Непритязание на то, о чем нет знания
Не имеется достоверного знания
Отказ от притязаний на то, о чем
Ибн Хазм сказал: «Кто хочет быть справедливым, пусть представит себя на месте своего соперника, и тогда он увидит свою несправедливость».[216]
Ибн ‘Аббас и Зайд ибн Сабит разошлись во мнениях относительно завершения хаджа женщиной, у которой началась менструация. Зайд сказал: «Она не покинет хадж до тех пор, пока не завершит его тавафом (обходом Ка‘бы)». Ибн ‘Аббас сказал: «Если она совершила таваф аль-ифада (обход Ка‘бы в день заклания жертвы), то может покинуть хадж, при этом она не должна совершать прощальный таваф». Зайд возразил ему, и в ответ Ибн ‘Аббас сказал: «Спроси своих жен, Умму Салим и ее подруг». Зайд отправился к ним, спросил их, а затем вернулся, смеясь, и сказал: «Правильно так, как сказал ты».[217]
Абдуррахман ибн Махди сказал: «Я рассказал ‘Убайдуллаху ибн аль-Хасану аль-Кади хадис. Тогда он был кадием и он высказал мне по поводу него свои возражения. (Затем однажды) я зашел к нему, когда у него за двумя накрытыми столами сидели люди, и он сказал мне: «Тот хадис оказался именно таким, как сказал ты, и я покорно признаю свою ошибку».
Ибн ‘Абдульбарр сказал: «Наибольшим позором для человека является его притязание на то, о чем он не ведает. Ученые всегда осуждали подобное, как осуждают и сейчас, высказываясь стихами и прозой. Так, например:
Кто припишет себе то, чего не имеет,
Ложь откроется в день испытания.
И в учебе подобен он скакуну,
Что приходит последним на скачках.
Искатель знания, определи для себя границы в пределах того, что знаешь, и не переступай их, претендуя на то, о чем не ведаешь. В хадисе говорится:
الْمُتَشَبِّعُ بِمَا لَمْ يُعْطَ كَلابِسِ ثَوْبَيْ زُورٍ
«Заявляющий о получении того, чего на самом деле ему не давали, подобен человеку, одевшему две чужие одежды».[218]
Аййуба спросили о чем-то, и он ответил: «Мне об этом ничего не известно». Тогда его попросили: «Скажи свое мнение об этом». Он сказал: «У меня нет мнения на этот счет».
Имама Ахмада спросили о каком-то хадисе, и он ответил: «Спросите знатоков малоизвестных хадисов (асхаб аль-гариб), поскольку я боюсь говорить о словах посланника Аллаха, , основываясь на предположениях, и тем самым ошибиться».
К имаму Малику пришел человек и сказал: “О Абу Абдуллах! Я пришел к тебе, пройдя расстояние, равное шести месяцам пути. Люди моего города поручили мне задать тебе один вопрос”. Имам Малик сказал: “Так задавай”. Этот человек задал ему свой вопрос, на что Малик ответил: “Я не знаю ответа на него”. Человек растерялся и сказал: “А что я скажу жителям своего города, когда вернусь к ним?”. Малик ответил: “Скажешь им: “Малик сказал: “Я не знаю!”.
«Кто стремится к тому, что принесет ему пользу в этом мире и в мире вечном, тот не станет совать свой нос в то, чего не знает и о чем не ведает. А если кто будет беспокоиться о том, что скажут о нем люди в этом мире, являющимся лишь беглой тенью и мимолетной иллюзией, то пусть подумает о своем разоблачении на виду у всех в день, когда Аллах соберет людей, и он станет днем горя (для обитателей ада) и днем счастья (для обитателей рая). Это день собрания людей. Это день присутствия (всех обитателей земли и небес)».[219]
Когда о чем-то на собрании говорю,
Слова пределов знания моего не преступают.
Я никогда не говорю о том, чего не знаю,
А коли знания не хватит, то молчу.