Анализ рынка
Стратегии
Цели и задачи
В этом разделе дается характеристика проекта с учетом его социально-экономической значимости а также цели и задачи проекта или предприятия. Цели проекта подразделяются на основные и дополнительные с учетом их соответствия цели-миссии предприятия – реализатора проекта. Кроме того определяется соответствие дополнительных целей цели-миссии или основным целям. Цели и задачи определяются в зависимости от типа бизнес плана, стратегические и тактические и соответственно на ближайший период и на перспективу.
В соответствии с выбранными и сформулированными целями определяется перечень задач, решаемых в ходе реализации проекта. При постановке задач необходимо учитывать их реальность и возможности выполнения. Постановка задач осуществляется с указанием объемов, сроков и исполнителей (при необходимости). По каждой поставленной задаче определяется проблемы, которые могут возникнуть при её достижении. В отдельных случаях задача по реализуемому проекту может быть единственной соответствующей общей цели реализации проекта.
При разработке бизнес плана дополнительно обосновывается и формулируется стратегия в том случае, если она не соответствует основной стратегии развития бизнеса. Стратегия должна полностью соответствовать целям, определенным в предыдущем разделе.
Под стратегией понимается основное направление развития бизнеса, в котором отражаются основные цели реализуемого проекта и одновременно цели рыночного функционирования бизнеса. Подробно данный раздел разрабатывается в случае изменения рыночной философии фирмы или реализации проектов, результатом которых является слияние или поглощение. При разработке стратегии в бизнес-плане следует опираться на общую классификацию рыночных стратегий. Перечень возможных рыночных стратегий представлен во втором разделе пособия.
В разделе требуется обосновать возможность реализации проекта в конкретных рыночных условиях с учетом объективно существующих внешних факторов. При этом следует дать общую характеристику рынка сбыта данной продукции, потребности и объемов производства продукции в районе, области, Российской Федерации, оценить значимость данного производства для экономического и социального развития района, области или страны, указать ожидаемую долю организации-заявителя в производстве продукции в районе, области, страны, указать наименования и адреса основных производителей товара - потенциальных конкурентов, их сильные и слабые стороны.
В этом разделе должно быть показано, что продукция или услуги имеют рынок сбыта, а у данного предприятия есть возможность предприятия добиться успеха на этом рынке. Необходимо охарактеризовать барьеры при выходе на новые рынки, показать затраты в связи с выходом на рынок и возможные риски.
В разделе должны быть представлена полная характеристика рынка:
- размеры рынка (регион, РФ, СНГ, мировой рынок);
- уровень и тенденции развития рынка;
- динамика цен на рынке за последние 5 лет;
- специфические особенности рынка, например, трудности доступа к операциям на рынке;
- независимые прогнозы относительно развития рынка в будущем;
- предполагаемая доля рынка, которую займет продукция предприятия;
- планы относительно зарубежных рынков; экспортный потенциал;
- особые цели на рынке.
Характеристика потребителей продукции:
-тип потребителя(покупатели, производители, единичные самостоятельные потребители и т.п.);
- их географическое расположение;
- их мнение о продукции.
Стратегия продвижения продукции на рынок:
- расчет и обоснование цены. ценовая политика;
- система распределения (продаж) в настоящее время и в перспективе;
- реклама;
- стимулирование сбыта;
- сервис и гарантийное обслуживание;
- связи с общественностью.
Характеристика конкурентов:
- перечень предприятий - основных конкурентов;
- их сильные и слабые стороны;
- их финансовое положение;
- уровень технологии;
- удельный вес в обороте рынка;
- используемые конкурентами стратегии маркетинга;
- возможная реакция конкурентов.