Лесная политика и государственная поддержка лесного комплекса

Базирующаяся на государственной собственности на леса и сбалансированном управлении социальными, экономическими и экологическими функциями лесов лесная политика призвана обеспечить подъем национальной экономики, экономическую безопасность государства и улучшение жизненного уровня населения страны.

Регламентирующей основой политики является Лесное законодательство Республики Беларусь, представляющее собой совокупность юридических норм, регулирующих отношения по использованию и охране лесов. Устойчивое развитие лесной отрасли является одновременно экономической целью и экономическим принципом организации лесного хозяйства.

Конституция Республики Беларусь, Лесной кодекс, принятый Палатой представителей Республики Беларусь в 2000 г., декреты и указы Президента Республики Беларусь являются основой лесного законодательства страны. Они дополнены иными нормативными и правовыми актами, регулирующими отношения в области использования, охраны, защиты государственного лесного фонда и воспроизводства лесов.

Государственное управление в области использования, охраны, защиты лесного фонда и воспроизводства лесов осуществляют Президент Республики Беларусь, Правительство Республики Беларусь, Министерство лесного хозяйства, местные Советы депутатов, исполнительные, распорядительные и другие государственные органы в соответствии с законодательными актами Республики Беларусь.

Основными полномочиями Правительства Республики Беларусь в области использования, охраны и защиты лесного фонда являются:

– определение государственной лесной политики;

– утверждение республиканских программ, направленных на повышение эффективности функционирования лесного комплекса;

– принятие решений о передаче участков лесного фонда юридическим лицам для ведения лесного хозяйства и об их изъятии;

– утверждение возраста рубок леса и Правил отпуска древесины на корню в лесах Республики Беларусь;

– определение такс на древесину на корню и живицу;

– определение порядка ведения лесоустройства, государственного учета лесов, государственного лесного кадастра и мониторинга лесов;

– установление порядка осуществления государственного контроля за состоянием, использованием, охраной лесного фонда.

Функции и задачи Министерства лесного хозяйства Республики Беларусь юридически закреплены в Лесном кодексе Республики Беларусь и Положении о Министерстве лесного хозяйства. Минлесхоз осуществляет государственное управление по использованию, воспроизводству, охране и защите лесов, регулирование реализации древесной продукции, разработку нормативной базы по ведению лесного хозяйства, проведение в жизнь лесной политики, организацию рационального освоения лесных ресурсов.

Непосредственными объектами прямого государственного управления отраслью являются государственные организации Минлесхоза, средства государственного бюджета, выделенные на развитие лесного хозяйства, лесные ресурсы, а также принятые государственные программы по развитию лесного комплекса. К инструментам прямого государственного управления относятся государственные стандарты, обязательные для соблюдения всеми субъектами хозяйствования.

Косвенное управление государства отраслью проявляется в форме принятия законодательных и других нормативных актов, регулирующих экономическую деятельность хозяйствующих субъектов. Рыночные условия предполагают расширение косвенного воздействия государства на хозяйственное управление. Но и в условиях рыночного саморегулирования будет сохраняться прямое государственное участие в управлении значительной доли экономических объектов и процессов.

Конкретные задачи по развитию лесного комплекса Беларуси и пути их решения изложены в действующих государственных программах. Национальной комиссией по устойчивому развитию Республики Беларусь и Президиумом Совета Министров Республики Беларусь одобрена Национальная стратегия устойчивого социально-экономического развития Республики Беларусь на период до 2020 года, в которой намечена перспектива развития лесного хозяйства.

Выполняется ряд других программ: Республиканская программа рационального и комплексного использования древесных ресурсов на 2002–2010 гг.; Программа по производству лесохозяйственной и лесозаготовительной техники и оборудования на 2006–2010 годы и др. В настоящее время разработана Программа развития лесного хозяйства Республики Беларусь на 2007–2011 годы и Концепция развития лесного комплекса Республики Беларусь на 2006–2015 годы.

Выработанная государством четкая стратегическая линия перспективных направлений совершенствования лесного комплекса и значительное ежегодное финансирование лесного комплекса будут способствовать его экономическому благополучию и увеличению вклада отрасли в формирование внутреннего валового продукта Республики Беларусь.

Контрольные вопросы

1. Приведите характеристику лесных древесных ресурсов Беларуси.

2. Что представляет собой лесной комплекс Беларуси?

3. Назовите цель устойчивого управления лесами РБ.

4. Какие нормативно-правовые документы являются основой лесного законодательства?

5. Перечислите основные полномочия Правительства Республики Беларусь в области использования, охраны и защиты лесного фонда.

6. Охарактеризуйте роль и назначение Министерства лесного хозяйства страны.

7. В чем отличие между прямым и косвенным государственным управлением на предприятиях лесного комплекса?

8. Какие государственные программы, определяющие темпы развития лесного комплекса, Вам известны?

 

 

Лекция 7. Система лесной сертификации Республики Беларусь

Сущность лесной сертификации

Национальная система лесной сертификации создана согласно статье 39 Лесного кодекса Республики Беларусь в соответствии с требованиями Национальной системы подтверждения соответствия Республики Беларусь для повышения конкурентоспособности продукции лесного комплекса и снятия технических барьеров в торговле.

Лесная сертификация представляет собой систему независимого контроля за качеством лесоуправления, лесопользования и лесопродукции; их соответствием действующему лесному законодательству, государственным и международным стандартам, критериям и показателям, регламентирующим воспроизводство, охрану и защиту лесов, охотничье хозяйство и побочное пользование лесом, лесозаготовку, древесную и недревесную продукцию леса; обеспечением выполнения лесами экономических, экологических и социальных функций. Основная ее цель – достижение сбалансированности лесоуправления, лесопользования и экологии с учетом требования рынка лесопродукции и запросов общества.

В процессе лесной сертификации решаются следующие основные задачи:

– предотвращение сокращения и истощения лесных ресурсов и связанного с этим ухудшения других природных полезных свойств леса;

– внедрение технологических процессов, систем лесоуправления и методов ведения лесного хозяйства, лесозаготовок, обеспечивающих сохранение биологического разнообразия и связанных с лесом ресурсов;

– повышение качества лесной продукции и обеспечение ее безопасности для жизни, здоровья, имущества населения и окружающей среды;

– подтверждение соответствия показателей качества продукции, заявленных изготовителем или продавцом, нормативным требованиям;

– повышение качества и конкурентоспособности продукции, поставляемой на зарубежный рынок, содействие ее экспорту путем документального подтверждения ее происхождения из устойчиво управляемых лесов;

– развитие международного сотрудничества Республики Беларусь в области лесного хозяйства и использования лесосырьевых ресурсов;

– выполнение международных обязательств Республики Беларусь в области сохранения лесов и их устойчивого управления, активное участие в международном экономическом и научно-техническом сотрудничестве.

Лесная сертификация строится на следующих принципах:

– добровольность – строго добровольное участие в процедуре лесной сертификации заявителей на ее проведение – будущих пользователей лесным сертификатом и Знаком лесной сертификации;

– независимость - исключение влияния любых заинтересованных сторон на результаты аккредитации и сертификации;

- объективность - оценка объектов сертификации на основании объективно определяемых показателей и признаков;

- компетентность - осуществляющие сертификацию участники процедуры обладают необходимой квалификацией, средствами и полномочиями, подтвержденными в процессе аккредитации;

- открытость - отсутствие ограничений на доступ к участию в работах по сертификации и информации по ее деятельности;

- интеграция Республики Беларусь в европейскую и мировую систему отношений и обязательств в области экономики, экологии и прав человека;

– интеграция в PEFC, что обеспечивается членством Республики Беларусь в Совете PEFC, признанием Системы лесной сертификации Советом PEFC и получением права выдачи сертификата PEFC;

– интеграция в единую систему сертификации Республики Беларусь;

- привлечение к участию в процессе сертификации широкого спектра заинтересованных сторон.

Объект лесной сертификации – предмет (участки лесной территории, системы лесоуправления и их аспекты, лесопользование, продукция, процесс, услуга, информация), связанный с лесом, его содержанием и использованием, подлежащий лесной сертификации.

Субъекты лесной сертификации – участники лесных отношений, т.е. субъекты хозяйствования, осуществляющие лесохозяйственную, лесозаготовительную, лесопромышленную деятельность, потребители лесопродукции, а также другие заинтересованные лица и организации.

В международной практике в понятии «лесная сертификация» различают сертификацию лесоуправления и сертификацию лесопродукции. Сертификация лесоуправления – процедура оценки соответствия управления лесами определенным региональным (национальным) стандартам. Сертификация лесопродукции (цепи прослеживания лесопродукции) – добровольная, обусловленная рынком инициатива, направленная на маркировку продукции из лесов, которые управляются в соответствии с международно принятыми принципами управления лесами.

Понятие «система лесной сертификации» означает совокупность выполнения работ по лесной сертификации для ее участников и правил функционирования системы в целом. Выделяют системы международного уровня, разработанные и принятые международной организацией на основе всеобщего согласия (например, FSC, PEFC), и национального уровня, принятые национальным органом по стандартизации и сертификации.

Законодательной базой лесной сертификации в республике являются следующие законы и законодательные акты: «Об охране окружающей среды»; «О защите прав потребителей»; «О техническом нормировании и стандартизации»; «Об оценке соответствия требованиям технических нормативных правовых актов в области технического нормирования и стандартизации»; «Об обеспечении единства измерений»; Лесной кодекс Республики Беларусь. Она также основывается на национальных стандартах и критериях устойчивого управления лесами, Общеевропейских критериях и показателях устойчивого управления лесами и осуществляется в рамках системы лесной сертификации PEFC.

Лесная сертификация в стране осуществляется на соответствие ТНПА устойчивого лесоуправления и лесопользования органами по лесной сертификации, аккредитованными Национальным органом по оценке соответствия Республики Беларусь в установленном Системой аккредитации Республики Беларусь порядке.