Общественное движение 30-х гг.

Деятельность кружка Н.В. Станкевича(1831-1834 гг.). Члены кружка М. Бакунин, А Боткин, К. Аксаков, А. Герцен и др. изучали философские системы Фихте, Гегеля, Шеллинга, пытались объяснить с их помощью развитие России. Из этого кружка позже вышли крупные революционеры, демократы, либералы, ученые разной ориентации.

Консервативное направлениеоформилось в идейном отношении раньше других течений общественной мысли. Его наиболее значительными представителями стали историк М.П. Погодин,филолог С.П. Шевырев,известные журналисты Н.И. Гречи Ф.В. Булгарин.Опираясь на некоторые мысли Карамзина о преимуществах в России самодержавия и православия, о вреде немедленного освобождения крестьян, Погодин в середине 20-х гг. предложил концепцию самобытности России. История нашей страны, считал он, основана на "вечном начале, русском духе", обеспечивающем отсутствие борьбы в общественной жизни. Этот народный дух воплощается в православии и самодержавии, его корни лежат в ненасильственном создании русской государственности в результате добровольного приглашения варягов древними славянами. Благодетельность самодержавия и крепостного права отмечал и Шевырев , также писавший о том, что Россия не знает сословной вражды, а истоки русской истории лежат в православии - "истинном просвещении", к которому необходимо вернуться после петровских реформ, приведших к возникновению социальных проблем. Действительную народность представители этого направления видели в приверженности православию и самодержавию, характерной для русского народа.

"Теория официальной народности".Ставший вскоре министром народного просвещения С.С. Уваров ,используя некоторые положения из работ Карамзина и Погодина, в 1832 г. сформулировал основы теории, которая преследовала цель воспитания юношества в национальном духе. Фактически она представляла собой "теорию официальной педагогики". Суть ее заключалась в том, что самодержавие, православие и народность как основы русской истории обеспечивают благоденствие и могущество России, мир между сословиями и защиту от "тлетворных" революционных идей Запада. Проявление народности автор видел в русском языке, культуре, самобытности русского народа. В теории содержалась попытка совместить результаты европеизации российской культуры и общества с русским национальным религиозно-философским наследием. Уваров считал необходимым "продолжать дело Петра и потом еще приготовлять Россию и к обратному шагу, т.е. возвращать русских к русскому".

Начиная с конца XIX в. и, вслед за историком А. Пыпиным, предложившим термин "теория официальной народности", многие историки оценивали эту теорию Уварова лишь как теоретическую основу русского консерватизма, идеологическое обоснование самодержавия. До последнего времени историки считали "народность" в этой формуле лицемерным прикрытием главного элемента - "самодержавия", преувеличивая политическое содержание теории, и не учитывая ее национальный характер.

Публикация первого "Философического письма" П.Я. Чаадаева . Письмо, написанное еще в конце 1820-х гг. и опубликованное в журнале " Телеграф " в 1836 г., стало своеобразным ответом на пропаганду теории официальной народности, пронизанной идеей восхваления России, ее самобытности. Чаадаев, соглашаясь с тем, что Россия шла своим особенным путем развития, одним из первых оценил этот путь как обрекающий страну на отсталость, политическое и духовное рабство. Причиной тому он считал трагическую изоляцию России от Европы, вызванную выбором православной формы христианства, пагубно повлиявшим на весь ход русской истории. Чаадаев своей резкой критикой существовавшего положения подчеркивал необходимость перемен. Официальные же круги и многие представители общества обвинили философа в антипатриотизме и русофобии. Автор "Письма" был объявлен умалишенным, долго находился под надзором полиции, но его критические идеи о самобытности пути развития России оказали мощное воздействие на общественное сознание России.