I. Введение в психологию
КУРС ЛЕКЦИЙ ПО ЭТИКЕ
Лекция 10.
Социально-нравственные добродетели 291
Лекция 9.
Нравственность перед искушением иномирностью 253
Лекция 8.
Лекция 6.
Лекция 5.
Лекция 4.
Лекция 3.
Лекция 2.
Лекция I.
Введение. Человек как моральное существо 3
Пути уобра и зла.............................................. 9
1. Понятия добра. Добро и польза.................... 9
2. Понятие зла. Откуда в мире зло?................. 15
3. Добро и зло
в религиозном и безрелигиозном сознании. 27
4. Диалектика добра и зла............................... 33
Человек свободный и ответственный..... 43
1. Сущность свободы..................................... ,43
2. Проблемы свободного выбора................... 51
3. Свобода и ответственность......................... 57
4. Перед кем ответствен человек?
За что ответствен человек?......................... 65
5. Проблема автономии морали.
Как судить о свободно совершенном поступке? .... 73
Между долгом и виной................................. 81
1. Суровый мир долга...................................... 81
2. Совесть — внутренний сторож.................... 92
3. Стыд как страх осуждения........................... 97
4. Вина и раскаяние........................................ 110
Честность и справедливость.................... 117
1. Правда как высшая ценность...................... 117
2. Ложь и обман............................................. 123
3. Честность: слово, дело, самоосознание.... 131
4. Проблема доверия..................................... 140
5. Справедливость: история и виды............... 144
6. Чувство справедливости и ее созидание.... 153
Достоинство человека................................ 159
1. Понятие достоинства................................. 159
2. Как сохранить достоинство?...................... 165
3. Исторические изменения понятия достоинства.. 169
4. Достоинство, гордость, гордыня............... 176
Влюбленность и любовь........................... 183
1. Магический мир влюбленности................... 183
2. Проблема разочарования.......................... 189
3. Любовь как чувство
и деятельная способность......................... 195
5. Противоречия любви................................. 205
6. Эгоизм и «любовь к себе».......................... 217
Лекция Т,
Счастье и смысл жизни.............................. 221
1. Три представления о счастье..................... 221
2. Темное и светлое мировосприятие............ 232
3. Счастье и смысл жизни.............................. 242
1. Нравственный смысл ориентации на жизнь 253
2. Пути иномирности или метафизический
компромисс?.............................................. 260
3. Трансформация сознания
в контексте человеческой морали.............. 272
4. Мера и любовь........................................... 286
1. Что является
социально-нравственными добродетелями? 291
2. Трудолюбие против лени............................ 293
3. Добродетель мужества.............................. 303
4. Патриотизм и гражданственность............... 311
5. Добродетели коммуникации....................... 323
6. Любовь к семье.......................................... 336
Зачем воспитывать человека?................. 345
1. Какой человек нужен обществу?................ 345
2. Многоликий воспитатель............................ 358
3. Самовоспитание и его высшие цели........... 368
Научное издание
Золотухина-Аболина Елена Всеволодовна
Редактор Г. И. Медведева Обложка художника С. А. Каштанова
Корректор Г. Ф. Самокиш Оригинал-макет И. В. Нагорновой
Лицензия ЛР № 065194 от 2 июня 1997 г.
Подписано в печать 25.02.99. Формат 84й108/32. Бумага газетная. Печать офсетная. Гарнитура Тайме. Усл. печ. л. 20,16. Уч.-изд. л. 19,9. Тираж 5 000 экз. Заказ № 49.
Издательство «Феникс»
344007, Ростов-на-Дону,Соборный,17
Отпечатано с готовых диапозитивов в ЗАО «Книга» 344019, г. Ростов на-Дону, ул. Советская, 57
Вопрос 1. Возникновение психологии как науки....................................................7
Вопрос 2. Отрасли психологии......,...........................................................................8
Вопрос 3. Задачи и место психологии в системе наук ……………………..........11
Вопрос 4. Методы психологии.................................................................................13
Вопрос 5. Основы функции психики. Особенности
психического отражения..........................................................................................16
Вопрос 6. Основные этапы развития психики
в филогенезе..............................................................................................................18
Вопрос 7. Структура психики человека..................................................................21
Вопрос 8. Психика и особенности строения мозга................................................23
Вопрос 9. Наследственность, среда, психика: общее
и индивидуальное в психике ...................................................................................27
Вопрос 10. Индивид, личность, индивидуальность...............................................30
Вопрос 11. Способности как проявление индивидуального
в психике....................................................................................................................32
Вопрос 12. Генетические и морфологические различия
мужчин и женщин.....................................................................................................34
Вопрос 13. Психологические и социально-психологические
половые различия......................................................................................................37
Вопрос 14. Человек как субъект деятельности.......................................................41