ВОПРОС 7

Человек включен в мир, является частью мира. Нельзя понять человека, если не рассматривать, во что он встроен. Человек не наблюдатель в мире, он в мире живет, он — его часть. Природа—общество—культура — вот3 сферы мира, в которых живет человек.

Важнейшие особенности деятельности
животных человека
Инстинктивно-биологическая деятельность Направляется познавательной по­требностью и потребностью в об­щении
Нет совместной деятельности, групповое поведение животных подчинено исключительно био­логическим целям (питания, размножения, самосохранения) Человеческое общество возникло на основе совместной трудовой деятельности. Каждое действие приобретает для людей смысл лишь в силу того места, которое оно занимает в их совместной дея­тельности
Руководствуется наглядными впечатлениями, действует в рамках наглядной ситуации Абстрагирует, проникает в связи и отношения вещей, устанавливает причинные зависимости
Типичны наследственно-закре­пленные программы поведения (инстинкты). Научение ограни­чивается приобретением инди­видуального опыта, благодаря которому наследственные видо­вые программы поведения при­спосабливаются к конкретным условиям существования жи­вотного Передача и закрепление опыта че­рез социальные средства общения (язык и другие системы знаков). Закрепление и передача опыта по­колений в материальной форме, в форме предметов материальной культуры
Могут создавать вспомогатель­ные средства, орудия, но не со­храняют их, не используют ору­дия постоянно. Животные не способны изготавливать орудия с помощью другого орудия Изготовление и сохранение орудий труда, передача их последующим поколениям. Изготовление орудия с помощью другого предмета или орудия, изготовление орудия впрок предполагало наличие образа бу­дущего действия, т. е. появление плана сознания
Приспосабливаются к внешней среде Преобразуют внешний мир в соот­ветствии со своими потребностями

 

Но психика человека это не только сознание, но и бессозна­тельное.

Сознание и бессознательное работают в режиме гармони­ческого единства:

• в зоне ясного осознания человека находили лишь частьпостоянных сигналов, они используются для осознанно­го управления поведением;

• выбор стратегии поведения;

• поиск новых способов решения;

• остальные сигналы используются для регуляции процес­сов, но на подсознательном уровне, для регуляции пове­дения, протекающего без непосредственного участия со­знания.

БЕССОЗНАТЕЛЬНОЕ проявляется:

• в психических явлениях во сне;

• в автоматизированных движениях в некоторых неосоз­нанных побуждениях к деятельности;

• в реакциях на неосознанные раздражители.