Структура познавательных процессов

I. Психология познавательных процессов

Основные виды деятельности,обеспечивающие существо­вание человека и формирование его как личности: это обще­ние, игра, учение и труд.

Сенсомоторные процессы — это процессы, в которых осу­ществляют связь восприятия и движения. В этих процессах различают четыре психических акта: 1) сенсорный момент ре­акции — процесс восприятия; 2) центральный момент реак­ции — более или менее сложные процессы, связанные с пере­работкой воспринятого, иногда различием, узнаванием, оцен­кой и выбором; 3) моторный момент реакции — процессы, оп­ределяющие начало и ход движения; 4) сенсорные коррекции движения (обратная связь).

Идеомоторные процессы связывают представление о дви­жении с выполнением движения. Проблема образа и его роли в регуляции моторных актов — центральная проблема психо­логии правильных движений человека.

Эмоционально-моторные процессы — это процессы, свя­зывающие выполнение движений с эмоциями, чувствами, пси­хическими состояниями, переживаемыми человеком.

Интериоризация — это процесс перехода от внешнего, ма­териального действия к внутреннему, идеальному действию.

Экстериоризация — это процесс превращения внутреннего психического действия во внешнее действие.

 

 

 

Рассмотрим структуру познавательных процессов, с помо­щью которых человек получает и осмысливает информацию, отображает объективный мир, преобразуя его в свой субъек­тивный образ.

Ощущение, восприятие, мышление служат неразрывными частями единого процесса отражения действительности. Чув­ственное наглядное познание предметов и явлений окружаю­щего мира есть исходное. Однако, ощущая, воспринимая, на­глядно представляя себе любой предмет, любое явление, чело­век должен как-то анализировать, обобщать, конкретизировать, другими словами, мыслить о том, что отражается в ощущени­ях и восприятиях. Ощущения, восприятия, представления, мышление, память составляют познавательные процессы.

Структура приема информации включает следующие эта­пы: Р —* ОЧ —* НИ —* ГМ —* ОЩ*--- ЦВ-----* (ЭП)-----*ОП-----* (М)-----* ОС <-------ВН.

Раздражитель (слуховой, зрительный) Р воздействует на органы чувств (ОЧ), в результате чего возникают нервные им­пульсы (НИ), которые по нервным проводящим путям посту­пают в головной мозг (ГМ), обрабатываются там и формиру­ются отдельные ощущения (ОЩ), на основе которых склады вается целостный образ восприятия (ЦВ) предмета, который сопоставляется с эталонами памяти (ЭП), в результате чего происходит опознание (ОП) предмета, а затем, при мыслен­ном сопоставлении текущей информации и прежнего опыта, посредством мыслительной деятельности (М) происходит ос­мысление (ОС), понимание информации. Внимание (ВН) дол-ясно быть направлено на прием и понимание информации.

 

ощуще­ния ВОСПРИ­ЯТИЯ ПАМЯТЬ ВООБРА­ЖЕНИЕ МЫШЛЕ­НИЕ
отражение целостное от- отражение отражение высшая фор-
отдельных ражение пред- прошлого будущего, ма отража-
свойств метов, непо- опыта и создание тельной дея-
предметов, средственно запечат- нового об- тельности,
непосред- воздействую- Лены е, раза на ос- позволяющая
ственно щих на органы сохра- нове про- понять сущ-
воздейст- чувств, в сово- нение и шлого опы- ность пред-
вующих на купности воспроиз- та метов и явле-
наши орга- свойств и при- ведение   ний, их вза-
ны чувств знаков этих чего-либо   имосвязь,
  предметов     закономер-
        ность разви-
        тия

 

 

Рис. 3. Познавательные психические процессы

 

ВОПРОС 16