Бодрствование в поисках знания

Предостережение от пустых мечтаний

 

Мечтами воспылав, всю ночь я в радости

и в счастье провожу,

Но ведь мечты – лишь капитал несостоятельных

банкротов!

Ибн аль-Каййим, говоря о том, что разлагает душу человека, сказал: «Второе – его выход в море мечтаний, море, у которого нет берегов, море, по которому плавают те, кто потерпел неудачу на пути к знанию. Говорят: мечты – капитал несостоятельных банкротов и их товар, а люди, преисполненные мечтаний, – надежда шайтана; мечты – это недостижимые фантазии и напраслина. Пустые мечты и несбыточные фантазии, забавляясь, продолжают обманывать человека так же, как псы забавляются с добытой падалью. Мечты – это унизительный, ничтожный и жалкий товар в руках банкрота. Мечты не способны разжечь пыл человека, чтобы постичь реалии окружающего его внешнего мира, а лишь подменяют их воображаемыми образами… Мечтатель создает для себя желаемый образ и воображает, что он его уже достиг и наслаждается победой. Продолжая жить подобным образом, однажды он просыпается и обнаруживает, что остался у разбитого корыта».[131]

 

 

Сообщается, что Абдуллах бин Умар, да будет доволен Аллах ими обоими, сказал: «(Однажды, уже) в конце своей жизни, пророк, , совершил с нами вечернюю молитву, произнес в конце е¸ слова таслима[132], поднялся и сказал:

أَرَأَيْتَكُمْ لَيْلَتَكُمْ هَذِهِ ، فَإِنَّ رَأْسَ مِائَةِ سَنَةٍ مِنْهَا لا يَبْقَى مِمَّنْ هُوَ عَلَى ظَهْرِ الأرْضِ أَحَدٌ

«Понимаете ли вы, что это за ночь? Поистине, через сто лет после этой ночи не останется на земле ни одного из живущих на ней (ныне)!»[133],[134] Аль-Бухари, да смилостивится над ним Аллах, приводит этот хадис под заголовком «Бодрствование ночью в поисках знания». Затем он вновь приводит этот хадис под заголовком «Глава о бодрствовании ночью в поисках знания религии и о благодати, (ниспосылаемой) после вечерней молитвы»[135].

Одного из предшественников спросили: «Что помогло тебе достичь знания?». Он ответил: «Лампа и сидение до самого утра». Другой на тот же вопрос ответил: «Путешествия, бодрствование ночью и пробуждение до зари».

Аль-Хатиб аль-Багдади сказал: «Лучшая учеба – учеба по ночам. Многие предшественники поступали так, а некоторые из них начинали (заниматься) после вечерней молитвы и могли продолжать даже до тех пор, пока не услышат призыва (азана) на утреннюю молитву».

И, быть может, самыми приятными и сладостными часами для искателя знания станут часы его уединения вместе со своей книгой, чернильницей и пером в тишине ночи, когда он сможет с интересом и терпеливо приобретать знание, надеясь на вознаграждение от Всевышнего Аллаха. Он не торопится получить награду и увидеть ранние блестящие и ослепительные результаты своей учебы, которые в итоге могут оказаться обманчивыми и быть простым честолюбием, самообольщением, самодовольством и высокомерием по отношению к другим рабам Аллаха. В старину говорили: «Тщеславие губит»[136].

Ты все, что желаешь, успеть постарайся исполнить во мраке ночи,

Ведь ночь для того, кто умен и способен, проходит, как долгие дни.