Скромность и отсутствие кичливости

Введение

Борьба с тщеславием.

Типу людей из числа обладателей знания, обманывающих самих тебя обманывающих самих себя.

Введение.

Отстранение от гордыни, тщеславия

и самообольщения

1. Скромность и отсутствие кичливости.
2. Удов­летворенный своим знанием – самый невежественный человек.

 

 

Мы посвятили вопросу самообольщения и высокомерия отдельную главу, учитывая всю серьезность и огромный вред, причиняемый ими.

Знай, искатель знания, что тщеславие убивает (в человеке) хорошие качества. ‘Али ибн Абу Талиб, да будет доволен им Аллах, сказал: «Тщеславие – это бедствие для разума».

И если тобой овладели тщеславие и высокомерие, то значит, тебя с ног до головы переполнило невежество. И достаточным невежеством для тебя будет твое восхищение собственным знанием. Абу-д-Дарда сказал: «Признаков невежества три: самолюбование, постоянные разговоры (человека) о том, что его не касается, и удерживание им (людей) от чего-то (дурного), когда сам совершает нечто подобоное».

И знай, искатель знания, что даже если твое знание будет величиной с расстояние между небом и землей, то при всем твоем тщеславии и гордыне оно не прибавит тебе ничего, кроме ненависти Аллаха.

 

 

Скромность – удел благочестивых, и ей благодаря

Они к вершинам устремились. Но удивительны дела,

Когда невежда вдруг кичится, (так какова ж его
судьба),

Счастлива иль несчастлива она?

Знай, искатель знания, что ступенями (на пути достижения) высокого положения является скромность (и покорность). В хадисе сказано:

وَمَا تَوَاضَعَ أَحَدٌ لِلَّهِ إِلاَّ رَفَعَهُ اللَّهُ

«…а любого (из тех, кто) проявляет смирение ради Аллаха, Всемогущий и Великий Аллах неизменно возвышает» [282] .

Аййуб сказал: «Ученый должен посыпать свою голову землей, (выражая) покорность Великому и Могущему Аллаху». Ибн аль-Му‘тазз сказал: «(Самый) скромный среди учеников – самый знающий из них, подобно тому, как в (самом) низком месте собирается больше всего воды». Один мудрец сказал: «Скромность в сочетании с невежеством и жадностью более похвальна, чем гордыня в сочетании с благопристойностью и щедростью. И как же благородно то доброе качество, которое затмевает два дурных, и как отвратительно то плохое качество, которое затмевает два хороших!».

Остерегайся же, искатель знания, чтобы твое знание не стало причиной твоего высокомерия и самовосхваления, которое заставит тебя презирать и унижать тех, кто ниже тебя.

Вахб ибн Мунаббих сказал: «Поистине, в знании бывает несправедливость так же, как и в деньгах».

Йусуф ибн аль-Хусайн сказал: «В этом мире две несправедливости: несправедливость, (исходящая от) знания, и несправедливость, (исходящая от) денег. От несправедливости знания тебя избавит поклонение, а от несправедливости денег – умеренность в них».

Бишр сказал: «Упоминание иснада (порождает) в сердце (человека) кичливость».

 

2. Удовлетворенный своим знанием –