Изучение и повторение пройденного

А) Слова предшественников, побуждающих повторятьизученное

Али, да будет доволен им Аллах, сказал: «Изучайте хадисы все вместе и не допускайте, чтобы их изучали без вас».

Ибн ‘Аббас, да будет доволен Аллах ими обоими, сказал: «Если вы услышите от меня хадис, то повторяйте его между собой».

Абу Са‘ид, да будет доволен им Аллах, сказал: «Изучайте хадисы и повторяйте их между собой, поскольку, говоря об одном хадисе, вспоминается и другой».

Вот один ученый говорит, порицая учеников аль-Ауза‘и: «Почему вы не собираетесь вместе и не повторяете?!».

Б) Необходимость повторения изученного

Не повторяя, человек того, что знает,

Не умножая знания свои,

Придет тот день, и все забудет сразу,

(И огорчат его оставшиеся дни).

Пренебрежение повторением – гибель для знания. Разве ты не видишь, как погибает посаженное дерево, которое не поливали? Знание – то самое дерево, а поливать его – значит повторять.

Абу Хилаль аль-‘Аскари сказал: «Заучивание дается только благодаря большому усердию, постоянным занятиям и беспрестанному повторению. Повторение же оживляет знание. Если человек не будет заниматься, он не сможет выучить, а если не будет повторять, то польза от этих занятий будет небольшая. Кто будет полагаться на книгу и откладывать уроки и повторение, тот не увидит плодов своих стараний и усердия».

Мой брат, искатель знания! Выдели себе один день в неделю[334] для повторения заученного тобой наизусть, и еще один для повторения пройденного.[335] И не забывай повторять каждый раздел знания, который ты выучил наизусть или усвоил, «ведь повторение усвоенных значений влияет на ум человека точно так же, как многократное проговаривание слов влияет на язык. И не добьется успеха тот, кто ограничивается лишь обдумыванием и осмыслением сказанного шейхом в его присутствии, затем забрасывает и больше не возвращается к этому».[336]

Смотри же, смотри, пусть не надоедает тебе повторять, ведь усвоение нового возможно только после закрепления старого. «Сколько людей, пренебрегших повторением уже заученного, затратили впоследствии уйму времени, чтобы вернуть уже забытое».[337]

В) Коллективное повторение и его правила

Повторение бывает индивидуальным, когда учащийся повторяет один, и коллективным, когда он повторяет вместе с кем-то из своих братьев или с некоторыми из них. Коллективное повторение имеет огромную пользу, поскольку оно оттачивает ум, развивает мышление, развязывает язык и учит красиво изъясняться.

«Искатель знания должен повторять заученное им вместе с тем, кто занимается тем же разделом знания, что и он, причем уровень его знания может быть как выше, так и ниже или равным ему. Ведь благодаря подобному повторению заученное человеком закрепляется, овладевается более свободно, становится более ясным, укрепляется и приумножается в зависимости от количества повторений. И один час, потраченный на повторение вместе со знающим человеком, принесет тебе больше пользы, чем несколько часов или даже дней, проведенных за чтением или заучиванием».[338]

Да, час, потраченный тобой на изучение какого-нибудь вопроса вместе с твоими братьями, может принести тебе больше пользы, чем целый месяц, проведенный за заучиванием и повторением. Но при условии, что подобное изучение не перерастет в бесплодный спор и пустое препирательство и не выйдет за рамки норм поведения, предусмотренных шариатом. «Во время повторения и обсуждения вопросы должны решаться по порядку, один за другим, и не следует переходить к следующему вопросу прежде, чем будет решен предыдущий. Когда кто-нибудь обсуждал с аш-Шафи‘и, да смилуется над ним Аллах, какой-нибудь вопрос и, (не решив его), переходил к другому, он говорил ему: «Закончим прежде с этим вопросом, а затем перейдем к тому, что ты хочешь».[339] Поэтому следует избегать повторения изученного вместе с тем, кто любит спорить и препираться, а также с глупым и слабоумным человеком.