Где применяется прогнозирование?

  • На предприятиях - при анализе внешней среды.
  • На финансовых и валютных рынках.
  • В органах государственной власти - для определения перспектив социально-экономического развития государства и регионов.
  • В научных организациях - для исследования будущего.

Рынок - нестабильная и динамичная система, но это среда в которой предприятие функционирует. Безусловно, частично предприятие может влиять на рынок, но во многом ему приходится принимать его таким, какой он есть (и каков он будет).

При планировании возникает много вопросов относительно платежеспособного спроса, динамики цен, инвестиционного климата и т.д. Частично на эти вопросы можно ответить при помощи прогнозирования.

Система прогнозирования на предприятии снижает уровень неопределенности будущего. И как следствие - повышает качество управления и влияет, в конечном счете, на финансовые показатели деятельности предприятия.

На малом предприятии прогнозированием может заниматься руководитель на уровне интуиции, без сложных подсчетов, составления прогнозов в бумажной форме. В сущности он даже может не отдавать себе отчет, в том, что занимается прогнозированием.

Некоторые предприятия работают в условиях достаточно стабильного рынка. Такие преимущества, например, дает монополия. Но и здесь без элементарных прогнозов на основе экстраполяции не обойтись. А еще лучше оценивать риски и разрабатывать пессимистичные сценарии развития. От кризиса никто не застрахован. Лучше быть к этому готовым.

Гарантию 100%, конечно, не дает ни один прогноз. Но от прогноза это и не требуется.

Прогноз может описать возможные сценарии развития и дать оценки вероятностей их реализации.

На чем, собственно говоря, основано научно предвидение? На инерционности социально-экономических процессов, на выявлении причинно-следственных связей и тенденций развития. А также на интуиции. Все-таки прогнозирование - это, в сущности, творческий процесс. Все это вместе называется интуитивно-логическим анализом. С использованием чисто технических методов адекватное прогнозирование невозможно. Может быть поэтому так мало квалифицированных специалистов по прогнозированию. Но такие люди есть. Таким человеком, например, был Жуль Верн, который предсказал многие научные открытия в самых разных областях. Он мог видеть будущее на 100 лет вперед. Для прогнозиста на предприятии такие выдающиеся способности не нужны. Достаточно уметь исследовать будущее в пределах нескольких лет.

В менеджменте, обычно, не выделяют место под отдельную функцию «прогнозирование». Если прогнозирование и упоминается, то в составе функции планирования. Хоть это и не совсем верно, но, всё равно, прогнозирование и планирование взаимосвязаны. Более того, в рыночных условиях планирование без прогнозирования неэффективно. Давайте рассмотрим основные отличия прогнозирования от планирования.