Величие ученых

 

Они говорят мне: ты слишком застенчив, (ты нас избегаешь).

Но видят они лишь того человека, что привык сторониться,

Где его унижают, (поймите же вы)[241].

Величие является одним из тех качеств человека, которыми должен обладать искатель знания, и его отсутствие говорит о неполноте таухида[242] и веры (человека). Всевышний Аллах сказал:

Величие и сила принадлежат только Аллаху, Его посланнику и верующим, но лицемеры (этого) не знают («Лицемеры», 8).

Искатель знания покоряется только Аллаху, а не богачам и правителям. Как же он может унижаться (перед ними), когда он собирается научать своих верующих братьев величию, а (человек) не может дать то, чего не имеет!

Искатель знания, остерегайся угодничества, но это не есть обходительность. Ведь угодничество проявляется за сч¸т религии, а обходительность имеет место в делах мирских и является результатом сочетания двух качеств: скромности и мудрости.

Искатель знания, остерегайся того, чтобы «об тебя вытирали ноги знатные особы, а глупцы садились тебе на голову, ведь тогда ты станешь угождать им в своих фетвах, судебных решениях, дискуссиях, проповедях…

И не стремись нести знание к обладателям мирских благ, не обивай их порогов и не расточай его, раздавая тем, кто этого не достоин, даже если они занимают высокое положение. Услаждай свой взор и ум чтением биографий и историй жизни прежних имамов, и ты увидишь, как они отдавали всего себя, чтобы уберечь знание. Особенно (удели внимание тем авторам), кто собрал примеры подобного рода. Например: книга «Мин ахлак аль-‘улама» («Нравственные качества ученых») Мухаммада Сулеймана, да смилуется над ним Аллах, «аль-Ислам байна-ль-‘улама ва-ль-хуккам» («Ислам: ученые и правители») ‘Абдуль‘азиза аль-Бадри, да смилуется над ним Аллах, «Манахиджу аль-‘улама фи-ль-’амри би-ль-ма‘руфи ва-н-нахйи ‘ани-ль-мункар» («Методы ученых в побуждении к одобряемому шариатом и удерживании от порицаемого им») Фарука ас-Самура’и. И я надеюсь, что еще больше ты найдешь в книге «‘Иззат аль-‘улама» («Величие ученых»), да поможет Аллах завершить и издать ее.[243]

Ученые заставляли своих учеников заучивать наизусть касыду аль-Джурджани ‘Али ибн ‘Абдуль‘азиза, да сми­луется над ним Аллах, и ее мы можем найти у многих авторов, писавших его биографию. Она начинается словами: