Яркий пример связи заучивания с пониманием

Предостережение

Что способность понимать и извлекать что-то новое

 

Автор книги «аль-Хитта…» сказал: «(Умение) запоминать – это еще не способности к знанию. И кто больше внимания будет уделять запоминанию, нежели приобретению навыков, тот не сможет свободно разбираться в вопросах знания. Поэтому ты можешь видеть, как тот, кто научился заучивать, ничего толком не смыслит ни в одной из областей знания, и, когда он обсуждает что-либо или спорит, ты находишь, что его способности к знанию ограниченны. И если кто думает, что способности человека к знанию – это заучивание, тот ошибается. Под этим подразумевается лишь способность извлекать и выводить что-то новое, быстро переходить от признаков к искомому, от обязательных составляющих к целому и наоборот. И если к этому добавить способность человека быстро вспоминать необходимое, то как прекрасно то, к чему мы стремимся».[327]

 

Хотим обратить внимание на то, что те, кто порицает нас за заучивание, имеют в виду заучивание, лишенное осмысления и понимания.

А что касается тех, кто побуждает к нему, то они имеют в виду заучивание, которое мы противопоставляем простому записыванию знания на бумагу, не запоминая его. И они говорят:

Знание – не то, что мы храним лишь в сумках,

А то, что в грудь запало к нам, а не осталось только в книжках.

А также:

Ты пишешь знание на бумагу, затем в корзину бросишь ты,

И в голове не оставляя, не учишь, значит, не надейся ты

На свой успех. А тот, кто учит, когда осмыслит и поймет,

Когда ошибки все исправит, тогда успех его найдет.

Один бедуин сказал: «Буква в уголке твоего сердца лучше, чем десять в твоих книгах».

Аль-А‘маш сказал: «Заучивайте собранное вами (знание), поскольку (человек), который его собирает, но не учит, подобен человеку, который сидит за столом, берет кусок за куском и бросает назад. Когда же он насытится?!».

Йунус ибн Хабиб услышал, как один человек прочел стихи:

Он знание свое бумаге вверил на хранение и потерял.

Как плохо знание хранится на бумаге!

И, (услышав это), Йунус воскликнул: «Да разразит его Аллах! Как бережно хранит он знание, как усердно он его заучивает! Твое знание – часть твоей души, а богатство – часть твоего тела. Храни же знание, как ты оберегаешь свою душу, и храни свое богатство, как ты оберегаешь свое тело».

 

 

Заучивание текстов, их осмысление и извлечение из них нового я могу сравнить только с маслиной, брошенной в пресс для выжимания масла. Заученный текст – это та маслина, брошенная в пресс, это продукт, из которого выжимают масло, то бишь знание. А пресс – это обдумывание, размышление и непрестанное осмысление текста. И каждый раз, когда ты бросаешь тексты[328] в пресс раздумий, размышлений и осмысления, ты выжимаешь из них масло, т.е. знание и понимание религии.

И никогда не говори: «Этот пример не убеждает меня в необходимости заучивать, поскольку эти тексты у меня всегда под рукой, даже если я их не выучу». Но, не заучив, ты не сможешь в полной мере извлечь из них пользу, они ускользнут от тебя. Лучшим примером для этого послужит то, как если бы мы представили двух ученых, которые хотят растолковать какую-то суру из Священного Корана и оба одинаково способны понимать и извлекать новое. Но один из них знает эту суру наизусть, а другой нет. И несомненно, что тот, кто знает ее наизусть, поймет ее лучше и извлечет больше содержащихся в ней смыслов. Это должно быть очевидно, ин ша Аллах.[329]
Глава третья