Зарубежный опыт создания национальных инновационных систем.

Прямые и косвенные методы государственной поддержки научно-технической и инновационной деятельности.

Следование по инновационному пути развития экономики требует создания системы взаимодействия всех участников научно-инновационной деятельности и механизмов ее функционирования, адекватных поставленным целям. Главным звеном этой системы является государство, основными задачами которого являются:

– определение научно-технических и технологических приоритетов в условиях ограниченности ресурсных средств;

– выработка инновационной и научно-промышленной политики, отражающей взаимные интересы науки, промышленности, инвесторов;

– непосредственно бюджетное финансирование так называемых базисных инноваций, то есть проведение крупномасштабных исследований и разработок и доведение их результатов до практического применения в промышленности;

– создание условий для эффективного функционирования инновационного рынка.

Поддержка и раскрытие возможностей предприятий, направленных на усиление стимулирования их инновационной деятельности, могут осуществляться различно. К мерам укрепления ресурсной (в первую очередь финансовой, организационной, нормативно-правовой) базы предприятий для развития можно отнести следующие.

1) Льготное налогообложение и кредитование:

– исключение из налогооблагаемой базы, полностью или частично, той части полученного дохода, которая идет на инвестиции в собственное технологическое развитие, то есть на новые разработки и техническое перевооружение;

– предоставление инвесторам (в первую очередь покупателям, потребителям, но не производителям) наукоемких продукции и услуг целевых инвестиционных налоговых кредитов, в том числе и синдицированных, на условиях их возврата из дохода, полученного от использования указанных продукции и услуг;

– перечисление части доходов, получаемых от использования продукции высокотехнологичных производств, не в общий котел доходной части республиканского бюджета, а на специальные счета развития этих производств;

– освобождение (полностью, частично, на время) высокотехнологичных производств от уплаты налогов в республиканский или местный бюджет в случае, если эта мера противодействует спаду производства, способствует сохранению и созданию новых рабочих мест;

– установление для высокотехнологичных производств, обладающих крупной научно-экспериментальной базой в общей структуре основных производственных фондов, такого порядка налогообложения основных фондов, землепользования, который позволял бы им направлять дополнительные финансовые ресурсы в инвестиции в основной капитал, поддерживая тем самым конкурентоспособность своей продукции на внутреннем и внешнем рынках.

2) Бюджетное дотирование:

– предоставление целевых бюджетных дотаций предприятиям, осуществляющим перспективные разработки и производство наукоемкой продукции для народнохозяйственных, государственных нужд.

3) Таможенное регулирование (таможенные преференции):

– таможенная защита внутреннего рынка для тех отечественных товаропроизводителей, которые способны на качественно новой основе заполнить внутренний рынок сложной продукции отечественными образцами (в первую очередь это касается электроники, иной бытовой и оргтехники);

– снижение или освобождение от таможенных пошлин ввозимого высокотехнологического оборудования, не производимого в стране.

4) Эффективная амортизационная политика:

– использование нелинейной (прогрессирующей) шкалы амортизационных списаний, при которой большая часть стоимости приобретенных основных средств списывается в начальный период их эксплуатации (но не позднее срока выполнения проекта (задания) или срока морального износа);

– отнесение ускоренных амортизационных списаний на финансовые результаты деятельности предприятий с соответствующим уменьшением налогооблагаемой прибыли;

– усиление контроля и ужесточение санкций за нецелевое использование амортизационных средств.

5) Совершенствование системы ценообразования:

– установление и применение правил полной капитализации затрат на НИОКР, включая затраты на приобретение лицензий, патентов, для поставок продукции вне рамок государственного заказа.

6) Законодательная защита отечественных товаропроизводителей и их прав интеллектуальной собственности, государственный протекционизм:

– поддержка различных форм производственно-финансовой интеграции белорусских товаропроизводителей и зарубежных корпораций, оказание протекционистской поддержки продвижению белорусской продукции на мировом рынке.

7) Нормативно-правовое регулирование и администрирование:

– разрешение высокотехнологичным производствам, находящимся в государственной собственности, реализовывать в установленном порядке излишние ликвидные запасы технологического оборудования и площадей в целях собственного развития;

– предоставление отсрочек по уплате налогов в случае задержки оплаты выполненного государственного заказа;

– создание на коммерческой основе государственной сети (с правом последующей приватизации) инновационно-внедренческих и информационных центров для передачи и распространения разработок в области новых технологий в других отраслях экономики;

– вытеснение устаревших технологий с помощью установления государством или регионами нормативных сроков их использования, исходя из целей ресурсосбережения, охраны окружающей среды;

– изменение действующего порядка процедуры банкротства и прекращение процедуры банкротства в отношении высокотехнологичных предприятий и производств, прежде всего работающих в интересах обороны, поскольку это разрушает сложившуюся технологическую кооперацию;

– установление порядка, гарантирующего предприятиям, обладающим наиболее важными, так называемыми критическими и ключевыми технологиями, долю прибыли от эксплуатации и использования своей продукции, выпущенной по государственному заказу, высоко прибыльными коммерческими организациями (например, операторами систем связи, навигации);

– формирование и стимулирование платежеспособного спроса на товары и услуги, как основы восстановления финансового, кадрового и научно-производственного потенциала высокотехнологичных производств;

– предоставление негосударственным предприятиям прав на результаты исследований и разработок, полученных по финансируемым государством программам НИОКР или фундаментальных и поисковых исследований;

– расширение области использования новых для нашей экономики финансовых технологий, таких, как лизинг, венчурное финансирование, страхование рисков.

8) Патентно-лицензионная деятельность в целях распространения нововведений:

– передача лицензий на новые разработки в долг на условиях возмещения затрат из будущей прибыли предприятия — получателя ноу-хау или на других взаимносогласованных условиях;

– создание совместных акционерных предприятий, предусматривающее участие во владении ими поставщика лицензии на технологию (что облегчает доступ к местным и внешним рынкам);

– развитие сети организаций технологического лицензирования (для передачи результатов исследований и разработок в сферы практического применения);

– требование в заданиях на новые исследования и разработки по оборонной тематике об указании двойного (гражданского) применения полученных результатов, а также о будущей утилизации или второй жизни продукции, полученной с помощью этих результатов.

9) Участие в проектах, результаты которых имеют двойное применение:

– селекция оборонно-ориентированных исследований и разработок, имеющих двойное применение, и доработка (переработка) технической документации для повторного многоцелевого и широкомасштабного использования полученных результатов в гражданской сфере;

– создание системы распространения научно-технических и технологических новшеств, стимулирование передачи более совершенных технологий двойного применения из оборонной промышленности в гражданское производство.

10) Адаптация инновационных проектов к региональным условиям:

– стимулирование закрепления высококвалифицированных кадров, их переподготовка, обучение и привлечение молодых специалистов для работы по новым технологиям.

11) Страхование рисков:

– включение в стоимость инновационного проекта страховых взносов как платы за риски при его реализации.

Стимулирование инновационной деятельности должно осуществляться на всех этапах жизненного цикла разработки и производства наукоемкой продукции, включая фундаментальные исследования, и распространяться на инвесторов.

Перечисленный набор средств поддержки передовых производств, искусством применения которого в различных сочетаниях нужно учиться, необходимо подкрепить государственными мерами поддержки экономики на макроуровне (оздоровление финансовой системы и приведение банковской ставки процента за кредит к приемлемому для долгосрочных инвестиций уровню, проведение реформы налоговой системы в интересах отечественных товаропроизводителей, приближение валютного курса рубля к его реальной покупательной способности, оптимизация тарифного регулирования).

Таким образом, система стимулирования инновационной деятельности в современных условиях должна обеспечиваться комплексом мер, включающих адресную поддержку приоритетных направлений инновационной деятельности; создание благоприятного экономического климата, стимулирующего заинтересованность во внедрении научно-технических достижений и приток инвестиций в основной капитал; законодательную охрану прав интеллектуальной собственности.

3. Государственные научно-технические программы: цель, задачи, порядок разработки.

Государственная поддержка областей технологического роста должна осуществляться главным образом в рамках реализации целевых стратегических межотраслевых проектов или государственных программ создания новых продуктов или инновационного развития регионов, участниками которого должны быть как государственные научно-технические организации республиканского и регионального уровней (академические институты и центры, областные центры науки и высоких технологий, вузовские и научные структуры), так и научно-исследовательские институты, опытно-конструкторские организации, проектные, проектно-изыскательские, технологические и промышленные предприятия предпринимательского сектора, а также финансово-кредитные, маркетинговые, инжиниринговые, консалтинговые организации. Реализация таких программ должна предусматривать внедрение в практику государственного регулирования организационно-правовых механизмов государственного и предпринимательского партнерства в инновационно-технологической сфере.

Даже располагая ресурсами, государство должно постепенно переходить от практики прямого финансирования научно-технологической сферы к косвенным методам регулирования ее развития, обеспечивая предоставление государственных гарантий инвесторам, формируя эффективные механизмы передачи результатов НИОКР, выполненных на средства из государственного бюджета, в промышленность. При этом фундаментальные и поисковые исследования приоритетных направлений, определяющих основы технологического развития, должны получать прямую финансовую поддержку государства.

Главным предметом внимания государства и бизнеса должна быть конкурентоспособность наукоемких отраслей и производств, обеспечение соответствия отечественной наукоемкой продукции требованиям международных стандартов качества и экологическим требованиям.

К государственным приоритетам и объектам непосредственной поддержки в научно-инновационной сфере, к основным чертам и свойствам модели ее развития следует отнести следующие:

– содействие развитию научно-инновационной инфраструктуры — уникальных объектов научно-экспериментальной базы, информационного обеспечения исследований и разработок и сетей коммуникаций, обмена научно-технической информацией, гибких организационных структур, содействующих инновационному развитию на федеральном и региональном уровнях;

– участие в деле формирования крупных научно-производственных комплексов, региональных инновационных сетей и кластеров, позволяющих концентрировать научный и производственный потенциал регионов на всех стадиях инновационного цикла и обеспечивать эффективное развитие регионов и увеличение занятости их населения;

– поддержка деятельности малых предприятий научно-инновационной сферы — самого гибкого, склонного к риску и инициативного участника рынка; коммерческих предприятий, ориентированных на поиски и доработку инновационных идей, а также обеспечивающих их структур, таких, как технологические инкубаторы, технопарки, инновационные центры;

– поддержка создания и использования двойных технологий как в гражданском, так и в оборонно-промышленном секторе, взаимная передача которых из одного сектора в другой призвана обеспечить использование их технологических заделов и возможностей в интересах экономики, эффективное использование государственных ресурсов;

– формирование трудовых ресурсов, способных работать в инновационной экономике, воспринимать, генерировать, осваивать и эффективно продвигать инновации на рынок. Прогресса в научно-технологической сфере не будет, если не будут предприняты меры по привлечению и закреплению в науке молодых ученых и специалистов, по расширению подготовки инновационных менеджеров, способных обеспечить эффективную реализацию всего инновационного цикла — коммерциализацию идей и технологий;

– предоставление федеральным и региональным органам исполнительной власти права по осуществлению и распоряжению результатами хозяйственной деятельности, направленной на получение конечных научно-технологических результатов, удовлетворение потребностей рынка, при одновременном расширении ответственности за итоги этой деятельности. Это, в частности, должно относиться к ведению оперативного хозяйственного оборота результатов интеллектуальной деятельности, полученных за счет средств республиканского бюджета;

– закрепление исключительных прав только на те результаты научно-технологической деятельности, которые государство само будет доводить до промышленного применения и реализации. Прежде всего, это касается научно-технической деятельности в интересах обороны и национальной безопасности. В иных случаях именно организации, разрабатывающие наукоемкую продукцию, должны обладать правами на результаты своей научно-технологической деятельности. Только таким образом можно активизировать инновационную деятельность предприятий и защитить научно-технологический потенциал страны;

– поддержка традиционных отраслей промышленности, обеспечивающих базовые потребности граждан, в повышении уровня их технологической оснащенности;

– содействие предпринимательскому сектору экономики в оказании услуг, необходимых в процессе исследовательской и внедренческой работы;

– оказание протекционистской поддержки при продвижении товаров и услуг отечественных производителей на мировой рынок.

Основными рычагами государственного регулирования научно-технологической сферы должны стать государственный бюджет и государственный заказ на НИОКР, наукоемкую продукцию и услуги, реализуемые в рамках государственного контракта. При этом как в первом, так и во втором случае должен предусматриваться строгий государственный контроль эффективности и целевого характера расходования средств, а также обязательное подключение структур малого бизнеса к обеспечению потребностей государства.

Всевозможное содействие национальной инновационной деятельности должно быть вменено в обязанность всем служащим государственных органов исполнительной власти (именно так было сделано в США еще в 1986 г. и привело к очевидному успеху). Реализация приведенной инновационно-технологической модели потребует принятия детальной государственной программы перехода на инновационный путь развития на несколько лет с периодической коррекцией в зависимости от достигнутых результатов, а также разработки национальной инновационной системы, имеющей всеобъемлющий характер и отражающей интересы всех сфер общества.

Инновационное развитие ведущих стран осуществляется по 2-м направлениям. Первое ориентировано на создание новых линий, второе – на диффузию инноваций (распространение знаний).

Инновационные системы экономически развитых стран первого направления (США, Великобритания, Франция) предполагают создание новых знаний, применение их внутри национальной инновационной системы, а также экспорт. Для них характерны широкие фундаментальные исследования и развитая система сочетания крупных корпораций, опирающихся на результаты масштабных НИОКР, с малым научно-техническим предпринимательством.

В настоящее время лидером мирового научно-технического прогресса являются США. В США фундаментальные достижения в области научных знаний рассматриваются как основа экономического роста, а разработка и внедрение инноваций – как решающий фактор экономического развития. Особое значение в американской инновационной политике придается внедрению новых технологий.

Инновационная политика США воплощается в концепции формирования «национальной инновационной способности». Смыслом ее является воспитание восприимчивости нации к технологическим новациям, к смене конкретных направлений научно-технического прогресса в зависимости от эффективности этих ноу-хау. Службы внедрения стали реакцией государства на падение конкурентоспособности американской промышленности в 1970-1980-е гг., когда снизились престиж инженерной профессии, оплата труда инженерных работников, интерес к внедрению разработок.

Стратегическая цель европейской инновационной политики была зафиксирована в ходе Лиссабонского саммита Совета ЕС в марте 2000 г. Заключения саммита сводятся к двум основным требованиям:

­ из инноваций должна быть извлечена максимальная выгода;

­ для становления и развития инновационного бизнеса должна быть создана благоприятная среда.

Для достижения этих целей Европейская комиссия установила пять направлений активизации инновационной деятельности:

  1. координация и мониторинг национальной инновационной политики;
  2. создание законодательной базы по регулированию инновационной политики;
  3. поощрение создания и развития инновационных организаций;
  4. улучшение взаимодействия ключевых игроков инновационной системы;
  5. усиление осведомленности общества об инновационной политике и создание диалога между всеми участниками, включая общественность.

Второе направление (Япония, Германия, Швеция) отличается практикой заимствования результатов НИОКР, ускоренным освоением инноваций, доведением до совершенства существующей технологии. Главное внимание уделяется не столько разработке полностью новых, самых передовых технологий, сколько содействию широкому распространению технологических возможностей в промышленности.

Япония уже в 1960-е гг. официально объявила о широкомасштабных инновационных программах. Промышленная стратегия Японии ориентирована на концентрацию сил и средств в нововведениях, которые обеспечивали бы максимальный уровень качества и при этом были недорогими. Нельзя не отметить, что страны, принявшие эту стратегию, все без исключения, пробились в индустриальные лидеры. В отличие от США, использующих в качестве основного инвестиционного источника акционерный капитал, Япония предоставляет инновационному бизнесу неограниченную возможность финансирования новых проектов по низким процентным ставкам.

Следует отметить, что изначально эта страна следовала стратегии «догоняющей экономики» (catht-up), суть которой сводится к заимствованию передовых зарубежных технологий, что дает возможность обеспечить высокие темпы экономического роста (в зависимости оттого, насколько эффективно используются эти технологии).

Особенностью стран, прибегающих к такой модели развития (Южная Корея, Китай, Тайвань, Малайзия и др.), является относительно низкий «стартовый» уровень:

­ изначально слабая экономика, основанная, как правило, на сельском хозяйстве;

­ низкий уровень образования среди населения, а также недоступность самого образования.

Тем не менее, страны, применившие такую модель, как правило, достигали успеха (Япония, Ю. Корея) и в настоящее время формируют инновационную экономику, основанную на принципах создания нового знания и его экспорта.

Третье направление инновационного развития имеет локальный «переходный» характер. Оно характерно для постсоциалистических стран и отличается концентрацией научно-исследовательского потенциала в специализированных институтах, объединяемых в организации академического типа, и наличием так называемой заводской и вузовской наук, которые выполняют в основном адаптационные функции. Актуальной для этих стран является ориентация на распространение знаний и ускоренное освоение инноваций. Для этого надо преодолеть недостатки, связанные с низкой активностью государства и предпринимательского сектора в финансировании исследований и разработок, а также со слабым взаимодействием науки и реального сектора экономики. При этом важно сохранить и приумножить положительные черты, обеспеченные высокой квалификацией кадров, которая является результатом функционирования высокоразвитой и доступной систем образования.