Системы сертификации лесов других стран

Система лесной сертификации Норвегии

В Норвегии лесопокрытая площадь составляет около 12 млн. га. Основные лесообразующие породы – ель, сосна и береза. Приблизительно 80% лесов в стране принадлежат 120 тыс. семейных лесовладельцев, большинство из которых являются фермерами. Средняя площадь семейных лесовладений составляет около 50 га.

В 1988 г. было принято 23 основных стандарта по устойчивому управлению лесами Норвегии (Living Forest Standarts for Sustainable Forest Management in Norway). Рабочая группа, включающая представителей практически всех заинтересованных организаций и обществ, в процессе выработки руководящих нормативных материалов приняла во внимание экономические, экологические и социальные аспекты, подлежащие учету и отражению в основополагающих документах FSC, PEFC, ISO, EMAS и др. При этом в число важнейших проблем были включены: – вопросы, связанные с ведением лесного хозяйства частными лесовладельцами; – вопросы, касающиеся методов и технологий заготовки древесины; – строительство лесных дорог; – проблемы лесовозобновления и лесоводства; – строго ограниченное применение гербицидов; – стремление избежать осуществления мелиоративных мероприятий; – планирование и создание новых лесонасаждений и смена пород в существующих лесах могут быть осуществлены только по строго соблюдаемым рекомендациям; – специфические аспекты окружающей среды.

В 1997 г. по согласованию руководства проекта Living Forests с Неправительственной организацией по охране окружающей среды был создан Комитет по сертификации. Он определил несколько альтернативных путей организации групповой сертификации и описал, каким образом разработанные стандарты могут быть использованы при сертификации, независимо от выбираемой системы. Комитет определил лесную сертификацию как рыночный инструмент. Таким образом, в стране создалась гибкая система лесной сертификации, учитывающая особенности принятых в международной практике информационных и сертификационных систем.

В 1998 г. Германия наряду с Финляндией и Францией дала согласие быть координатором системы PEFC. Однако на этом пути встретились затруднения, поскольку не было национальных стандартов, согласованных с широким кругом заинтересованных сторон. Тогда же был разработан проект основных положений немецкой системы лесной сертификации FSC – Германский проект стандартов и передан в FSC на утверждение. В основе проекта лежат 10 принципов FSC. Различие состоит в критериях, уточняющих и конкретизирующих содержание принципов с учетом специфических условий Германии.

Австрия, ориентирующаяся преимущественно на импорт лесопродукции, в отличие от Скандинавских стран сделала упор на развитие рыночно ориентированной сертификации в большей степени, чем сертификации лесопользования как такового.

Отмечены три основных инициативы:

1. «Holz and Osterreich-naturlich-kontrolliert» – для маркировки заготовленной в Австрии древесины и продукции, на 50% изготовленной из австрийской древесины. Инициатива исходила от руководства лесным хозяйством и лесной промышленности Австрии.

2. Инициатива Австрийского министерства окружающей среды по созданию Рабочей группы, разрабатывающей модель сертификации лесопользования на базе стандартов ИСО.

3. Разработка системы FSC по инициативе «Непромышленных частных лесовладений».

Во Францияв 1996 г. для разработки вопросов добровольной лесной сертификации была создана Национальная рабочая группа. За основу были приняты Национальное законодательство и критерии Пан-Европейской системы. Созданная система ОРР (ORR – Organization, Regulation, Results) отражает управление с учетом сохранения окружающей среды, пригодное для частных лесовладений. Под «организацией» понимается объединение региональных институтов, регистрируемое на основе стандарта ИСО 14001. В соответствии с системой для частных владений Центрами лесовладельцев разрабатываются планы лесоуправления. Выполнение этих планов и устойчивое управление лесами контролируются центрами и другими лесными административными организациями.

Великобритания обладает незначительными лесными ресурсами и является крупнейшим импортером лесопродукции. Ее рынок очень чувствителен к продукции, производимой с учетом охраны окружающей среды. Поэтому здесь вопросы сертификации прорабатывались очень активно.

По инициативе лесопромышленного Комитета Великобритании разработана система Woodmark, основанная на рыночном подходе. Эта марка свидетельствует о происхождении древесины из лесов, управление которыми осуществляется в соответствии с законодательством и рекомендациями властей. При ее использовании требуется, чтобы 90% древесного сырья, включая вторичное, было английского происхождения.

В 1997 г. около 4000 частных и государственных участков леса имели право использовать эту марку. В то же время Бумажная Федерация Великобритании организовала Рабочую группу по лесной сертификации и предложила ввести единый логотип, объединяющий все существующие маркировочные системы. На практике это означало создание системы гармонизации различных сертификационных систем для лесоуправления и лесопродукции.

В соответствии с другой инициативой – правительственной – в 1995 г. был разработан и в 1998 г. опубликован Лесохозяйственный Стандарт Великобритании (UK Forestry Standard). Он определяет рамки для защиты и лесоуправления в будущем и отражает основные принципы, принятые в Рио-де-Жанейро в 1992 г. и в Хельсинки в 1993 г.

Согласно стандарту Лесохозяйственная Комиссия планировала разработку аудиторского протокола для проведения независимой сертификации лесов в стране. В тесной связи с представителями FSC и другими организациями Комиссия провела работу по согласованию протокола со многими заинтересованными сторонами. Конечной целью был стандарт для сертификации лесоуправления, базирующийся на правительственных нормативах, и проект стандарта FSC.

В Нидерландах правительство начало проводить политику по использованию продукции из лесов с устойчивым управлением начиная с 1995 г. В 1997 г. был опубликован документ «Сертификация и устойчивое управление лесами (минимальные требования)». Четыре минимальных требования затрагивали экологические функции, адекватные управляющие системы, независимые сертифицирующие организации и жизненные системы сертификации «цепочки продукции». В маркируемом продукте допускалось наличие до 30% несертифицированного волокна с обязательным указанием при маркировке состава смеси. Практика сертификации свидетельствовала о том, что большинство продукции было оценено по системе FSC.

Также следует отметить активное участие на национальном уровне в вопросах устойчивого лесопользования и лесной сертификации таких стран, как Малайзия, Индонезия, Япония, Китай, Бразилия, стран Африки и др. Всего по информационным данным в разных регионах мира идет процесс разработки и развития более 50 национальных и международных систем лесной сертификации.

Несмотря на то, что современный рынок продукции лесного комплекса предлагает десятки систем сертификации и маркировок, подтверждающих соответствие данной продукции экологическим и социальным требованиям, реально действующими системами остаются лишь некоторые из них, остальные либо исчезают, либо сливаются с другими системами.

Для европейского рынка наиболее действенными и известными являются три международные системы: PEFS, FSC и ISO. Подтверждают это данные табл. 2 (по состоянию на 2007 г.), где приведена площадь лесов, прошедших процедуру лесной сертификации по различным схемам в разных регионах мира.

Табл. 2. Площадь сертифицированных лесов по различным

схемам и регионам мира, млн. га

Наименование схемы Северная Америка Южная и Центральная Америка Европа Азия Океания Африка Россия
FSC 27,3 9,6 29,6 1,6 1,3 2,5 12,8
PEFC 128,3 2,3 57,4 5,7
Другие схемы 11,0 4,8 1,2

Контрольные вопросы

1. Что представляет собой Российская национальная система лесной сертификации?

2. Назовите основные принципы Российской системы лесной сертификации (РССЛ).

3. Каковы особенности шведской системы лесной сертификации?

4. Дайте краткое описание канадской системы лесной сертификации CSA.

5. В чем сущность финской системы лесной сертификации FFCS?

6. Что является основой норвежской системы лесной сертификации?

7. В чем различие между международными и национальными системами сертификации?

8. Что Вы знаете о системах лесной сертификации в Великобритании и Германии?

9. Какие наиболее действенные и известные международные системы сертификации для европейского рынка?

 

Лекция 5. Практика сертификации в Республике Беларусь

Национальная система подтверждения соответствия

Республики Беларусь

На основании Закона Республики Беларусь «Об оценке соответствия требованиям технических нормативных правовых актов в области технического нормирования и стандартизации» (принят в 2004 г.) деятельность по сертификации в нашей стране осуществляется в Национальной системе подтверждения соответствия Республики Беларусь.

Национальная система подтверждения соответствия Республики Беларусь (Система) – это установленная совокупность субъектов оценки соответствия нормативных правовых актов и технических нормативных правовых актов в области технического нормирования и стандартизации, определяющих правила и процедуры подтверждения соответствия и функционирования системы в целом.

Цели Системы:

– удостоверение соответствия объектов оценки соответствия требованиям технических нормативных правовых актов (ТНПА);

– содействие потребителям в компетентном выборе продукции (услуг);

– защита отечественного рынка от некачественной продукции;

– снижение технических барьеров в торговле;

– содействие повышению качества и конкурентоспособности отечественной продукции.

Основные положения Системы в Беларуси регламентированы техническим кодексом установившейся практики ТКП 5.1.01–2004 «Национальная система подтверждения соответствия Республики Беларусь. Основные положения». Данный ТКП является основополагающим в комплексе технических кодексов и стандартов, устанавливающих порядок сертификации групп продукции, услуг, систем управления качеством, систем управления окружающей средой, компетентности персонала.

В Системе осуществляются такие виды деятельности, как: сертификация продукции; декларирование соответствия продукции; сертификация услуг, систем управления качеством, в том числе систем менеджмента качества, систем управления окружающей средой и др.; сертификация профессиональной компетентности персонала; инспекционный контроль за сертифицированной продукцией, услугами, персоналом; подготовка и аттестация экспертов-аудиторов по качеству; ведение реестра Национальной системы подтверждения соответствия Республики Беларусь; организационно-методическая помощь в области подтверждения соответствия и др.

Оценка соответствия осуществляется на основе принципов гармонизации, идентичности правил и процедур, конфиденциальности.

Структура Системы и участники подтверждения соответствия представлены на рис. 4.

Рис. 4. Структура Национальной системы подтверждения соответствия Республики Беларусь

К документальным свидетельствам оценки соответствия относятся аттестат аккредитации, сертификат соответствия, декларация о соответствии и сертификат компетентности.

Согласно международной практике Система имеет свои знаки соответствия. Организации всех форм собственности и видов деятельности, а также индивидуальные предприниматели, подтвердившие соответствие своей продукции, услуг, систем управления установленным требованиям в рамках Системы, имеют право на маркировку этими знаками соответствия продукции (тары, упаковки), документации, рекламных материалов.

В системе предусмотрено применение схем сертификации, основанных на схемах, принятых в ИСО, и схемах декларирования соответствия, учитывающих принятый в ЕС модульный подход к подтверждению соответствия. Все работы по подтверждению соответствия оплачиваются заявителем в зависимости от их трудоемкости, утвержденной Госстандартом.

Председатель Госстандарта является руководителем Национального органа по оценке соответствия, в числе основных функций которого: реализация единой государственной политики в области подтверждения соответствия; организация, проведение и координация работ Системы; представление страны в соответствующих международных и межгосударственных организациях; аттестация экспертов-аудиторов по качеству и др.

Основная функция Совета Системы – выработка рекомендаций по ее деятельности и развитию. Основная функция Апелляционного совета – рассмотрение поступивших в его адрес апелляций и принятие по ним решений. Основная функция органа по сертификации – проведение подтверждения соответствия в закрепленной области деятельности согласно правилам процедуры Системы.

Подтверждение соответствия в рамках Системы может носитьобязательный или добровольный характер. Госстандарт утверждает и актуализирует при этом Перечень продукции, услуг, персонала и иных объектов оценки соответствия, подлежащих обязательной сертификации.

Требования к аккредитованным органам по сертификации, осуществляющим ее, установлены в соответствующих технических кодексах. При отсутствии аккредитованного органа по сертификации продукции, услуг, систем управления, персонала работы по сертификации может проводить Национальный орган по оценке соответствия Республики Беларусь.

Подтверждение соответствия в рамках международных или региональных систем, к которым присоединилась Республика Беларусь, проводится на соответствие требованиям принятых в этих системах документов, не противоречащих требованиям ТНПА нашей страны.

Работы по подтверждению соответствия проводятся экспертами-аудиторами по качеству, а испытания продукции осуществляются в аккредитованных испытательных лабораториях(центрах) согласно требованиям Системы аккредитации Республики Беларусь.

Сертификаты соответствия на продукцию, услуги и системы управления, декларации о соответствии на продукцию, сертификаты компетентности персонала, а также сертификаты экспертов-аудиторов по качеству включаются в реестр Системы. Реестр Национальной системы подтверждения соответствия Республики Беларусь – совокупность данных, формируемых Комитетом по стандартизации, метрологии и сертификации, о выданных сертификатах соответствия, сертификатах компетентности, зарегистрированных декларациях соответствия, внесении в них изменений и дополнений, приостановлении, отмене, прекращении, продлении срока их действия.

Несоответствие продукции, услуг, систем управления и персонала, прошедших подтверждение соответствия, обязывает орган по сертификации приостановить либо отменить действие сертификатов соответствия, регистрацию деклараций о соответствии и передать данную информацию в реестр Системы.

В Системе предусмотрено признание иностранного сертификата эксперта-аудитора по качеству, которое осуществляется комиссией Национального органа по оценке соответствия.