Скромность и отсутствие кичливости
Введение
Борьба с тщеславием.
Типу людей из числа обладателей знания, обманывающих самих тебя обманывающих самих себя.
Введение.
Отстранение от гордыни, тщеславия
и самообольщения
1. Скромность и отсутствие кичливости.
2. Удовлетворенный своим знанием – самый невежественный человек.
Мы посвятили вопросу самообольщения и высокомерия отдельную главу, учитывая всю серьезность и огромный вред, причиняемый ими.
Знай, искатель знания, что тщеславие убивает (в человеке) хорошие качества. ‘Али ибн Абу Талиб, да будет доволен им Аллах, сказал: «Тщеславие – это бедствие для разума».
И если тобой овладели тщеславие и высокомерие, то значит, тебя с ног до головы переполнило невежество. И достаточным невежеством для тебя будет твое восхищение собственным знанием. Абу-д-Дарда сказал: «Признаков невежества три: самолюбование, постоянные разговоры (человека) о том, что его не касается, и удерживание им (людей) от чего-то (дурного), когда сам совершает нечто подобоное».
И знай, искатель знания, что даже если твое знание будет величиной с расстояние между небом и землей, то при всем твоем тщеславии и гордыне оно не прибавит тебе ничего, кроме ненависти Аллаха.
Скромность – удел благочестивых, и ей благодаря
Они к вершинам устремились. Но удивительны дела,
Когда невежда вдруг кичится, (так какова ж его
судьба),
Счастлива иль несчастлива она?
Знай, искатель знания, что ступенями (на пути достижения) высокого положения является скромность (и покорность). В хадисе сказано:
وَمَا تَوَاضَعَ أَحَدٌ لِلَّهِ إِلاَّ رَفَعَهُ اللَّهُ
«…а любого (из тех, кто) проявляет смирение ради Аллаха, Всемогущий и Великий Аллах неизменно возвышает» [282] .
Аййуб сказал: «Ученый должен посыпать свою голову землей, (выражая) покорность Великому и Могущему Аллаху». Ибн аль-Му‘тазз сказал: «(Самый) скромный среди учеников – самый знающий из них, подобно тому, как в (самом) низком месте собирается больше всего воды». Один мудрец сказал: «Скромность в сочетании с невежеством и жадностью более похвальна, чем гордыня в сочетании с благопристойностью и щедростью. И как же благородно то доброе качество, которое затмевает два дурных, и как отвратительно то плохое качество, которое затмевает два хороших!».
Остерегайся же, искатель знания, чтобы твое знание не стало причиной твоего высокомерия и самовосхваления, которое заставит тебя презирать и унижать тех, кто ниже тебя.
Вахб ибн Мунаббих сказал: «Поистине, в знании бывает несправедливость так же, как и в деньгах».
Йусуф ибн аль-Хусайн сказал: «В этом мире две несправедливости: несправедливость, (исходящая от) знания, и несправедливость, (исходящая от) денег. От несправедливости знания тебя избавит поклонение, а от несправедливости денег – умеренность в них».
Бишр сказал: «Упоминание иснада (порождает) в сердце (человека) кичливость».
2. Удовлетворенный своим знанием –