Внешний вид и образ жизни искателя знания

Благородство

Благородство.

2. Внешний вид и образ жизни иска­теля знания.

 

 

Искатель знания, ты должен отстраняться от «развлечений и забав, и не должен вести себя непристойно на собраниях, говоря нелепости, громко смеясь, хохоча, рассказывая много анекдотов, предаваясь непомерным шуткам. Дозволительными считаются только легкие, забавные и занимательные шутки, не выходящие за рамки приличия и не нарушающие правил, которыми руководствуется обладатель знания. Что же касается беспрестанных непристойных, нелепых, вызывающих (у людей) гнев и приносящих неприятности острот, то они возбраняются, а неумеренность в шутках унижает человека и умаляет его достоинство».[294]

И ты, искатель знания, должен отличаться «благородством и теми чертами, которые побуждают тебя к нему: высокими нравственными качествами, радушием, распространением приветствий, терпением к людям, сознанием собственного достоинства, но не заносчивостью, величием, но не высокомерием, храбростью, но не слепой приверженностю ко всему своему. И в своем характере, словах и делах ты должен освободиться от всего, что мешает тебе быть благородным: унизительного ремесла, дурных качеств, как, например, тщеславие, дела напоказ, заносчивость, кичливость, презрительное отношение к другим и посещение сомнительных мест».[295]

 

Знай, искатель знания, что порядок и аккуратность (во всем) помогают душе оставаться чистой и спокойной. Так необходимо следить за своим внешним видом, за порядком в своем кабинете и класть все вещи на свои места.[296]

В хадисе говорится:

إِنَّ الْهَدْيَ الصَّالِحَ ، وَالسَّمْتَ الصَّالِحَ ، وَالإقْتِصَادَ ، جُزْءٌ مِنْ خَمْسَةٍ وَعِشْرِينَ جُزْءًا مِنْ النُّبُوَّةِ

«Праведный образ жизни, приятный внешний вид и умеренность являются одной двадцать пятой частью пророчества».[297]

Ибн Сирин сказал: «Они учились, как правильно себя вести, так же, как учились знанию».

Малик сказал: «Тот, кто постигает знание, должен быть важным, умиротворенным и богобоязненным, а также следовать по пути своих предшественников».

Искатель знания! Твоя одежда должна быть чистой, ты должен опрятно выглядеть и одеваться, чтобы люди тянулись к тебе, а не избегали тебя. Пророк, , увидел человека с растрепанными волосами и сказал:

أَمَا كَانَ يَجِدُ هَذَا مَا يُسَكِّنُ بِهِ شَعْرَهُ

«Неужели он не нашел, чем привести в порядок свои волосы?» А также он увидел другого человека в грязной одежде и сказал:

أَمَا كَانَ هَذَا يَجِدُ مَاءً يَغْسِلُ بِهِ ثَوْبَهُ

«Неужели он не нашел воду, чтобы выстирать свою одежду?».[298]

Пророк, , также сказал:مَنْ كَانَ لَهُ شَعْرٌ فَلْيُكْرِمْهُ

«Пусть тот, у кого есть волосы, проявляет к ним уважение[299]».[300]

И не забывай, искатель знания, что у пророка, да благословит его Аллах и приветствует, была сикка[301], которой он себя умащал.[302]

Аль-Хатиб аль-Багдади в своей книге «аль-Джами‘» написал главу под названием «Ислах аль-мухаддис хай’атаху ва ахзуху ривайат аль-хадис зинатаху» («Улучшение мухаддисом своего внешнего вида и необходимость хорошо выглядеть, рассказывая хадисы»), где он говорит: «Рассказывая хадисы, мухаддис должен выглядеть наилучшим образом, одевшись во все лучшее, но прежде он должен привести в порядок те свои дела, которые украсят его в глазах присутствующих, кто согласен с ним, и тех, кто не согласен». Затем аль-Хатиб аль-Багдади, да смилуется над ним Аллах, говорит о сиваке[303], о необходимости стричь ногти и т.п. и продолжает: «Ему желательно одеваться в белое… и не следует ходить в лохмотьях, когда он может себе позволить новую одежду».[304] Затем он приводит хадис Абу аль-Ахваса, переданный со слов его отца, который сказал:

أَتَيْتُ النَّبِيَّ صَلَّى اللَّهُ عَلَيْهِ وَسَلَّمَ فِي ثَوْبٍ دُونٍ فَقَالَ : أَلَكَ مَالٌ ؟ قَالَ : نَعَمْ ، قَالَ : مِنْ أَيِّ الْمَالِ ؟ قَالَ : قَدْ آتَانِي اللَّهُ مِنْ الإبِلِ وَالْغَنَمِ وَالْخَيْلِ وَالرَّقِيقِ ، قَالَ : فَإِذَا آتَاكَ اللَّهُ مَالاً فَلْيُرَ أَثَرُ نِعْمَةِ اللَّهِ عَلَيْكَ وَكَرَامَتِهِ

«Я пришел к пророку, , в старой одежде, и он сказал мне: “Есть ли у тебя средства?”. Он ответил: “Да”. А пророк вновь спросил: “Что есть у тебя?”. Тот ответил: “Аллах даровал мне верблюдов, овец, коней и рабов”. Тогда он сказал ему: “И коль скоро даровал тебе Аллах богатство, тогда пусть по тебе можно будет увидеть следы Его милости и щедрости”.[305]

В книге «Хильйат талиб аль-‘ильм» говорится: «Разве не является одежда лишь одним из средств, характеризующих личность человека? И будь осторожен в (выборе) одежды, поскольку она расскажет другим об уровне твоего развития, формирования твоей личности и вкуса. Поэтому говорят, что внешний наряд человека говорит о его внутренних наклонностях, и люди оценивают тебя по твоей одежде. Более того, манера человека одеваться дает людям право судить о его уравновешенности и благоразумии, или желании казаться шейхом и склонности к монашеству, или несерьезности и хвастовстве.

И бери из одежды то, что тебя украсит, а не опозорит, что не даст лишнего повода для кривотолков и насмешек. И если форма твоей одежды и манера одеваться будут соответствовать той чести, которой удостаивает тебя религиозное знание, то она окажется главной причиной твоего почитания и желания людей учиться у тебя. Более того, при искреннем намерении твоя одежда станет одним из добрых дел, совершаемых тобой для снискания милости Аллаха, поскольку это путь, ведущий людей к истине.

Передают слова повелителя правоверных, Омара ибн аль-Хаттаба, да будет доволен им Аллах: «Больше всего я люблю смотреть на чтеца Корана, облаченного в белые одежды», поскольку это вселяет в сердца людей уважение к нему и к той истине, которую он несет.

Как говорит шейху-ль-ислам Ибн Таймиййа, да смилуется над ним Всевышний Аллах, люди подобны куропаткам, которые собираются в стаи, следуя примеру друг друга.

Смотри же, смотри, не одевайся по-ребячески. А что касается европейской одежды, то установление шариата на этот счет для тебя не является секретом. Это не означает, что ты должен безобразно одеваться, но это (означает необходимость проявлять) умеренность в одежде в соответствии с нормами шариата, заботясь о хорошем внешнем виде и ведя праведный образ жизни».[306]

Одним словом, искатель знания, ты не должен проявлять небрежность в выборе своей одежды, словно раб, как не должен чересчур украшать себя, как украшает себя женщина[307]. Ты должен заботиться о том, чтобы люди не пренебрегали тобой, обращая свои взоры на твою грязную одежду или безобразный вид, чтобы они чувствовали только приятный запах, исходящий от тебя.