Виды мышления

Виды мышления:

Наглядно-действенное мышление — вид мышления, опи­рающийся на непосредственное восприятие предметов, реаль­ное преобразование в процессе действий с предметами.

Наглядно-образное мышление — вид мышления, характе­ризующийся опорой на представления и образы; функции об­разного мышления связаны с представлением ситуаций и из­менений в них, которые человек хочет получить в результате своей деятельности, преобразующей ситуацию. Очень важная особенность образного мышления — .становление непривычных, невероятных сочетаний предметов и их свойств. В отличие от наглядно-действенного мышления, при наглядно-образном мышлении ситуация преобразуется лишь в плане образа.

Словесно-логическое мышление — вид мышления, осуще­ствляемый при помощи логических операций с понятиями.

Познание совершается в понятиях, суждениях и умозак­лючениях, поэтому основные формы логического мышления — это понятия, суждения, умозаключения.

Понятие форма мышления, отражающая существен­ные свойства, связи и отношения предметов и явлений, вы­раженная словом или группой слов.

Понятия могут быть общими и единичными, конкретными и абстрактными.

Суждение это форма мышления, отражающая связи между предметами или явлениями, это утверждение или от­рицание чего-либо. Суждения могут быть ложными и истин­ными.

УМОЗАКЛЮЧЕНИЕ — форма мышления, при которой на основе нескольких суждений делается определенный вывод. Различают умозаключения индуктивные, дедуктивные, по ана­логии. Индукция — логический вывод в процессе мышления от частного к общему, установление общих законов и правил на основании изучения отдельных фактов и явлений. Анало­гия — логический вывод в процессе мышления от частного к частному (на основе некоторых элементов сходства). Дедук­ция — логический вывод в процессе мышления от общего к частному, познание отдельных фактов и явлений на основании знания общих законов и правил.

Мышление может происходить на разных уровнях, таких как наглядное мышление и мышление отвлеченное, теорети­ческое. Человек не может мыслить только в понятиях без пред­ставлений, в отрыве от наглядности, но также не может мыс­лить лишь чувственными образами без понятий. Поэтому эти два уровня мышления взаимосвязаны.

Различают теоретическое и практическое, интуитивное и аналитическое, реалистическое и аутистическое, продуктивное и репродуктивное мышление.

Теоретическое а практическое мышление различают по типу решаемых задач и вытекающих отсюда структурных и динамических особенностей. Теоретическое мышление — это познание законов, правил. Основная задача практического мышления — подготовка физического преобразования действи­тельности: постановка цели, создание плана, проекта, схемы. Теоретическое мышление иногда сравнивают с мышлением эмпирическим. Здесь используется следующий критерий: ха­рактер обобщений, с которыми имеет дело мышление; в од­ном случае это научные понятия, а в другом — житейские, си­туационные обобщения.

Проводится также различие между интуитивным и анали­тическим (логическим) мышлением. Обычно используются три признака: временной (время протекания процесса), структур­ный (членение на этапы), уровень протекания (осознанность или неосознанность). Аналитическое мышление развернутого времени, имеет четко выраженные этапы, в значительной сте­пени представлено в сознании самого мыслящего человека. Интуитивное мышление характеризуется быстротой протека­ния, отсутствием четко выраженных этапов, является мини­мально осознанным.

Реалистическое мышление направлено в основном на вне­шний мир, регулируется логическими законами, а аутистичес­кое — связано с реализацией желаний человека (кто из нас не выдавал желаемое за действительно существующее). Иногда используется термин «эгоцентрическое мышление», оно харак­теризуется прежде всего невозможностью принять точку зре­ния другого человека.

Важным является различение продуктивного и репродук­тивного мышления, основанного на «степени новизны получа­емого в процессе мыслительной деятельности продукта по от­ношению к занятиям субъекта».

Гилфорд выделяет 2 специфических вида мышления: кон­вергентное и дивергентное.

Дивергентное мышление определяется как «тип мышле­ния, идущего в различных направлениях». Это мышление до­пускает варьирование путей решения проблемы, приводит к неожиданным выводам и результатам. Дивергентное мышле­ние является основой творческих возможностей человека по созданию разнообразных и оригинальных идей.

Конвергентное мышление осуществляется по четко однозначному направлению, алгоритму, приводит к единственно­му решению.

Необходимо также различать непроизвольные мыслитель­ные процессы от произвольных: непроизвольные трансформа­ции образов сновидения и целенаправленное решение мысли­тельных задач.

По С, Л. Рубинштейну, всякий мыслительный процесс яв­ляется актом, направленным на разрешение определенной за­дачи, постановка которой включает в себя цель и условия. Мыш­ление начинается с проблемной ситуации, потребности понять. При этом решение задачи является естественным завершени­ем мыслительного процесса, а прекращение его при недостиг­нутой цели будет воспринято субъектом как срыв или неудача. С динамикой мыслительного процесса связано эмоциональное самочувствие субъекта, напряженное в начале и удовлетворен­ное в конце.

Начальной фазой мыслительного процесса является осоз­нание проблемной ситуации. Сама постановка проблемы явля­ется актом мышления, часто это требует большой мыслитель­ной работы.

Первый признак мыслящего человека — умение увидеть проблему там, где она есть. Возникновение вопросов (что ха­рактерно у детей) есть признак развивающейся работы мысли. Человек видит тем больше проблем, чем больше круг его зна­ний. Таким образом, мышление предполагает наличие каких-то начальных знаний.

От осознания проблемы мысль переходит к ее разрешению. Решение задачи осуществляется разными способами. Есть осо­бые задачи (задачи наглядно-действенного и сенсомоторного интеллекта), для решения которых достаточно лишь по-ново­му соотнести исходные данные и переосмыслить ситуацию.

В большинстве случаев для решения задач необходима не­которая база теоретических обобщенных знаний. Решение за­дачи предполагает привлечение уже имеющихся знаний в ка­честве средств и методов решения.

Применение правила включает две мыслительные опера­ции:

• определить, какое именно правило привлечь для решения;

• применение общего правила к частным условиям зада­чи.

Автоматизированные схемы действия можно считать на­выками мышления. Важно отметить, что роль мыслительных

навыков велика именно в тех областях, где имеется очень обоб­щенная система знаний, например, при решении математичес­ких задач.

 

ВОПРОС 31