Введение ко второй части

Одалживание книг

 

Аль-Хатиб аль-Багдади написал несколько глав в книге «Аль-Джами‘», посвященных теме одалживания книг, включил в них занимательные рассказы и стихи и назвал[95] «Глава о побуждении одалживать книги и о порицании тех, кто выбрал путь скупости и отказа».

Затем он приводит слова Ваки‘а: «Первым благословением хадиса является одалживание книг».

Абу аль-‘Атахию один из его братьев попросил: «Одолжи мне такую-то и такую-то тетрадь». На что он ответил: «Я не люблю одалживать тетради». Тогда он ему сказал: «А разве ты не знаешь, что благородные поступки совершаются против воли?!»

Затем аль-Хатиб написал другую главу с противоположным смыслом и назвал ее «Неприемлемость задержки возврата книги ее владельцу». А также он написал третью главу, назвав ее «Благодарность человека тому, у кого он одолжил книгу».

Некоторые из предшественников называли задержку возврата книги ее владельцу «воровством книг», а другие говорили: «Воровать страницы знания все равно, что воровать динары и дирхемы».

 


 

 

Часть вторая

При помощи чего
мы учимся?…

 

или какими качествами должен обладать
и каким условиям удовлетворять
искатель знания

 

состоит из введения и 11 глав

 

Глава первая. Горячий пыл

Глава вторая. Абсолютная преданность (знанию)

Глава третья. Старание и усердие

Глава четвертая. Бережливое отношение
к времени

Глава пятая. Использование своего времени

Глава шестая. Терпение и стойкость

Глава седьмая. Справедливость

Глава восьмая. Оберегание знания

Глава девятая. Благонравие и благовоспитанность

Глава десятая. Отстранение от гордыни,
тщеславия и высокомерия

Глава одиннадцатая. Благородство


 

Передают слова предшественников о том, благодаря чему приобретается знание: острый ум, старание и т.п. Это применимо ко всякому знанию, даже приносящему вред. Кроме того, передают их слова и о том, какими качествами и чертами характера должен обладать искатель знания. И эти два вопроса мы объединили в одну часть книги по причине их тесной связи между собой.

Некоторые из предшественников сказали: «Знание достигается только благодаря шести вещам: проницательный ум, долгое время, способность, кропотливый труд, хороший учитель и сильное желание. По мере того, как не достает чего-либо из этих шести вещей, уменьшается и знание».

Также говорят: «Желательно, чтобы ученый обладал десятью качествами: богобоязненность, благожелательность, снисходительность, выносливость, терпение, кротость, скромность, неприкасание к имуществу людей, постоянное изучение книг и невыстраивание преград, т.е. его двери должны быть открыты как для знатных, так и для простых людей.

Аш-Шафи‘и сказал:

Мой брат, ты не достигнешь знания,

Пока шестью вещами не станешь обладать.

Подробно их поведать тебе я буду рад:

Твой острый ум, стремление к знанью и старание,

Учитель знающий, немало времени, твоя

способность знать

Здесь мы можем сказать следующее: «Искателю знания необходимо обладать горячим пылом, искренним намерением, огромным желанием учиться, абсолютной преданностью (знанию), большим усердием, постоянством в занятиях, пригожим терпением, благонравностью и благовоспитанностью. И все это (дается человеку) только благодаря помощи Аллаха.

Если помощь Аллаха к юнцу не придет,

То первое, что он потеряет, – усердие.
Глава первая

Горячий пыл[96]

 

Введение. 1. Твое положение будет зависеть от степени твоего усердия. 2. Как возобладать горячим пылом? 3. Примеры проявления горячего пыла нашими предшественниками и эпизоды из их жизни.