Контрольная аппаратура.

Для контроля состояния воздуха в пневмоприводах используется различного рода контрольно-измерительная аппаратура: манометры для контроля давления, дифференциальные манометры и дроссельные шайбы для измерения подачи воздуха, реле давления, индикаторы давления для сигнализации о наличие давления в различных участках пневмосистем.

Манометры для измерения давления сжатого воздуха аналогичны гидравлическим манометрам (рис. 2.25). При подводе к штуцеру 7 манометра воздуха под давлением в результате деформации стенок трубчатой пружины 1 ее свободный конец перемещается пропорционально давлению. Из-за инерционности гибкой трубки и стрелки стрелочные манометры пригодны в основном для измерения медленно изменяющихся давлений. При эксплуатации манометров рабочее давление не должно превышать ¾ предела измерений. При помощи тяги 6 свободный конец трубчатой пружины связан с передаточным механизмом, состоящим из зубчатого сектора 5, находящегося в зацеплении с зубчатым колесом 2. Отсчетное устройство манометра состоит из стрелки 4 и шкалы 3.

Рис. 2.25. Манометр трубчато-пружинный.

В качестве устройств измерения расхода воздуха могут быть применены расходомеры, по принципу действия и устройству аналогичные гидравлическим. В то же время для измерения расхода широко используются ротаметры (рис. 2.26). Внутри стеклянной трубки 1, имеющей коническую, расширяющуюся кверху поверхность, помещена пробка 2. На трубке закреплена шкала 3, проградуированная в единицах расхода сжатого воздуха. При подаче воздуха в ротаметр под действием динамического давления потока пробка поднимается на высоту, на которой ее вес уравновешивает подъемную силу воздуха. Чем больше расход, тем выше поднимается пробка. На шкале фиксируется этот уровень и визуально определяется расход.

Рис. 2.26. Ротаметр. Рис. 2.27. Реле давления.

Датчики и реле давления для пневмоприводов по конструкции принципиально не отличаются от гидравлических, но в пневматической контрольной аппаратуре широко применяют сильфоны. В реле давления (рис. 2.27) установлен сильфон 4, припаянный к корпусу 3 и колпачку 6. Воздух поступает в реле по каналу в крышке 7. Если давление р достигает величины, настраиваемой пружиной 5, то сильфон сожмется, а толкатель 2 переключит микропереключатель 1, который выдаст сигнал о том, что давление в пневмосети равно требуемому.

Индикаторы давления предназначены для визуального контроля наличия давления воздуха в пневмосети. Они могут быть штокового и лампового типа.

Выдвинутый шток 1 (рис. 2.28 а) свидетельствует о наличие давления в пневмосети. Если давление падает до минимального значения, пружина 2, действующая на поршень 3, смещает его вниз, и шток 1 втягивается. Недостатком таких индикатором является наличие манжеты 4, которая оказывает большое сопротивление движению. Поэтому этот тип индикаторов используется в приводах с большим давлением. При низких давлениях используют индикаторы лампового типа (рис. 2.28 б), в которых имеется окрашенный плунжер 2 и линза 1. Под действием давления р плунжер поджимается к линзе, и оператор фиксирует изменение цвета линзы. Индикатор давления, изображенный на рисунке подключают к двум линиям А и Б, поэтому окраска линзы означает наличие давления в линии А и его отсутствие в линии Б. Если же линза прозрачна, то давление есть в линии Б, а в линии А отсутствует.

 

Рис. 2.28. Индикаторы давления.

 

Глава 3. Принципиальные схемы пневматических приводов.