Знание и телесный покой несовместимы

 

Ты хочешь совершать великие дела ценою малой.

Но не испробуешь ты меда сотов, не отведав жала.

В сборнике «Сахих Муслим»[128] передается со слов Йахьи ибн Абу Касира: «Знание и телесный покой несовместимы». Любопытна причина, по которой Муслим приводит эти слова в своем «Сахихе». Имам ан-Навави сказал об этом: «Обыкновением достойнейших людей (ученых) стало задавать вопрос о том, почему Муслим включил (сюда) эти слова, сказанные Йахьей, тогда как в своей книге он упоминает только хадисы пророка,. Эти слова даже не имеют отношения к содержанию хадисов о сроках молитв. Так почему же он упоминает их среди них?». Передают со слов некоторых имамов, что кади ‘Ийад, да смилостивится над ним Всевышний Аллах, сказал: «Причина в том, что Муслиму, да смилостивится над ним Всевышний Аллах, понравилось великолепное изложение методов (определения сроков молитв), упоминаемых в хадисе Абдуллаха ибн ‘Амра, а также большое количество полезных выводов, (которые можно сделать из этого), краткое изложение целей, сведения, на основании которых можно вынести решения по религиозно-правовым вопросам, и др. И мы не знаем никого другого, кто бы наряду с ним передал подобное. И, увидев это, Муслим пожелал пробудить интерес (к знанию) у того, кто хочет достигнуть той ступени, благодаря которой он бы смог приобрести подобное знание, и (словами Йахьи) сказал: для этого необходимо много заниматься, не жалеть себя и свое тело и заботиться лишь о приобретении знания».

 

3. Предостережение от проявления
слабости и лени

 

Величие для тех, кто рук не покладает,

Тому ж, кто ленится, той славы не видать.

Трудись, и вскоре ты найдешь все то, что только пожелаешь.

Искатель знания, ты должен проявить усердие, и это придаст тебе величия. Откажись от лени, стряхнув ее, как пыль, избавься от слабости, скинув ее с себя, как одежду, ведь слабость и лень – «это два препятствия, от которых посланник Аллаха, , так часто прибегал к Аллаху, хвала Ему. В отличие от ленивого человека, который тяготится и проявляет нерадение в том, что ему следовало бы выполнять, имея на то возможность, слабого можно оправдать тем, что он не в силах (это сделать)…

Ты можешь видеть, как лень способна обуять талантливым и выдающимся человеком и охладить его пыл, погубить его талант, погасить свет его разума и парализовать его силы. Аль-Фарра’, да смилостивится над ним Аллах, сказал: «Я никого не жалею так, как этих двоих людей: человека, стремящегося к знанию, не имея на то способностей, и человека, обладающего способностями к знанию, но не ищущего его. И я удивляюсь тому, кто имеет возможность учиться, но не учится». Аль-Мутанабби сказал:

Конечно, в человеке много недостатков,

Но худшего не видел я,

Чем та небрежность, что проявляют люди,

Способные все выполнить сполна».[129]

«И если ты видишь, что не имеешь желания приобретать знания, не проявляешь усердия, чтобы постигнуть смысл и суть этих знаний, то знай, что ты один из тех, кого презирает и отдаляет от себя Аллах, и кем овладевает и кого обезоруживает шайтан.

Аль-Хасан аль-Басри, да смилостивится над ним Всевышний Аллах, сказал: «Если Аллах презирает Своего раба, то отбивает у него охоту к знанию».[130]