Ненасытность и страсть к знанию

Предпочтение знания всему остальному

 

Чернильницу, которая со мной весь белый день,

Люблю я больше, чем беседу с другом;

И стопка из листов бумаги в доме у меня

Желанней, чем мешок с мукою.

А если по щеке ударит вдруг ученый мне,

То та пощечина намного слаще, чем глоток нектара.

Когда одного из предшественников спросили: «Что значат для тебя твои занятия знанием?», он ответил: «Это мое утешение в печали и наслаждение в радости».

Аль-Хасан аль-Лу’лу’и сказал: «Прошло уже сорок лет, как я просыпаюсь и ложусь спать только с книгой на груди».

Жена аз-Зухри из-за огромного интереса, проявляемого им к знанию, говорила о его книгах: «Поистине, эти книги мне больше в тягость, чем три другие жены».

 

 

В хадисе говорится:

مَنْهُومَانِ لا يَشْبَعَانِ ، طَالِبُ عِلْمٍ وَطَالِبُ دُنْيَا

«Никогда не насытиться двоим ненасытным: ищущему знания и ищущему мирских (благ)»[115].

Говорят, что одним из условий приобретения знания является страстное желание. Аш-Шафи‘и спросили: «Как (сильна) твоя страсть к знанию?». Он ответил: «Когда я слышу какое-нибудь новое слово, о котором раньше не слышал, все органы моего тела желают иметь слух, чтобы насладиться так же, как наслаждаются мои уши». Затем его спросили: «Как ты стремишься к знанию?». Он ответил: «Так же, как многие люди стремятся насладиться богатством». Его вновь спросили: «А как ты ищешь его?». Он ответил: «Так же, как мать ищет своего потерявшегося единственного ребенка».

Некоторые из предшественников даже заболевали, когда пропускали что-либо из знания. Шу‘ба сказал: «Я учу хадис, и если я его забываю, то начинаю болеть».

Знай, искатель знания, что Великий и Всемогущий Аллах «,быть может, не дал тебе испытать многих мирских услад, чтобы дать почувствовать всю прелесть наслаждения знанием, ведь ты слаб и можешь не выдержать испытания и тем, и другим сразу, а Аллах лучше знает, что тебе подходит».[116]

Жажда знания, предпочтение его всему остальному, страстное желание, наслаждение учебой и усердными занятиями – все это требует больших усилий на пути к нему, а также воздержанности и умеренности в мирских благах. Теперь обо всем этом более подробно.