Необходимость) терпеть голод

Необходимость) терпеть бедность

 

Кто все невзгоды терпеливо переносит ради знания

Успеха, тот добьется (и признания).

Как человек, руки красавицы желая,

Смиренно терпит, щедрыми дарами награждая.

Кто ж голову склонить не хочет, добиваясь

Высоких целей, тот (сам того и не желая),

Жизнь проведет, презренно унижаясь.

Малик, да смилуется над ним Аллах, сказал: «Не даруется тебе это дело[196] до тех пор, пока не познаешь вкуса бедности».

Книги, посвященные литературе, истории, жизнеописанию предшественников и вопросам нравственности, переполнены рассказами ученых о своей бедности, жизни на чужбине, о том, как терпеливо они переносили беды, бравшие их за горло, но которыми они пренебрегали и не придавали им значения, проявляя терпение в надежде получить за это награду, в чем они сумели преуспеть…

Вот, например, кади Ахмад ибн Омар аль-Музаджжад аз-Зубайди вопрошает об обиталище бедности, чтобы знать и держаться от него подальше. Но бедность ему отвечает, что она – его неразлучный друг, приятель, товарищ и собрат, который никогда его не покидает!

Я бедность спросил: «Где твой дом?»

А в ответ прозвучало:

«В чалмах знатоков мусульманского права!

Ведь связаны мы, как связаны братья,

И порвать эти узы так тягостно, тяжко!»

Другой ученый рассудил, что слово «фикх» («мусульманское право») есть «факр» («бедность»), и лишь буква «ра» арабского алфавита, округлившись, превратилась в этом слове в букву «ха», и сказал, намекая на неразрывную связь между наукой мусульманского права и бедностью:

Факих есть факир, и лишь «ра» в этом слове

Концы подобрала – (и на «ха» вдруг похожа)[197]».[198]

Имам аль-Шафи‘и сказал:

Буду жив если я, хлеба ломоть найду,

А умру, без могилы никак не останусь.

У этого имама не было средств даже на бумагу, чтобы записывать хадисы, и он писал на костях. Он говорил: «Когда я замечал сверкавшую (на солнце) кость, подбирал ее и писал на ней. Когда я ее всю исписывал, то складывал в горшок, который был у нас уже давно».

Также он сказал: «Когда я учился, у меня не было денег… и я ходил в диван выпрашивать исписанные листы бумаги, чтобы писать на оборотной стороне».

Ахмад ибн Ханбаль сказал: «Если бы у меня было пятьдесят дирхемов, то я бы отправился к Джариру ибн ‘Абдульхамиду».

Омар ибн Хафс аль-Ашкар сказал: «(Однажды) в Басре аль-Бухари несколько дней не приходил записывать хадисы. Омар сказал: «Мы отправились искать его и нашли в одном из домов обнаженным. У него закончились все (средства) и не осталось ничего. Мы собрали для него (несколько) дирхемов, купили ему одежду и одели его, затем он вместе с нами отправился записывать хадисы».

 

 

‘Абдуррахман ибн Абу Хатим сказал: «Я слышал, как мой отец говорил: «В 214 г. (по хиджре) я восемь месяцев провел в Басре, хотя хотел прожить там год! Но у меня закончились средства, и я принялся продавать одежду, снимая ее с себя одну за другой, пока не остался без средств. Затем я опять продолжал вместе со своим другом ходить к шейхам и слушать их (уроки) до самого вечера. Мой друг ушел, а я вернулся в пустой дом и принялся пить воду, пытаясь утолить голод. На следующее утро я встал, ко мне зашел мой друг, и вместе с ним я отправился слушать хадисы, чувствуя страшный голод. Затем он (вновь) покинул меня, а я ушел голодным».

Аль-Вахши сказал: «Я был в Аскалане и слушал (уроки) Ибн Мусаххиха и др., когда у меня закончились средства, и не­сколько дней я оставался без еды. Я принялся писать, но был уже не в силах. Тогда я направился к лавке пекаря и сел неподалеку от нее, чтобы вдохнуть запах хлеба и на­браться от этого сил. Затем Всевышний Аллах помог мне».[199]

Ибн аль-Джаузи сказал: «В то время, как я наслаждался учебой, меня постигали различные беды, которые казались мне тогда слаще меда, (поскольку я переживал их) ради того, к чему стремился и желал.

В молодости я брал с собой сухие лепешки и отправлялся в поисках хадисов. Я садился на берегу реки ‘Исы, потому что не мог есть их без воды.

Каждый кусок я запивал водой, и ничто не могло доставить мне удовольствие, кроме учебы. И в результате я стал известен как человек, знающий большое количество хадисов-высказываний посланника Аллаха, , (хадисов, рассказывающих) о его делах и благовоспитанности, а также о делах его сподвижников (сахаба) и их последователей (таби‘ин)…».