, неспособности к обобщению, к отвлечен­ным ассоциациям. У олигофренов в интеллекте преобладают сугубо конкретные связи, поэтому его критические возможно­сти снижены, ассоциативно-логическая память остается мало­развитой.

Этиология (причина) олигофрении во многом остается не­ясной, в 90% случаев умственной отсталости ее объяснить не удается. Во многих странах используется термин «умственная отсталость», сокращенно УО. В качестве основного диагности­ческого показателя умственной отсталости и используется ко­эффициент интеллектуальности. По международным стандар­там (они сейчас носят «щадящий» характер) при 10 < 50—70 имеет место легкая умственная отсталость, при 10 <50 — сред­ней тяжести; при 1*3 < 35 — резко выраженная.

Самая тяжелая форма слабоумия — идиотия, характеризу­ется 10 = 20, речь и мышление практически не формируются, преобладают эмоциональные реакции. Средняя степень назы­вается имбецильностью (10 = 20—50). Словарный запас имбецилов до 300 слов, они обучаемы, неплохо ориентируются в привычной житейской обстановке. У них большая внушаемость, склонность к слепому подражанию. Имбецилы нуждаются в опеке, хотя многие стремятся к самостоятельной жизни, лю­бят жениться, выходить замуж, находя партнеров среди себе подобных.

Дебнльносгью называют легкую степень слабоумия (10 < 75 %), которую трудно отличить от психики на нижней границе нормы. Поведение дебилов достаточно адекватно и самостоятельно, речь развита. Поэтому дебильность замечается не сразу, а обычно в процессе начального обучения. В подростковом возрасте, когда дебилизм особенно проявляется, обнаруживаются дефекты в аб­страктном мышлении. Дебилами все понимается буквально, пе­реносный смысл пословиц, метафор не улавливается. Лица, стра­дающие дебильностью, овладевают преимущественно конкретны­ми знаниями, усвоение теоретических им не дается.

Степень дебилизации нигде официально не превышает 3,5%. Но многие сомневаются в этой цифре, так как ни одна страна не заинтересована в ее точности. По многим регионам нет вообще никаких данных, а специализированные исследо­вания (в школах, армии, службах занятости) дают данные на порядок выше. Поэтому в ряде стран (только в Восточной Азии этой проблемы нет) решено, вслед за США, где дебилизм яв­ляется национальной трагедией, признать его легкие формы нормой и максимально сократить в общедоступных школах долю обязательного учебного материала, требующего способ­ностей к абстрактному мышлению.

 

 

ВОПРОС 36