Знающих людей

Побуждение брать знание из уст

Введение

Предостережение не ограничиваться лишь изучением книг.

Побуждение брать знание из уст знающих людей.

Введение.

Приобретение знания у шейхов

Часть четвертая

У кого тебе следует учиться?

 

состоит из 3 глав

 

Глава первая. Приобретение знания у шейхов

Глава вторая. Как выбирать учителя?

Глава третья. Путешествие в поисках знания
Глава первая

 

Если Великий и Могущий Аллах даст тебе такое благо учиться у знающего и заслуживающего доверия шейха, то это явится залогом твоего успеха и удачи, поскольку он возьмет тебя за руку и приведет к знанию кратчайшим путем, угостит вкуснейшим нектаром из собранного им меда (знания). Он начнет твое обучение с самого нужного для тебя знания[353], последовательно закладывая и укрепляя в тебе его основы. Тебе ясно представится путь (к знанию), и тебе не придется в растерянности бросаться из стороны в сторону в его поисках.

 

 

Ничто не даст тебе такого знания, как знающих
людей уста,

Стремись же к знанию и без скуки учись у них, но никогда

Не черпай знания из книг, (довольствуясь лишь
только ими).

Ведь их недуг, то бишь ошибки, тебя охватит
навсегда.

Автор «Хильйат талиб аль-‘ильм» сказал: «В основе своей знание приобретается путем его преподавания и перенимания у учителей, тесного общения с шейхами[354] и его восприятия из уст знающих людей, а не из (написанных) страниц и книг. Что касается первого, то это означает, что знатное (т.е. знание) должно восприниматься от знатного человека, умеющего говорить, – Это учитель. Что же касается второго, т.е. восприятия из книг, то они книги безмолвны, и какое же они могут иметь отношение к знатности?

Говорят: «Кто войдет в (мир) знания один, тот один оттуда и выйдет». Т.е. кто примется за учебу, не найдя себе шейха, тот закончит ее, не приобретя никакого знания. Ведь знание – это мастерство, а любое мастерство немыслимо без мастера, а значит, для того, чтобы ему научиться, необходим искусный учитель.

С этим согласны почти все люди, обладающие знанием, лишь за некоторым исключением, например, ‘Али ибн Ридван аль-Мисри ат-Табиб (ум. 453 г.х.). Но ему возразили ученые как из числа его современников, так и более поздние из них. Аз-Захаби, да смилуется над ним Аллах, в его биографии сказал: «У него не было шейха, и он учился по книгам. Он написал книгу о научении делу по книгам, (сказав), что это лучше, чем (учиться) у учителей. И это ошибка (с его стороны)».[355]

Приобретение знания у шейхов имеет свои особенности и преимущества, которых не найти, занимаясь по книгам. «Ведь они ученые, которые долгое время учились и обучали. Воспринимая знание у них, они поправят написанное, уточнят, объяснят все тонкости знания, передадут опыт. И ничего подобного ты не сможешь найти в книгах».[356]