Протокол

Приказ

 

Приказ - акт управления, издаваемый руководителями органов государственного управления, а также руководителями предприятий, учреждений, организаций, действующими на основе единоначалия, для разрешения основных и оперативных задач, стоящих перед данной организацией.

Приказ вступает в силу с момента его издания, если иное специально не предусмотрено в самом приказе.

Приказ является одним из важнейших и наиболее часто составляемых видов распорядительных документов. По содержанию приказы подразделяются на две группы:

- по основной деятельности;

- по личному составу (кадровые).

Делопроизводство по каждой из этих групп ведется отдельно.

Реквизиты приказа по основной деятельности: 10; 11; 12; 14; 19; 20; 21; 23; 24; 25; 26; 32.

Приказы по основной деятельности издаются в связи с созданием, реорганизацией, ликвидацией организаций или их структурных подразделений; по вопросам производственно-хозяйственной деятельности, планирования, финансирования, отчетности, реализации продукции, совершенствования структуры и организации работы предприятий; для утверждения положений, инструкций, правил и других подобных документов. Приказы могут издаваться не только в качестве инициативных, но и во исполнение указаний вышестоящих организаций. Издаются приказы и тогда, когда требуется довести до сведения руководителей структурных подразделений, должностных лиц документы, поступившие от органов государственного управления.

Приказами по личному составу оформляют прием на работу, перемещение, увольнение работников, а также поощрение или привлечение к дисциплинарной или материальной ответственности и др.

Целесообразно издавать приказ по какому-нибудь одному вопросу, так как включение в один документ тематически не связанных между собой аспектов приводит к тому, что отдельные вопросы не учитываются при регистрации, теряются при контроле и вообще могут быть упущены. Возникают также трудности при формировании дел и их хранении, так как сроки хранения могут быть разными.

Текст приказа обычно состоит из двух частей: констатирующей и распорядительной.

В констатирующей части излагаются факты, события, называются причины, цели и основания издания приказа. Если приказ издается во исполнение акта вышестоящего органа, в констатирующей части дается его краткое изложение и обязательно указывается полное название документа, его автор, дата и номер.

Констатирующая часть может не составляться, если нет необходимости давать какие-либо пояснения.

В распорядительной части приказа перечисляются предлагаемые действия, указываются исполнители и сроки исполнения. Текст распорядительной части должен иметь повелительную форму изложения. К формулировкам этой части документа следует относиться с большой ответственностью, не допуская неточности, расплывчатости и двузначности.

Если издание приказа связано с какими-либо изменениями, проводимыми в организации, то в предпоследнем пункте называют документы, утратившие силу или подлежащие изменению в связи с изданием данного приказа. В последнем пункте распорядительной части указывают лиц, на которых возлагают контроль исполнения приказа.

Приказы могут иметь приложения (графики, инструкции, положения, правила и др.), ссылки на которые следует давать в соответствующих пунктах текста; «Приложение» как самостоятельный реквизит в конце текста приказа не оформляется.

Текст приказа должен иметь заголовок. Заголовок начинается с предлога «о» («об») - «Об итогах», «О мерах» - или составляется при помощи отглагольных существительных: например, «О введении...», «О назначении...», «О создании...», «Об утверждении...».

Подписывает приказ только первый руководитель организации, а приказ по структурному подразделению - только руководитель структурного подразделения, если это предусмотрено положением о подразделении (или лицо, исполняющее обязанности руководителя по приказу). Проект приказа до подписания подлежит согласованию со структурными подразделениями и должностными лицами, которых он касается, с заинтересованными организациями (при необходимости). Так, проект приказа визируется составителем проекта, должностными лицами, курирующими эти вопросы, руководителями структурных подразделений, которых касается приказ, должностным лицом, ответственным за исполнение документа в целом, юрисконсультом.

Если исполнение приказа требует финансового обеспечения, то его необходимо согласовать с главным бухгалтером или финансовой службой.

Печатают приказ на специальном бланке с наименованием вида документа.

 

 

Протокол - документ, фиксирующий ход обсуждения вопросов и принятия решений па собраниях, совещаниях, конференциях и заседаниях коллегиальных органов.

Реквизиты протокола: 10, 11, 12, 14, 17, 19, 21.

Протокол ведет назначаемый или избираемый секретарь или специально назначенное лицо.

Протоколы оформляются на общих бланках формата А4 или на чистых листах бумаги.

Датой протокола является именно дата заседания, а не дата окончательного оформления и подписания протокола.

Протоколы имеют порядковую нумерацию с начала календарного года, которая одновременно означает и количество проведенных заседаний.

В реквизите «место заседания» указывают город, в котором состоялось заседание.

В заголовке протокола указываются вид коллегиальной деятельности — заседание, собрание, совещание — и название коллегиального органа в родительном падеже.

В тексте протокола выделяют две части — вводную и основную. Вводная часть содержит строго определенную информацию, располагаемую всегда в одинаковом порядке.

Председатель — фамилия и инициалы.

Секретарь — фамилия и инициалы.

При проведения оперативных совещаний эта часть протокола отсутствует.

В протоколе заседания постоянно действующего коллегиального органа сначала перечисляются фамилии присутствующих постоянных членов в алфавитном порядке (без указания должности), а затем - фамилии приглашенных с указанием их должностей.

Присутствовали - перечисляется состав присутствующих или указывается их количество.
Приглашенные - указываются должности, наименования организаций и фамилии приглашенных.

На крупных расширенных заседаниях и собраниях присутствующие указываются только количественно, а пофамильный список прилагается к протоколу.

Вводная часть протокола заканчивается повесткой дня, в которой указываются вопросы, выносимые на обсуждение. Вопросы в повестке дня должны располагаться так, чтобы первыми были наиболее важные и сложные.
В повестке дня не должно быть вопроса, сформулированного словом «Разное». Каждый рассматриваемый вопрос должен быть конкретизирован.

Основная часть протокола отражает работу коллегиального органа, в ней записываются все выступления. Строится она по разделам, в соответствии с порядком обсуждения вопросов повестки дня. Разделы нумеруют арабскими цифрами, при этом номер раздела должен соответствовать номеру вопроса повестки дня. Каждый раздел строится по традиционной схеме: СЛУШАЛИ - ВЫСТУПИЛИ - ПОСТАНОВИЛИ (РЕШИЛИ). Эти слова пишутся прописными буквами, каждое с новой строки, после них ставится двоеточие. Таким образом, они зрительно разбивают текст, И это позволяет быстро отыскивать нужны» вопрос.

Слово «СЛУШАЛИ» начинает раздел и пишется от левого поля без отступа вслед за цифрой, обозначающей порядковый номер вопроса.

В следующей строке с абзаца указывают фамилию и инициалы докладчика в родительном падеже; после фамилии ставят тире и с прописной буквы излагают основное содержание доклада (сообщения) или указывают, что текст его прилагается.

Также оформляется раздел «ВЫСТУПИЛИ». Однако имеются и некоторые отличия. Слово «ВЫСТУПИЛИ» пишут от левого поля без нумерации. Следует также обратить внимание, что фамилии выступающих указывают в именительном падеже. Фамилию и инициалы каждого выступающего пишут с абзаца, затем в скобках указывают наименование должности и далее ставят тире и с прописной буквы излагают суть выступления.

Вопросы к докладчику и ответы на них включаются в раздел «ВЫСТУПИЛИ» и оформляются по той же схеме (вместо слов «вопрос» и «ответ» пишут фамилию и инициалы). Излагают вопросы и ответы в форме прямой речи.

В тексте выступления целесообразно каждую мысль выступающего начинать с абзаца.

Раздел «ПОСТАНОВИЛИ (РЕШИЛИ)» печатают через 2-3 межстрочных интервала после предыдущего текста. В нем полностью излагается принятое решение, которое может состоять из одного или нескольких пунктов или иметь вид резолюции, то есть состоять из двух частей: констатирующей и резолютивной.

В констатирующей части подчеркивают значение обсуждаемого вопроса, указывают достижения и недостатки, а в резолютивной части называют меры, направленные на выполнение поставленных задач.

Постановляющая часть решений, как и распорядительные документы, должна быть конкретной и содержать составные части: кому, что сделать и в какой срок.

Принятые решения записывают, начиная чаще всего словами: утвердить тот или иной доклад, одобрить те или иные меры, такую-то информацию принять к сведению, утвердить проект в принятой редакции, или с учетом внесенных изменений и поправок.

Особое мнение по поводу принятого решения участник заседания за своей подписью может изложить на отдельном листе, который прилагается к материалам протокола. Содержание особого мнения записывается в протокол после записи соответствующего решения.

После заседания секретарю необходимо тщательно отредактировать текст протокола, ознакомить каждого выступающего с записью его выступления и получить подпись.

Протокол должны подписывать председатель и секретарь.

Решения коллегиальных органов, зафиксированные в протоколе, доводятся до исполнителей в виде постановлений и решений, а в организациях, действующих на принципе единоначалия, — и приказах.

Решения могут быть доведены до исполнителей и в виде выписки из протокола.

Все документы, связанные с подготовкой заседания (прежде всего это составление и согласование повестки дня, подготовка списка участников заседания и приглашенных, составление справок и докладных записок по предлагаемым к обсуждению вопросам, текстов и тезисов докладов, проектов предполагаемых решений), обязательно подшиваются к протоколу, а на обложке дела указывается: Протоколы заседаний и документы к ним.

 

Выписка из протокола

 

Выписка из документа - это заверенная копия части текста служебного документа.

В выписках делается дословная запись содержания выписываемых разделов, пунктов, абзацев.

При оформлении выписки из протокола обязательно пишут вводную часть, включая вопрос повестки дня, но которому делается выписка, а затем из основной части дословно выписывают текст нужного раздела. Как правило, выписку делают по одному вопросу повестки дня, указывая пункты «СЛУШАЛИ» и « ПОСТАНОВИЛИ» (пункт «ВЫСТУПИЛИ» обычно опускается). Далее проставляется реквизит «Подпись» с фамилиями председателя и секретаря.

Реквизиты выписки из протокола: 10, 11, 12, 14, 17, 19, 21, 23, 27.

Выписка оформляется на соответствующем бланке или на чистом листе с воспроизведением всех реквизитов бланка и заверяется проставлением отметки о заверке копии. В определенных случаях, предусмотренных нормативными документами, выписки заверяют печатью.