Что необходимо заучивать

Введение

Яркий пример связи заучивания с пониманием.

Определенные средства, помогающие заучивать Священный Коран.

Наше пренебрежительное отношение к заучиванию наизусть сегодня.

Высказывания ученых, побуждающих заучивать наизусть.

Что необходимо заучивать.

Введение.

И преемственность

 

Разные этапы освоения одной области знания должны следовать друг за другом поочередно, поскольку непоследовательность «и разрыв между ними – это один из путей, ведущих к забыванию и оторванности отдельных вопросов этой области знания друг от друга, что затрудняет приобретение человеком соответствующих навыков. А если человек, не забывая, сможет держать в голове и начало, и конец, то приобрести навыки ему будет легче, они будут более тесно связаны и больше будут соотноситься с ним по характеру, поскольку навыки приобретаются только благодаря последовательности и повторяемости мысли».[318]

 

4. Правило четвертое: необходимость изучения каждой области знания отдельно от другой[319]

Рассредоточение мысли более чем в одном направлении ослабляет ее, подобно тому, как полководец дислоцирует свои войска по нескольким направлениям или торговец распределяет деньги между несколькими фирмами.

Не приступай к изучению сразу двух областей знания одновременно, если сможешь, поскольку в этом случае ты не овладеешь в совершенстве ни одной из них, «ведь мысль окажется рассредоточенной и будет переходить от осмысления одного знания к постижению другого».[320]

Автор «Тазкират ас-сами‘ ва-ль-мутакаллим» сказал: «Пусть он, (т.е. преподаватель), не предоставляет своему ученику возможности заниматься изучением сразу двух областей знания, если он не овладел ими, а пусть научит его сначала более важному, а затем менее важному».[321]
Глава вторая

Осмысленное заучивание

5. Заучивание – не самоцель.

6. Способность заучивать – не то же самое, что способность понимать.

 

Таким заголовком, как «Осмысленное заучивание», мы хотели подчеркнуть необходимость именно заучивания, потому что необходимость осмысления вряд ли кто будет отрицать. Для прежних ученых заучивание, сопровождающее понимание, было само собой разумеющимся делом. Аль-Халил сказал: «Выбирайте в книгах небольшую часть, с тем, чтобы заучить, и читайте как можно больше, с тем чтобы понять».

 

Есть разделы знания, которые немыслимы без заучивания, особенно, (если речь идет о) младших учащихся. И искатель знания должен обратить свое внимание на это.

Ибн аль-Джаузи сказал: «Есть люди, которые проводят время, заучивая не самое потребное. Несмотря на то, что всякое знание благо, лучше всего начинать с более важного и лучшего».[322]

Наиболее важным из того, что следует заучивать, являются следующие пять разделов знания, приводимые в порядке своей значимости:

1. заучивание Священного Корана;

2. заучивание как можно большего числа хадисов и преданий о делах предшественников;

3. заучивание стихотворных произведений по различным областям знания, как, например, «Альфийа» Ибн Малика по грамматике, «Альфийа» аль-‘Ираки или ас-Суйути по терминологии хадисов и др;[323]

4. заучивание стихов, побуждающих к отрешенности, призывающих к воспитанию в себе лучших нравственных качеств и т.п;

5. заучивание мудрых изречений и высказываний, передаваемых со слов предшественников.